Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2-23/2020 ~ М-2-24/2020 от 28.05.2020

УИД 13RS0001-02-2020-000052-64

Дело № 2а-2-23/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Большое Игнатово                                                            25 июня 2020 г.

Ичалковский районный суд Республики Мордовия в составе

председательствующего судьи Ежовой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Тутуркиной А.А.,

с участием в деле:

административного истца - прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия,

административного ответчика - администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия,

заинтересованного лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

установил:

прокурор Большеигнатовского района Республики Мордовия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Большеигнатовского района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности и законодательства об объектах культурного наследия, в том числе об увековечивании памяти погибших при защите Отечества.

В ходе проверки было установлено, что на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия находится объект недвижимого имущества, увековечивающий память воинов, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945 гг.», который расположен по адресу: <адрес>

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. приоритетным направлением указано сохранение памяти о подвигах героев ВОВ. В тексте Послания указано: «Мы гордимся поколением победителей, чтим их подвиг, и наша память не только дань огромного уважения героическому прошлому - она служит нашему будущему, вдохновляет нас, укрепляет наше единство», «Такая работа - наш долг как страны- победительницы и ответственность перед будущими поколениями».

Согласно выписке из ЕГРН, письмам администрации муниципального района и сельского поселения право собственности на указанный объект не оформлено. Таким образом, вышеуказанный объект не имеет собственника, балансодержателя, эксплуатирующей организации, то есть является бесхозяйным.

Должностными лицами администрации указанного сельского поселения никакие действия по постановке на учет данных объектов не предпринимались, хотя о том, что указанные объекты не имеют собственника, известно длительное время. Таким образом, администрация поселения проявляет бездействие, не выполняя возложенные законом обязанности.

Постановка на учет объектов, увековечивающих память об участниках ВОВ, расположенных на территории указанного сельского поселения Большеигнатовского муниципального района РМ, в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в дальнейшем позволит включить данное сооружение в реестр муниципальной собственности, что в свою очередь обеспечит принятие собственником всех мер, направленных на его сохранение и реставрацию.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 19, 39, 124-127 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), статьей 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», исполняющий обязанности прокурора района просит суд признать незаконным бездействие администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия в части неисполнения обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - объекта, увековечивающего память воинов, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., расположенного на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия. Обязать администрацию Вармазейского сельского поселения обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, для последующей регистрации права собственности на объект - «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», который расположен по адресу: <адрес>

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора района Андряков А.А. заявленные требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал по тем же основаниям и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении, в судебном заседании участия не принимал. Глава Вармазейского сельского поселения Рабина А.Р. представила суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя административного ответчика. В заявлении указала, что административные исковые требования административного истца признает в полном объеме. Последствия признания иска ей разъяснены и понятны.

Заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства дела, о чем свидетельствует уведомление о вручении судебной повестки в судебном заседании его представитель участия не принимал, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайство об отложении разбирательства по делу в суд не представили.

        При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца помощника прокурора Андрякова А.А., исследовав письменные материалы дела, находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению, ввиду следующего.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются высшей ценностью и государство, выполняя свою обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека, устанавливает способы их охраны и защиты в различных отраслях прав.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих регламентирован нормами главы 22 КАС РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Анализ положений статей 218, 227 КАС РФ приводит к выводу о том, что признание незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженном с нарушением прав и законных интересов граждан.

В силу части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

На основании пункта 13 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В соответствии с Законом Республики Мордовия от 01 декабря 2004 г. № 96-З «Об установлении границ муниципальных образований Большеигнатовского муниципального района, Большеигнатовского муниципального района и наделении их статусом сельского поселения и муниципального района» указанные памятники истории и культуры погибшим воинам учтены в административных границах Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 6 Устава Вармазейского сельского поселения, к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (л.д. 18-21).

Статьей 5 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 80-ФЗ «Об увековечивании Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» установлено, что к памятникам Великой Отечественной войны относятся скульптурные, архитектурные и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о событиях, об участниках, о ветеранах и жертвах Великой Отечественной войны. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления ответственны за сохранение памятников Великой Отечественной войны, поддержание их в состоянии, соответствующем достойному и уважительному отношению к памяти о Победе советского народа в Великой Отечественной войне. В Российской Федерации сооружаются, сохраняются и реставрируются памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память о погибших в Великой Отечественной войне.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации», к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно части 3 статьи 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.

Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Большеигнатовского района проводилась проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности и законодательства об объектах культурного наследия, в том числе об увековечивании памяти погибших при защите Отечества, в ходе которой установлено, что на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия находится объект недвижимого имущества, увековечивающий память воинов, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», расположенный по адресу: <адрес>, который не имеет собственника, и на учете объектов в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не состоит.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Так, согласно информации Минкультнац Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ , а также информации главы муниципального района Полозовой Т.Н. от ДД.ММ.ГГГГ , на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района в <адрес> расположен памятник воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ДД.ММ.ГГГГ года постройки, свидетельства о государственной регистрации права нет (л.д. 7-12, 14-17).

Из объяснений главы Вармазейского сельского поселения Рабиной А.Р. от 27 мая 2020 г., следует, что на территории Вармазейского сельского поселения находится объект, увековечивающий память воинов, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы ВОВ 1941-1945 гг.», который расположен по адресу: <адрес>. Собственника указанного объекта нет, на учет в ЕГРН в качестве бесхозяйного указанный памятник не поставлен. Администрация сельского поселения не располагает документами, позволяющими оформить его в собственность (л.д.25-26).

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте недвижимости - сооружение, расположенное по адресу: <адрес>. Информация о вышеуказанном объекте недвижимого имущества, принятого на учет в качестве бесхозяйного имущества отсутствует (л.д. 23).

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника.

В силу пункта 3 вышеуказанной статьи бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Согласно п. 3 Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 10 декабря 2015 г. № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» на учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В силу пункта 5 указанного приказа принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозяйной вещи и до установления собственника на нее, либо признания муниципальной собственность.

Постановка на учет вышеуказанного объекта, увековечивающего память об участниках Великой Отечественной войны, в качестве бесхозяйного в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в дальнейшем позволит включить данное сооружение в реестр муниципальной собственности, что в свою очередь обеспечит принятие собственником всех мер, направленных на его сохранение и реставрацию.

В ходе рассмотрения дела судом установлен факт бездействия органа местного самоуправления - администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, выраженное в непринятие мер, направленных на постановку на учет бесхозного объекта, увековечивающего память воинов, погибших в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», расположенный по адресу: <адрес>, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Поскольку бесхозяйный объект - памятник воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., 1970 года постройки, расположен в административных границах муниципального образования Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия, необращение администрации сельского поселения с заявлением о принятии его на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении обязанностей, вытекающих из положений Устава муниципального образования, в рамках предоставленных ему федеральным законом исключительных полномочий (частью 3 статьи 225 ГК РФ).

Согласно части 3 статьи 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

В заявлении представителя административного ответчика - исполняющего обязанности главы Вармазейского сельского поселения Рабиной А.Р., поступившего в суд, указано, что он признает заявленные требования административного истца в полном объеме.

Суд принимает признание представителем административного ответчика административного иска, так как оно не противоречит закону и не нарушает прав и охраняемых законом интересов других лиц.

В силу части 3 статьи 157 КАС РФ в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца, поданные в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обоснованы и подлежат удовлетворению.

Исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктах 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления, выступающие в качестве административных истцов или административных ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Большеигнатовского района Республики Мордовия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия в части неисполнения обязанности по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - объекта, увековечивающего память воинов, погибших в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 гг., расположенного на территории Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия.

Обязать администрацию Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района Республики Мордовия обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлением о постановке на учет в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйным недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, для последующей регистрации права собственности на объект - «Обелиск воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.», расположенный по адресу: <адрес>

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Ичалковский районный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Ичалковского районного суда

Республики Мордовия                                                                 Е.В. Ежова

1версия для печати

2а-2-23/2020 ~ М-2-24/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Большеигнатовского района РМ
Ответчики
Администрация Вармазейского сельского поселения Большеигнатовского муниципального района РМ
Другие
Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия.
Суд
Ичалковский районный суд Республики Мордовия
Судья
Ежова Елена Васильевна
Дело на странице суда
ichalkovsky--mor.sudrf.ru
28.05.2020Регистрация административного искового заявления
28.05.2020Передача материалов судье
28.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2020Дело оформлено
25.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее