ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Зея 28 июля 2020 года
Судья Зейского районного суда Амурской области Охотская Е.В., изучив дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении БСЕ,
установила:
28 июля 2020 года в суд поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении БСЕ
При подготовке дела к рассмотрению установлено, что оно не может быть принято к производству суда.
В силу п. 1 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
Согласно протоколу об административном правонарушении от <Дата обезличена> БСЕ вменяется неповиновение законному требованию уполномоченного должностного лица в связи с исполнением им служебных обязанностей, а именно неоднократно пытался скрыться с места административного правонарушения.
Как следует из диспозиции ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления, объективная сторона правонарушения состоит в неповиновении законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Таким образом, для квалификации административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ необходимо установить факт исполнения указанным в диспозиции указанной нормы права представителем власти обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, законность распоряжения или требования представителя власти и факт неповиновения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, законному распоряжению или требованию представителя власти в связи с исполнением им указанных обязанностей или воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей.
Между тем, в протоколе об административном правонарушении не приведено как наименование представителя власти, неповиновение законному требованию которого в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, так и содержание самого требования представителя власти в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, не выполнение которого вменяется БСЕ; представленные материалы, достаточных данных, указывающих на исполнение сотрудником полиции обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности в момент вменяемых БСЕ действий, не содержат, установить содержание требования сотрудника полиции и проверить его законность (основание предъявление такого требования и его соответствие закону), равно как и факт неповиновения БСЕ этому требованию не позволяют.
Таким образом, описание события административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, материалы представлены неполно, что не позволяет всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Между тем, протокол об административном правонарушении является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу положений ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, представления объяснений и замечаний по содержанию протокола, существу вмененного административного правонарушения.
Исходя из смысла и содержания данной нормы, лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность реализовать гарантии защиты, давать объяснения по существу вменяемого административного правонарушения, квалифицированно возражать относительно его существа и обстоятельств, в том числе с представлением доказательств в подтверждение своей позиции.
Несоблюдение требований, предъявляемых ст. 28.2 КоАП РФ к содержанию протокола об административном правонарушении, ненадлежащее описание события административного правонарушения может повлечь нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, лишить его возможности объективно возражать и представлять соответствующие доказательства по существу вменяемого правонарушения.
Данный недостаток не может быть восполнен на стадии рассмотрения дела, поскольку указанное процессуальное действие - ознакомление лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, с протоколом об административном правонарушении, должно быть совершено на стадии возбуждения дела, иная последовательность прохождения отдельных стадий процесса приведет к неверному распределению процессуальных функций между юридически властными субъектами административно-юрисдикционного производства, предусмотренному КоАП РФ с учетом положений ст. 10 Конституции РФ.
Изложенное указывает, что внесение любых изменений (дополнений) в протокол об административном правонарушении должно быть произведено с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, предусматривающих надлежащее извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу, о времени и месте внесения таких изменений (дополнений) в протокол, предоставление этому лицу возможности ознакомления с ним, при этом в него должны быть внесены все необходимые сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в частности дата и место внесения изменений (дополнений) в протокол, должность, фамилия и инициалы лица, внесшего такие изменения (дополнения) в протокол.
Кроме того, согласно ст. 2.8 КоАП РФ физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики, не подлежит административной ответственности.
В соответствии с п. 6 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наряду с прочими, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении в отношении лица, признанного невменяемым, не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
Согласно ч. 1 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.
Вместе с тем, вопрос о вменяемости БСЕ должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении не исследовался, психиатрическая экспертиза при наличии к тому оснований в соответствии с положениями ст. 26.4 КоАП РФ не назначалась, что также свидетельствует о неполноте представленных материалов, нарушении права БСЕ на защиту, является существенным процессуальным нарушением, не позволяющим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Особенностью рассмотрения дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, санкция которой, в том числе устанавливает наказание в виде административного ареста, является содержащееся в абз.2 ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ положение о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.
При этом, как установлено ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ, дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается судьей в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов.
Отложение рассмотрения дел об административных правонарушениях данной категории административным законодательством не предусмотрено. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ в случае неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Из системного толкования приведенных положений закона следует, что при передаче судье для рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, санкция которого предусматривает в качестве наказания административный арест, орган, возбудивший дело об административном правонарушении, должен обеспечивать отсутствие препятствий к рассмотрению этого дела судом, в том числе к его рассмотрению в установленные ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ сроки, необходимым условием к чему является как правильно составленный протокол об административном правонарушении и полнота представленных материалов, так и обеспечение участия в судебном заседании лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Невыполнение данных условий препятствует рассмотрению судьей дела об административном правонарушении по существу в установленные ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ сроки, нарушает право БСЕ на защиту, не позволяет своевременно, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело в соответствии с законом.
Изложенное указывает на наличие оснований для возвращения дела об административном правонарушении должностному лицу, составившему протокол.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.8 КоАП РФ недостатки протокола и других материалов дела об административном правонарушении устраняются в срок не более трех суток со дня их поступления (получения) от судьи, рассматривающего такое дело. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями возвращаются судье в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определила:
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 КоАП РФ, в отношении БСЕ вернуть начальнику ОГИБДД МО МВД России «Зейский» для устранения недостатков.
Судья Е.В. Охотская