Дело №2-2572/2020 30 сентября 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,
при секретаре Кузнецовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Малыгиной Г. Е. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить пенсию по старости,
установил:
Малыгина Г.Е. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить пенсию по старости.
Требования мотивировала тем, что 30 мая 2020 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. В назначении пенсии ей было отказано, с чем она не согласна. Считала, что необоснованно из стажа работы, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, исключены периоды работы в качестве учителя в учебно-воспитательном комплексе № 5 «Развитие» с 29 августа 1994 года по 16 апреля 1995 года, с 23 апреля 1995 года по 26 февраля 1996 года, период работы в качестве учителя в школе-комплексе № 5 с 27 февраля 1996 года по 01 февраля 1998 года, период работы по совместительству (по основному месту работы находилась в отпуске по уходу за ребенком) в ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» с 03 сентября 2001 года по 09 сентября 2001 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 17 апреля 1995 года по 22 апреля 1995 года, периоды работы в должности учителя в МБОУ «Средняя школа № 5» с 13 мая 2002 года по 23 мая 2002 года, с 24 февраля 2003 года по 07 марта 2003 года, с 14 декабря 2005 года по 23 декабря 2005 года, с 27 февраля 2008 года по 28 февраля 2008 года, с 31 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 25 марта 2013 года по 29 марта 2013 года. В спорные периоды работы она осуществляла трудовую деятельность в учреждении, созданном с целью обучения детей. На курсы повышения квалификации ее направлял работодатель, на время курсов за ней сохранялась средняя заработная плата, из которой производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. Потому просила возложить на ответчика обязанность включить периоды работы с 29 августа 1994 года по 16 апреля 1995 года, с 23 апреля 1995 года по 26 февраля 1996 года, с 27 февраля 1996 года по 01 февраля 1998 года, с 03 сентября 2001 года по 09 сентября 2001 года, с 17 апреля 1995 года по 22 апреля 1995 года, с 13 мая 2002 года по 23 мая 2002 года, с 24 февраля 2003 года по 07 марта 2003 года, с 14 декабря 2005 года по 23 декабря 2005 года, с 27 февраля 2008 года по 28 февраля 2008 года, с 31 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 25 марта 2013 года по 29 марта 2013 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, назначить ей страховую пенсию по старости с 30 мая 2020 года.
В судебном заседании истец Малыгина Г.Е. на удовлетворении иска настаивала. Пояснила суду, что необходимый стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей она выработала. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) Зубцов А.С. исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа №5» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав пояснения истца и представителя ответчика, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы отказного пенсионного дела Малыгиной Г.Е. <№>, суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что 30 мая 2020 года истец Малыгина Г.Е. обратилась к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
В назначении страховой пенсии по старости ответчик отказал по причине недостаточности стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, при этом не включил в указанный стаж оспариваемые истцом периоды работы в должности учителя физики в муниципальном учреждении «Учебно-воспитательный комплекс № 5 «Развитие» с 29 августа 1994 года по 16 апреля 1995 года, с 23 апреля 1995 года по 26 февраля 1996 года, период работы в качестве учителя физики в Школе-комплексе № 5 с 27 февраля 1996 года по 01 февраля 1998 года, период работы по совместительству (по основному месту работы находилась в отпуске по уходу за ребенком) с 03 сентября 2001 года по 09 сентября 2001 года, период нахождения на курсах повышения квалификации с 17 апреля 1995 года по 22 апреля 1995 года, периоды работы в должности учителя в МБОУ «Средняя школа № 5» с 13 мая 2002 года по 23 мая 2002 года, с 24 февраля 2003 года по 07 марта 2003 года, с 14 декабря 2005 года по 23 декабря 2005 года, с 27 февраля 2008 года по 28 февраля 2008 года, с 31 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 25 марта 2013 года по 29 марта 2013 года.
Согласно решению Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонного) от <Дата> <№> пенсионный орган посчитал, что у истца имеется стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, продолжительностью 21 год 5 месяцев 17 дней.
Записями в трудовой книжке истца, а также справкой, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от <Дата> <№>, выданной МБОУ МО «Город Архангельск» «Средняя школа № 5», подтверждается, что 29 августа 1994 года истец принята учителем физики и информатики 8 разряда согласно ЕТС в Учебно-воспитательный комплекс № 5 г. Архангельска, 02 сентября 1996 года присвоен 12 разряд согласно ЕТС, 27 февраля 1996 года Учебно-воспитательный комплекс № 5 переименован в Школу-комплекс № 5, 02 февраля 1998 года Школа-комплекс № 5 переименована в среднюю общеобразовательную школу № 5, 01 ноября 2002 года присвоена вторая квалификационная категория в должности «учитель» (сроком на 5 лет), 27 ноября 2006 года присвоена первая квалификационная категория в должности «учитель» сроком на 5 лет, 23 ноября 2011 года присвоена первая квалификационная категория по должности «учитель», 11 января 2012 года муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» переименовано в муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа № 5», 01 апреля 2015 года муниципальное бюджетное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя общеобразовательная школа № 5» переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Средняя школа № 5» на основании постановления № 1140 от 25 декабря 2014 года мэра города Архангельска «О переименовании муниципальных учреждений», 28 августа 2015 года уволена по собственному желанию, 29 августа 2015 года принята учителем информатики в ГБНОУ АО «Университетская Ломоносовская гимназия» Министерства образования и науки Архангельской области, 30 августа 2015 года установлена высшая квалификационная категория по должности «учитель» с 29 апреля 2015 года сроком на 5 лет, 14 апреля 2016 года Государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Архангельской области «Университетская Ломоносовская гимназия» переименовано в государственное бюджетное нетиповое образовательное учреждение Архангельской области «Архангельский государственный лицей имени М.В. Ломоносова».
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).
На основании п. 1 ст. 8 указанного Федерального закона право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи (п.п. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением 7 к Федеральному закону «О страховых пенсиях» при возникновении права на страховую пенсию по старости в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 ст. 30 данного Федерального закона (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), в 2020 году срок назначения страховой пенсии установлен не ранее 24 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
В силу ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как указано в ч. 2 ст. 30 Закона № 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «м» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665) предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее – Список).
В п. 1 раздела «Наименование должностей» Списка поименована должность учителя, в пункте 1.8 раздела «Наименование учреждений» предусмотрены общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516).
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т. п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
В соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения учебно-воспитательного комплекса № 5 «Развитие» 1992 года наименование учреждения – муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5», тип образовательного учреждения – общеобразовательная школа. «Учреждение» создается с целью удовлетворения потребности семьи в уходе за детьми, их гармоничным развитием с 2 до 7 лет. «Учреждение» дает возможность детям, достигшим школьного возраста (7 лет), посещать «учреждение» и получить основное общее и среднее (полное) общее образование на уровне современных требований. «Учреждение» осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ: 0 ступень – дошкольное образование (с 2 лет до 7 лет), 1 ступень – общее начальное образование (нормативный срок освоения три (или четыре) года), 2 ступень – общее основное образование (нормативный срок освоения – 5 лет), 3 ступень – общее среднее (полное) образование (нормативный срок освоения – 2 года).
Согласно Уставу муниципального образовательного учреждения Школы-комплекса № 5 1996 года тип учреждения - общеобразовательное учреждение, вид - школа-комплекс. «Учреждение» создается с целью удовлетворения потребности семьи в уходе за детьми, их гармоничным развитием с 2 до 7 лет. «Учреждение» дает возможность детям, достигшим школьного возраста (7 лет) и годным по состоянию здоровья, посещать «учреждение» и получить основное общее и среднее (полное) общее образование на уровне современных требований. «Учреждение» осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ: 0 ступень – дошкольное образование (с 2 лет до 7 лет), 1 ступень – общее начальное образование (нормативный срок освоения – 3-4 года), 2 ступень – общее основное образование (нормативный срок освоения – 5 лет), 3 ступень – общее среднее (полное) образование (нормативный срок освоения – 2-3 года), дополнительное образование.
В соответствии с Уставом муниципального образовательного учреждения – «Средняя общеобразовательная школа № 5» 1998 года данное учреждение создается на базе образовательной школы № 5 и ясли-сада № 34 в организационно-правовой форме муниципального общеразвивающего воспитательно-образовательного учреждения общеобразовательного типа. Структуру УВК составляют: А ступень (дошкольное образование) дети с 2 до 7 лет, 1 ступень (начальное общее образование) 1-3 классы с 7-летнего обучения, 2 ступень (основное общее образование) 5-9 классы, 3 ступень (среднее/полное/общее образование) 10-11 классы, административно-управленческая служба (директор, учебно-воспитательная часть, бухгалтерия, канцелярия, библиотека), общественные организации (совет школы, педагогический совет, родительский комитет по 2 человека от группы и класса, органы самоуправления).
Вышеуказанное свидетельствует о том, что данные учреждения являлись образовательными учреждениями для детей.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что она осуществляла свою деятельность в общеобразовательной школе.
Неправильное наименование учреждений не должно нарушать права истца на социальное обеспечение, в том числе на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью. Основным критерием для определения права на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью является занятие именно такой деятельностью в образовательном учреждении.
Следовательно, периоды работы истца в должности учителя в учебно-воспитательном комплексе «Развитие» с 29 августа 1994 года по 16 апреля 1995 года, с 23 апреля 1995 года по 26 февраля 1996 года, период работы в качестве учителя в школе-комплексе № 5 с 27 февраля 1996 года по 01 февраля 1998 года подлежат включению в специальный стаж.
Из материалов дела также следует, что во время работы учителем в МБОУ «Средняя школа № 5» истец в соответствии с приказами работодателя находилась на курсах повышения квалификации с 17 апреля 1995 года по 22 апреля 1995 года, с 13 мая 2002 года по 23 мая 2002 года, с 24 февраля 2003 года по 07 марта 2003 года, с 14 декабря 2005 года по 23 декабря 2005 года, с 27 февраля 2008 года по 28 февраля 2008 года, с 31 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 25 марта 2013 года по 29 марта 2013 года. В эти периоды за ней сохранялась заработная плата, с которой работодатель производил начисление и уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, поскольку истец работала учителем в общеобразовательной школе, то есть в учреждении и в должности, предусмотренными соответствующим списком, трудовой договор с ней не прерывался, указанные периоды курсов повышения квалификации также подлежат включению в стаж работы по специальности, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Оснований для включения в специальный стаж периода работы по совместительству (по основному месту работы находилась в отпуске по уходу за ребенком) в ГОУ ВПО «Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова» с 03 сентября 2001 года по 09 сентября 2001 года не имеется в связи с отсутствием подтверждающих документов.
С учетом включения в стаж педагогической деятельности спорных периодов работы и курсов повышения квалификации с 29 августа 1994 года по 16 апреля 1995 года, с 23 апреля 1995 года по 26 февраля 1996 года, с 27 февраля 1996 года по 01 февраля 1998 года, с 17 апреля 1995 года по 22 апреля 1995 года, с 13 мая 2002 года по 23 мая 2002 года, с 24 февраля 2003 года по 07 марта 2003 года, с 14 декабря 2005 года по 23 декабря 2005 года, с 27 февраля 2008 года по 28 февраля 2008 года, с 31 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 25 марта 2013 года по 29 марта 2013 года продолжительность стажа педагогической деятельности истца, требуемого для назначения пенсии ранее достижения пенсионного возраста составит 25 лет 0 месяцев 07 дней.
Вместе с тем, из изложенного ранее следует, что страховая пенсия по старости может быть назначена истцу не ранее чем через полтора года со дня возникновения права на страховую пенсию по старости. Стаж для выхода на пенсию приобретен истцом с учетом периода работы в 2020 году, в связи с чем в удовлетворении исковых требований о назначении досрочной страховой пенсии по старости с 30 мая 2020 года надлежит отказать.
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Истцом при подаче иска понесены расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей, которые в силу ст. ст. 88, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Малыгиной Г. Е. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды работы, назначить пенсию по старости удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» Малыгиной Г. Е. периоды работы с 29 августа 1994 года по 16 апреля 1995 года, с 23 апреля 1995 года по 26 февраля 1996 года, с 27 февраля 1996 года по 01 февраля 1998 года, с 17 апреля 1995 года по 22 апреля 1995 года, с 13 мая 2002 года по 23 мая 2002 года, с 24 февраля 2003 года по 07 марта 2003 года, с 14 декабря 2005 года по 23 декабря 2005 года, с 27 февраля 2008 года по 28 февраля 2008 года, с 31 января 2011 года по 05 февраля 2011 года, с 25 марта 2013 года по 29 марта 2013 года.
В удовлетворении исковых требований Малыгиной Г. Е. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период работы с 03 сентября 2001 года по 09 сентября 2001 года, назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 30 мая 2020 года отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Архангельске Архангельской области (межрайонного) в пользу Малыгиной Г. Е. государственную пошлину в размере 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.В. Москвина