Дело №2-2307 /2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 октября 2020 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Болоткиной Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мартыненковой С.В. к Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию об обеспечении жилым помещением,
установил:
Мартыненкова С.В. обратилась в суд с иском к Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию о признании незаконными действий Администрации Смоленской области по непостановке на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий, возложении на Департамент Смоленской области по социальному развитию обязанности поставить ее на учет как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, имеющее право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета как являющееся членом семьи ветерана боевых действий, а также об обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
В обоснование иска Мартыненкова С.В. указала, что ответчики уклоняются от постановки ее на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилых условий, и обеспечения жильем за счет сред федерального бюджета как члена семьи ветерана боевых действий ФИО1, основанием нуждаемости в улучшении жилищных условий Мартыненкова С.В. указала обстоятельство проживания в непригодном для проживания жилом помещении по адресу: <адрес>.
Мартыненкова С.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Заявленное представителем истца Орлеанской Н.В. ходатайство об отложении судебного заседания было оставлено без удовлетворения как необоснованно заявленное. В рамках заявленного иска представитель истца участвовала в судебных заседаний, имела возможность давать объяснения по существу иска.
Представитель Администрации Смоленской области, Департамента Смоленской области по социальному развитию Александрова М.Н. заявленный иск не признала как необоснованно заявленный, представив письменные возражения на иск (л.д.54-56).
Представитель Администрации муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области в судебное заседание не явился, в письменных возражениях на иск полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), в редакции действовавшей до 31 декабря 2004 года, ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" изложен в редакции, согласно которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) ветерана боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца, вставшие на учет после 1 января 2005 года, также обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке. При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (ч. 2).
Как следует из положений частей 1 - 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.
Из материалов дела следует, что рядовой запаса ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся участником боевых действий, проходил военную службу в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, являлся участником боевых действий, военным комиссариатом Краснинского района Смоленской области ДД.ММ.ГГГГ ему было выдано соответствующее удостоверение (л.д.32).
Истец Мартыненкова С.В. является матерью ФИО1, который умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33, 34).
Мартыненковой С.В. было выдано удостоверение члена семьи умершего ветерана боевых действий на основании пп.1 п.2 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», подтверждающее право истца на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом «О ветеранах» (л.д.35).
Мартыненковой С.В. ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администраци Президента РФ было направлено обращение об оказании содействия в улучшении жилищно-бытовых условий по тому основанию, что она является матерью умершего ветерана боевых действий ФИО1, инвалида 2 группы (л.д.62).
В адрес Мартыненковой С.В. были направлены письменные сообщения Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ и Департамента Смоленской области по социальному развитию от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указывалось на то, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет, за исключением тех лиц, которые были поставлены на учет как нуждающиеся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ; постановка на учет лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органами местного самоуправления (л.д.37-40; 60-61).
По обращению Мартыненковой С.В. Администрация муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области письмом от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила о том, что администрация муниципального образования не располагает сведениями о предоставлении ФИО1 жилого помещения на территории это муниципального образования.
ФИО1 был зарегистрирован и затем ДД.ММ.ГГГГ был снят с регистрационного учета по адресу: <адрес> (л.д.42).
Из показаний свидетеля ФИО2 следует, что ее брат ФИО1 после прохождения службы устроился на работу на Авиационный завод и проживал в общежитии, после смерти отца он стал проживать в деревне, поскольку он жилья не имел, то они совместно обратились в Администрацию муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области по вопросу постановки его на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ.
Мартыненковой С.В. на праве собственности принадлежал жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой -<данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.
Из выписки из похозяйственней книги Администрации Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области за период ДД.ММ.ГГГГ следует, что Мартыненкова С.В. проживала в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> вместе с сыном ФИО1.
Из искового заявления Мартыненковой С.В. и копии домовой книги следует, что она (истец) с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает с дочерью по адресу: <адрес>.
В соответствии с техническим заключением от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный жилой дом по адресу: <адрес> не соответствует требованиям нормативной документации для жилых помещений (л.д.10-24).
Согласно письменному сообщению Администрации г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ № Мартыненкова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в Администрации г.Смоленска на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, не состоят и не состояли. Вопрос о пригодности (непригодности) для проживания жилого помещения по адресу: <адрес> городской межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда г.Смоленска не рассматривался (л.д.79).
Администрация муниципального образования «Краснинский район» Смоленской области в письменном сообщении от ДД.ММ.ГГГГ № указала, что Мартыненкова С.В. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не состояла на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления Краснинского района Смогленской области, и не состоит в указанном качестве в настоящее время (л.д.70).
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 4 февраля 2014 г. N 236-О, поскольку действующим жилищным законодательством основания и порядок предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам из числа ветеранов боевых действий, равно как и их право на первоочередное бесплатное обеспечение жильем непосредственно не предусмотрены, те из них, кто был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет после 1 января 2005 года, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Граждане из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые по состоянию на 1 января 2005 года имели статус ветеранов боевых действий, но по какой-либо причине не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, не могут считаться приобретшими право на первоочередное бесплатное предоставление жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов, - в отношении них государство не принимало обязательств по обеспечению жильем в приоритетном порядке, в силу чего у них не возникло и право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Предоставление права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета только ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и приняты на соответствующий учет до 1 января 2005 года, - притом что ветеранам боевых действий из числа тех же лиц, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставленным на учет после этой даты, предоставлено право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях - осуществлено в пределах полномочий федерального законодателя по определению механизма реализации социальной поддержки ветеранов.
Поскольку на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Мартыненкова С.В. не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, следовательно, на ДД.ММ.ГГГГ у Мартыненковой С.В. не возникло право на первоочередное предоставление жилого помещения.
В этой связи к лицам, имеющим право на первоочередное предоставление жилого помещения за счет федерального бюджета Мартыненкова С.В. не относится.
Мартыненкова С.В. малоимущей в установленном законом порядке не признавалась, а также, что жилое помещение, в котором она проживает, непригодным для проживания в установленном законом порядке не было признано.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан.
Действиями Администрации Смоленской области, Департамента Смоленской области по социальному развитию права Мартыненковой С.В. на постановку на учет и обеспечение жилым помещением нарушены не были.
При таких установленных судом обстоятельствах в иске Мартыненковой С. В. к Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию об обеспечении жилым помещением следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
в иске Мартыненковой С.В. к Администрации Смоленской области, Департаменту Смоленской области по социальному развитию об обеспечении жилым помещением отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Председательствующий К.М.Макарова
Мотивированный текст решения изготовлен 05 ноября 2020 года
«КОПИЯ ВЕРНА» подпись судьи К.М. Макарова секретарь судебного заседания Ленинского районного суда г. Смоленска наименование должности уполномоченного работника аппарата федерального суда общей юрисдикции Е.А. Болоткина (Инициалы, фамилия) 05 ноября 2020 г. |
Ленинский районный суд г. Смоленска
УИД: 67RS0002-01-2020-002086-78
Подлинный документ подшит в материалы дела № 2-2307/2020