Решение по делу № 2-465/2020 ~ М-327/2020 от 07.10.2020

Дело № 2-2-465/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 ноября 2020 года                                                                    с.Частые

Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Петровой И.В.,

при секретаре судебного заседания Дубинской С.В.,

с участием прокурора Ребриной Ю.Р.,

истца Некрасова Ю.П.,

представителя ответчика администрации Частинского муниципального района Ефимовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Некрасова Юрия Павловича к администрации Частинского муниципального района Пермского края о признании незаконным отказа во включении в список, признании за ним права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, обязании включить в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Пермского края,

у с т а н о в и л:

    Некрасов Ю.П. обратился в суд с иском к администрации Частинского муниципального района Пермского края о признании незаконным отказа во включении в список, признании за ним права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, обязании включить в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Пермского края, мотивируя свои требования тем, что он ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, с рождения остался без родителей и на него должны распространяться дополнительные гарантии по социальной поддержке. Он воспитывался в детском доме в с. Калинино Кунгурского района, затем в Калининской коррекционной школе-интернат для детей- сирот VIII вида, затем обучался в училище №18 г.Добрянки. В процессе обучения находился на государственном обеспечении. Обучение в училище не закончил, через год после поступления уехал в пос. Белая Гора Кунгурского района, впоследствии переехал в Частинский район. Никакого жилья у него не было. Сведениями о том, что какими-либо государственными или муниципальными органами принимались меры к закреплению за нам жилья, не обладает. Всю жизнь проживал на съемных квартирах, является малообеспеченным. Постановлением администрации Ножовского сельского поселения от 10.12.2018 г. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В декабре 2018 г. по совету соседей устно обратился в администрацию Частинского муниципального района с просьбой выделить жилье как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, откуда поступил совет обратиться в суд с иском. Было разъяснено, что есть шанс через суд получить право на жилье как лицу из числа детей-сирот. Одновременно районная администрация сделала запрос в Министерство социального развития Пермского края об оказании ему содействия в получении жилья. Из поступившего в администрацию Частинского района ответа из Министерства следует, что органами местного самоуправления по месту его проживания вопрос о закреплении за ним какого-либо жилья никогда не ставился, и в список лиц из их числа, нуждающихся в получении жилья, его также нигде не включали. Было ли какое-либо жилье у его родителей он не знает. Аналогичные ответы поступили в администрацию Частинского муниципального района из администрации г.Кунгура и Кунгурского района, и на его личный запрос- из администрации Добрянского района, (ни в каких других муниципальных образованиях, кроме Добрянского, Кунгурского и Частинского районов он никогда не проживал). На обращение в Министерство социального развития Пермского края поступил ответ, из которого следует, что с 1 июля 2017 года государственные полномочия в части принятия решений о предоставлении детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа жилья из муниципального специализированного жилфонда переданы органам местного самоуправления. Рекомендовано обратиться в администрацию Частинского муниципального района, а при получении отказа обжаловать его в суд. Одновременно с этим ответом были направлены копии документов, подтверждающих его статус: справка среднего профтехучилища № 18 г. Добрянка о том, что он с 01.09.1996 г. обучался на полном гособеспечении; копия направления на обучение в училище, выданная Управлением образования администрации г.Добрянка, из которой следует, что он является выпускником Калининской школы-интерната для детей-сирот, что мать отказалась от него в роддоме, а сведения об отце в свидетельстве о рождении записаны с ее слов; копия архивной справки из архива Кунгурского района; копия письма Калининской вспомогательной школы для детей-сирот в администрацию г. Добрянки от 11.01.1996 года, в котором директор школы сообщает, что он после окончания школы в сентябре 1996 г. будет направлен в училище № 18 г. Добрянки, и просит решить вопрос о его трудоустройстве и предоставлении жилья. После окончания Калининской школы- интерната в сентябре 1996 г. он действительно поступил в ПТУ №18 г. Добрянки. В администрации г.Добрянка, достоверно зная о его статусе (доказательством тому является направление Управления образования г. Добрянка в ПТУ №18), требования закона проигнорировали, и на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения не поставили, о чем и сообщили ему в ответе от 09.04.2019 г. На момент окончания обучения в Калининской школе-интернате и на момент поступления в профтехучилище, и на момент вступления закона № 159-ФЗ в силу ему было 17 лет, следовательно, на него распространялись требования этого закона о внеочередном обеспечении жильем, предусмотренные статьей 8. В соответствии с данной статьей, обязанность предоставления жилья возникает у органа исполнительной власти по месту проживания лица, в том числе по окончанию срока пребывания в образовательном учреждении. Администрация ПТУ №18, в которое он был направлен из Калининской школы- интернат с пакетом документов, обязана была сообщить о нем в орган опеки администрации г.Добрянки. Со своей стороны, орган опеки и попечительства и администрация города Добрянки, получив письмо директора Калининской школы, обязаны были исполнять требования статьи 121 СК РФ. Его должны были учесть как лицо, подпадающее под действие закона № 159- ФЗ, и каким- то образом принять меры к обеспечению жильем. Соответственно, и после отчисления его из училища администрация обязана была сообщить в орган опеки по месту его дальнейшего проживания. В период обучения в Калининской школе-интернате при направлении в училище директор школы заверил, что вопрос об обеспечении жильем им решен. И это подтверждается приведенным выше его письмом в администрацию города Добрянки. То есть о его праве на льготное обеспечение жильем администрацией учреждения, в котором он воспитывался, было заявлено своевременно, и государство в лице уполномоченных органов должно было учесть необходимость и предоставить ему возможность реализовать это право.В Пермском крае реализация дополнительных гарантий прав детей- сирот, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа осуществляется на основании закона Пермской области от 29.12.2004 года № 1939-419, и Постановления Правительства Пермского края №1194 от 09.09.2013 г., которым утвержден соответствующий порядок предоставления жилья. В п.1.2. Порядка сказано, что жилые помещения указанной категории лиц, включенным в список, предоставляются однократно из специализированного жилищного фонда. То есть для получения жилья необходимо иметь соответствующий статус и быть включенным в соответствующий список. Действовавшим ранее Указом Губернатора Пермской области № 170 от 23.06.2000 года были утверждены Правила учета детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилом помещении. В соответствии с данными Правилами (п.2) - дети сироты, дети, оставшиеся без попечения, и лица из их числа, после окончания пребывания в (перечисленных) учреждениях, и учреждениях всех видов профессионального образования- имеют право на первоочередное получение жилого помещения. Обязательным условием названо отсутствие закрепленного жилья (п.3), а постановка на учет поручена органам местного самоуправления совместно с органами опеки, с момента приобретения лицом соответствующего статуса (п.5). В пункте 6 Правил сказано, что с заявлением о постановке на учет вправе обратиться как сами дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, так и их законные представители, в том числе от имени детей, находящихся на полном гособеспечении- администрация соответствующих учреждений. После получения сведений из Министерства социального развития Пермского края он обратился с соответствующим заявлением о постановке его на учет в администрацию Частинского муниципального района, но получил отказ, из которого следует, что он в настоящее время утратил право на обеспечение его жилым помещением, так как уже потерял статус лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей (мне более 23 лет). Его право на получение жилья утрачено по вине чиновников, которые в свое время халатно отнеслись к своим обязанностям по защите прав детей-сирот и оставшихся без попечения родителей. Учитывая, что вопрос об обеспечении его жилым помещением был поставлен законным представителем- директором Калининской школы-интернат своевременно, но в силу невыполнения уполномоченными государственными органами и учреждениями своих обязанностей по постановке на соответствующий учет как нуждающегося, его право на получение жилого помещения в качестве меры дополнительной социальной поддержки государства- не было осуществлено, просит суд признать незаконным отказ администрации Частинского муниципального района во включении его, в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, признать за ним право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в Частинском муниципальном районе, обязать администрацию Частинского муниципального района включить его, в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилищного фонда.

    В судебном заседании истец Некрасов Ю.П. требования поддержал, изложив доводы, указанные в иске. Дополнительно пояснил, что он не знал, что после окончания школы ему должны были предоставить жилье. Когда учился в школе, педагог им говорила, что их должны включить в список, но этого не сделали. До 17 лет учился в Добрянке, потом уехал в Кунгурский район. В Кунгурском районе проживал до 25 лет. Включили его в список для обеспечения жильем или нет, не интересовался. В Частинский район он приехал в 2003 году, ему было 27 лет. Сегодня ему 41 год. Соседи сказали, что его должны обеспечить жильем, как сироту. До 23 лет с заявлением о предоставлении ему жилья никуда не обращался. Уважительных причин для не обращения нет. Сейчас проживает в съёмном жилье. Администрация Ножовского сельского поселения включила его в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.

Представитель ответчика администрации Частинского муниципального района Ефимова О.А., исковые требования не признала, суду пояснила, что обеспечение детей- сирот жильем носит заявительный характер. Данная возможность предоставлена для лиц с 18 до 23 лет, форма заявления установлена Правительством РФ. Истец обращался в органы местного самоуправления в мае текущего года, заявление не предоставлял, предоставил справку о составе семьи, выписку из ЕГРН об отсутствии имущества, свидетельство о регистрации права на дом, в котором сейчас проживает и копию паспорта собственника жилого помещения. Документы были переданы не лично, а через Шандаровича, его лично специалист не видел. В 2018 году он обращался к заместителю главы на личном приеме по поводу жилья. Как орган местного самоуправления на обращение обязаны отреагировать. Некрасов включен в список лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения. Отказа в постановке в очередь на получение жилья как сироты, как такового не было, потому что и заявления не было. Также от истца заявления не было ни в Добрянке, ни в Кунгуре.

В заключении прокурор Ребрина Ю.Р. пояснила, что на соответствующих органах власти лежала обязанность по предоставлению Некрасову Ю.П. жилья, как ребенку сироте, однако данные обязанности ими не исполнены, что не может являться препятствием для реализации Некрасовым Ю.П. своих прав.

В судебном заседании изучены материалы дела.

Выслушав истца, представителя ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования истца подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему выводу.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.

Согласно п. 1 ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 267-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 "О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства" (вместе с "Правилами формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства") утверждены правила формирования списка и форма заявления.

Как указано в п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.04.2019 N 397 формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации. Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

Предоставление вне очереди жилого помещения для указанных выше категорий лиц в силу закона носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

В соответствии с Законом Пермского края от 10.05.2017 N 88-ПК (ред. от 15.06.2018) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят ЗС ПК 20.04.2017) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот; формированию списка детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; принятию решений о предоставлении детям-сиротам жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда и заключение договоров найма специализированного жилого помещения (ч.1 пп.1,2,3).

Статьей 6 Закона Пермской области от 29 декабря 2004 года № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотрено, что лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования Пермского края однократно по месту жительства в пределах территории муниципального района предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном нормативным правовым актов Правительства Пермского края.

Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

Вместе с тем, ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР устанавливалось, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.

Таким образом, действующее до 01.03.2005 законодательство включало в себя принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Некрасов Ю.П. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Согласно свидетельству о рождении родителями являются ФИО и ФИО2 (л.д.13).

Согласно архивной справке № 07-13-2340 Муниципального бюджетного учреждения «Архив Кунгурского муниципального района», из личного дела Некрасова Ю.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что он родился в <адрес>, его мать ФИО2 заявлением от ДД.ММ.ГГГГ отказалась от него. На основании путевки Пермского облоно № 976 от 11.11.1983 г. Некрасов поступил в Калинискую школу- интернат для детей-сирот из Дома ребенка г. Березники 10.02.1984 г. в дошкольную группу и с 1988 г. по 1996 г. обучался с 1 по 9 класс. На основании приказа № 90 от 25.09.1996 г. Некрасов выбыл из Калининской образовательной агрошколы- интерната для детей сирот 02.09.1996 г. на учебу в г. Добрянка в ПТУ № 18 в связи с окончанием 9 классов (л.д.44).

Письмом директора Калининской образовательной агрошколы-интерната от 11.01.1996 г. комиссия по делам несовершеннолетних по охране прав детей в г. Добрянка была поставлена в известность о том, что воспитанник Некрасов Ю.П. в мае 1996 года заканчивает обучение в их школе и будет направлен в их район для дальнейшего трудоустройства, так как до определения в учреждение интернатного типа ребенок проживал на территории административного района г. Добрянка. Просят решить вопрос о трудоустройстве и предоставлении жилой площади (л.д.45).

Письмом от 30.01.1996 г. начальник городского Управления образования администрации г. Добрянка Пермской области просит профтехучилище г. Добрянка зачислить с 1.09.1996 г. выпускника Калинской вспомогательной агрошколы-интерната для детей-сирот Некрасова Ю.П., с указанием, что его мать отказалась от него в роддоме, отец записан по указанию матери (л.д.43).

Согласно справки среднего профессионально- технического училища № 18 г. Добрянка Некрасов Ю.П. поступил в ПУ № 18, обучался в группе КМ-1 с полным гособеспечением до 17 лет (л.д.42).

Из письма администрации Добрянского муниципального района от 18.12.2018 г. № СЭД-265-01-01-18-913, направленного в адрес Министерства социального развития Пермского края Некрасов Ю.П. в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Добрянскому муниципальному району не включен, на учете лиц, нуждающихся в обеспечении жильем в администрации Добрянского муниципального района не состоит и ранее не состоял (л.д.33).

Согласно ответа администрации Добрянского муниципального района от 09.04.2019 г. № СЭД-265-01-01-100-265 следует, что Некрасов Ю.П. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда Добрянского муниципального района по договорам найма специализированных жилых помещений, не состоял и не состоит по состоянию на 08.04.2019 г. На учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, в администрации Добрянского городского поселения не состоял и не состоит по состоянию на 08.04.2019 г.(л.д.29).

Из ответа администрации города Кунгура Пермского края от 30.11.2018 г. № СЭД-268-01-01-802 следует, что Некрасов Ю.П. не состоял и не состоит на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в муниципальном образовании «Город Кунгур» (л.д.23).

Некрасов достиг совершеннолетия ДД.ММ.ГГГГ.

Из объяснений Некрасова Ю.П. следует, что он до 17 лет проживал в г. Добрянка, затем уехал в Кунгурский район, где проживал до 25 лет, то есть до 2004 года.

Некрасов Ю.П. прибыл в Частинский район Пермского края и зарегистрирован по месту пребывания: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.14).

22.11.2018 г. он обратился в администрацию Частинского района по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (л.д.15). Согласно карточке личного приема граждан суть его обращения заключалось в том, что он ребенок сирота, воспитывался в с. Калинино Кунгурского района в детском доме, жилье от государства не получал, на сегодня жилья нет, нуждается в улучшении жилья, просит поставить в очередь (л.д.57).

На его обращение были сделаны запросы в соответствующие органы, а также постановлением главы Ножовского сельского поселения № 123 от 10.12.2018 г. он был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, регистрационный номер учетного дела № 203, о чем был уведомлен (л.д.26, 27).

Таким образом, судом установлено, что с заявлением по вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также нуждающегося в жилом помещении Некрасов Ю.П. обратился в администрацию Частинского района Пермского края впервые в 2018 году, по достижении возраста 39 лет. Из представленных в материалы дела сведений следует, что ранее указанной даты заявлений о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от Некрасова Ю.П. не поступало ни в администрацию г. Добрянка, ни в администрацию г. Кунгура, где он проживал с 18 до 25 лет. Доказательств наличия уважительных причин, препятствующих обращению истца с заявлением о постановке на учет ранее указанной даты, не представлено. Как пояснил сам истец в судебном заседании, до 2018 года он не задавался вопросом о том, что его должны были включить в список для обеспечения жильем, как ребенка-сироту. Ранее в 1996 г. когда приехал в г.Добрянка в ПУ, ему было 17 лет, преподаватель училища сказал им, что их должны включить в списки для предоставления жилья. Проживая в г. Добрянке до 17 лет, он не интересовался, был ли поставлен на учет для обеспечения жильем. В 17 лет уехал в Кунгурский район. Проживая там до 25 лет, с заявлением о предоставлении жилья, как сироте, либо постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращался. В 39 лет приехал на территорию Частинского муниципального района и в 2018 году впервые обратился с таким заявлением. Уважительных причин для не обращения с заявлением не имеет.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной статьи 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, о предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Таким образом, статусом лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, в том числе право на включение в список лиц из числа детей сирот, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилого помещения специализированного жилого фонда, в настоящее время Некрасов П.Ю. не обладает.

Довод истца и прокурора о том, что Некрасов Ю.П. не был поставлен на учет для обеспечения жилым помещением, как ребенок сирота по вине должностных лиц органов опеки и попечительства, подлежит отклонению, поскольку, как установлено в судебном заседании, Некрасов Ю.П. с 1.09.1996 г. обучался в ПУ г. Добрянка, ему было 17 лет, он находился на полном государственном обеспечении. Закон № 159-ФЗ от 21.12.1996 года вступил в законную силу 23.12.1996 г.. 17.01.1997 г. Некрасову Ю.П. исполнилось 18 лет. Преподаватель профессионального технического училища предупредил учеников о том, что они должны быть включены в списки и обеспечены жильем, как сироты. Установленный законодателем возрастной критерий (23 года) учитывает объективные сложности в социальной адаптации лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и направлен на предоставление данной категории граждан дополнительной возможности в течение пяти лет после достижения совершеннолетия самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением о постановке таких лиц на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которых возлагалась обязанность по защите их прав в период, когда они были несовершеннолетними. Указанный срок, в течение которого гражданин может реализовать право на меры социальной поддержки, установленный Федеральным законом N 159-ФЗ, в том числе, по обеспечению жилым помещением, является пресекательным. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом N 159-ФЗ меры социальной поддержки.

Некрасов Ю.П., достоверно зная о том, что он, как ребенок-сирота, должен быть включен в список для обеспечения его жилым помещением, не предпринял действий до исполнения ему возраста 23 лет по обращению в органы местного самоуправления, органы опеки с соответствующим заявлением. Доказательств того, что Некрасов Ю.П. предпринимал попытки встать на учет в качестве лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением в возрасте с 18 до 23 лет, истцом не представлены. Также об этом заявил и в ходе судебного заседания сам истец. При этом уважительных причин не имел. Постановка на учет осуществляется путем подачи заявления, соответственно носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста. Поскольку по окончании пребывания в детских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и до достижения 23-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данным правом не воспользовался, оснований для удовлетворения требований истца о признании за ним права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в Частинском муниципальном районе, обязании администрации включить в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилищного фонда, в настоящее время не имеется.

Требования истца о признании незаконным отказа администрации Частинского муниципального района во включении его в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений удовлетворению также не подлежат, поскольку как такового письменного отказа со стороны органов местного самоуправления принято не было. Напротив, ответчиком предприняты меры по оказанию помощи истцу в сборе документов, как ребенка-сироты, а также выполнены действия по оказанию истцу помощи в обеспечении жилым помещением на основании договора социального найма путем постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Некрасову Юрию Павловичу к администрации Частинского муниципального района Пермского края о признании незаконным отказа во включении в список, признании за ним права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения, обязании включить в список лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда Пермского края, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края.

Судья                                      И.В.Петрова

Мотивированное решение изготовлено 30 ноября 2020 года.

2-465/2020 ~ М-327/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
НЕКРАСОВ ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ
Ответчики
АДМИНИСТРАЦИЯ ЧАСТИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ПЕРМСКОГО КРАЯ
Суд
Большесосновский районный суд Пермского края
Судья
Петрова Ирина Владимировна
Дело на странице суда
bolshesos--perm.sudrf.ru
07.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.10.2020Передача материалов судье
08.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2020Судебное заседание
03.11.2020Судебное заседание
23.11.2020Судебное заседание
30.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.01.2021Дело оформлено
09.04.2021Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее