Дело № 3а-17/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Абакан 6 июня 2017 г.
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Редько Е.П.,
при секретаре Гриценко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Общество" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
У С Т А Н О В И Л:
ООО "Общество" обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков. Выражая несогласие с кадастровой стоимостью земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, расположенных в <адрес>, просит установить кадастровую стоимость в размере равном их рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель административного истца Дрянных О.Н. требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия (далее - Управления Росреестра по РХ), Правительства Республики Хакасия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в отсутствие представителей.
В письменном отзыве представитель Управления Росреестра по РХ Ощепкова Н.Э. указала, что решение вопроса об установлении кадастровой стоимости равной рыночной оставляет на усмотрение суда. Обратила внимание, что оспариваемая кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № на день рассмотрения дела является неактуальной.
Представители Правительства Республики Хакасия Кравченко Ю.А., Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия Березина В.Н. в письменных отзывах возражений против удовлетворения требований не имели, указали, что не оспаривают право административного истца на установление рыночной стоимости земельных участков ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости).
Определением судьи к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация <данные изъяты>, представитель которой в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в его отсутствие.
Выслушав объяснения представителя ООО "Общество" Дрянных О.Н., всесторонне исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Статьей 66 ЗК РФ предусмотрено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности; для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу); в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Часть 3 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) определяет, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 часть 1 статья 248 КАС РФ).
Аналогичное положение содержится в части 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, предусматривающей, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28) разъяснено, что с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
ООО "Общество" является арендатором земельных участков: с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается договорами аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-21 т. 1), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-25 т. 1), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 26-30 т. 1).
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно части 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
Результаты государственной кадастровой стоимости земель особо охраняемых территорий и объектов Республики Хакасия утверждены приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 18 ноября 2014 г. № 020-131-п. Перечень земельных участков по муниципальным районам Республики Хакасия, подлежащих государственной кадастровой оценке, составлен по состоянию на 1 января 2014 г. В приложении № 1 к данному приказу под № № указан земельный участок с кадастровым номером №, кадастровая стоимость - ... руб. Аналогичные данные содержатся в кадастровой справке (л.д. 16 т. 1).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия были утверждены постановлением Правительства Республики Хакасия от 16 марта 2012 г. № 171. Перечень земельных участков в составе г. Абазы, подлежащих государственной кадастровой оценке, составлен по состоянию на 1 января 2011 г. В приложении № 1 к данному постановлению указаны земельные участки с кадастровым номером № (кадастровая стоимость - ... руб.), с кадастровым номером № (кадастровая стоимость – ... руб.). Аналогичные данные содержатся в кадастровых справках (л.д. 14-15 т. 1).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30 декабря 2016 г. № 659 признано утратившими силу с 1 января 2017 г. постановление Правительства Республики Хакасия от 16 марта 2012 г. № 171 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Хакасия».
В пункте 14 (абз. 2) Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28).
Полагая, что кадастровая стоимость объектов недвижимости не соответствует рыночной стоимости и нарушает права как арендатора земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ ООО "Общество" обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (л.д. 31-32 т. 1). Следовательно, за административным истцом сохраняется право на применение результатов пересмотра указанной выше кадастровой стоимости для целей, установленных законодательством.
В пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 обращено внимание, что при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости судам следует иметь в виду особенности действия во времени нормативного правового акта об утверждении результатов государственной кадастровой оценки; для целей, не связанных с налогообложением (например, для выкупа объекта недвижимости или для исчисления арендной платы), указанные нормативные правовые акты действуют во времени с момента вступления их в силу. С указанного момента результаты определения кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки считаются утвержденными, однако могут быть использованы с даты внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных абзацами четвертым - шестым статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности.
Решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № ООО "Общество" отказано в удовлетворении заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости указанных земельных участков (л.д. 33-35 т. 1), в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ ООО "Общество" обратилось в суд с настоящим иском.
В обоснование требований административным истцом представлены отчеты №, №, выполненные ООО "Организация ", согласно которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет ... руб. (л.д. 1-125 т. 2); рыночная стоимость земельных участков по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером № - ... руб., с кадастровым номером № - ... руб. (л.д. 36-188 т.1).
Из положительных экспертных заключений №, № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненных некоммерческим партнёрством саморегулируемой организацией "Организация 1", следует, что отчеты об оценке №, № отвечают требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (л.д. 189-210 т. 1, 126-147 т. 2).
Суд полагает возможным принять указанные отчеты в качестве допустимых доказательств по делу, поскольку данные отчеты соответствуют требованиям закона.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость спорных земельных участков значительно превышает их рыночную стоимость.
Возражений относительно достоверности определенной в отчетах № и № рыночной стоимости земельных участков и соответствия отчетов требованиям законодательства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, не заявлено.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ООО "Общество" об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (часть 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Для иных, предусмотренных законодательством целей, например, для определения арендной платы и выкупной цены, исчисляемых из кадастровой стоимости, установленная судом кадастровая стоимость применяется с 1 января календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, до даты внесения очередных результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (абзацы третий и пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28).
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 14 ноября 2016 г. № 020-153-п утверждена кадастровая стоимость земель населенных пунктов Республики Хакасия по состоянию на 1 января 2016 года.
Данный приказ вступил в силу с 16 декабря 2016 года для целей, не связанных с налогообложением.
Как указывалось выше, административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № и № устанавливается судом в размере их рыночной стоимости с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ и подлежит применению именно в данный период времени; с кадастровым номером № с 1 января 2016 года до даты утверждения и (или) внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Общество" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей с 1 января 2016 года до 16 декабря 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере ... рублей с 1 января 2016 года до 16 декабря 2016 года.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере № рублей с 1 января 2016 года до даты утверждения и (или) внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Хакасия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Е.П. Редько
В окончательной форме решение изготовлено 8 июня 2017 г.