РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Паршиной Р.Н.
При секретаре Петровой О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
16 сентября 2016 года
Административное дело №а-10143/1/16 по административному исковому заявлению Министерства труда и социальной защиты <адрес> к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП по <адрес> и к Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с административным иском, просил на основании ст. 401 Гражданского кодекс РФ, ст. 112 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МООИП УФССП по <адрес> Лихачевым Д.А. от ДД.ММ.ГГГГг. №.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Алексеева Н.Е. заявленные требования просила удовлетворить.
Представители ответчиков и заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Суд, выслушав представителя истца, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Решением Калужского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, по делу по иску прокурора <адрес> в защиту интересов Дынько Л.Л. к Министерству труда и социальной защиты <адрес> о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда постановлено предоставить Дынько Л.Л. благоустроенное жилое помещение специализированного фонда общей площадью не мене <данные изъяты> кв.м и не более <данные изъяты> кв.м. в черте <адрес>.
По данному делу выдан исполнительный лист, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №.
Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства и требования об исполнении. При наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, должнику предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец информировал судебного пристава-исполнителя о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки (л.д. №).
В ходе исполнительного производства ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МООИП УФССП России по <адрес> вынесено постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Как разъяснено в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Исходя из этого, наличие или отсутствие вины должника в неисполнении в срок требований исполнительного документа является обстоятельством, которое может учитываться не только при решении вопроса об освобождении от взыскания исполнительского сбора, но и при оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При разрешении данного спора суд исходит из того, что обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес> осуществляется в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. N 338-ОЗ.
Согласно положениям данного Закона формирование специализированного жилищного фонда осуществляется посредством приобретения жилых помещений в государственную собственность <адрес> уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в сфере управления и распоряжения областной собственностью (Министерством экономического развития <адрес>) либо приобретением по договору участия в долевом строительстве специальным уполномоченным органом исполнительной власти <адрес> в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в пределах средств, предусмотренных областным бюджетом.
Приобретение жилых помещений в собственность <адрес> осуществляется Министерством экономического развития <адрес> путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета, что требует значительных временных затрат.
Так, согласно части 2 статьи 63 указанного Федерального закона № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Согласно статье 70 Закона контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Таким образом, порядок, установленный Законом № 44-ФЗ и не зависящий от воли административного истца, не предусматривает возможности исполнить решение суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства 5-дневный срок.
При таких обстоятельствах, оснований для взыскания с должника исполнительского сбора у судебного пристава-исполнителя не имелось.
Кроме того, согласно определению суда от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу предоставлена отсрочка исполнения вышеназванного решения суда от ДД.ММ.ГГГГ. до ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом вышеуказанного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и их удовлетворении в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Министерства труда и социальной защиты <адрес> удовлетворить.
Освободить Министерство труда и социальной защиты <адрес> от взыскания исполнительского сбора, установленного судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по <адрес> постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> руб. по исполнительному производству №
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Калужский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в полном объеме.
Председательствующий: Р.Н.Паршина
Решение изготовлено 20.09.2016г.