дело № 2а-1077/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2017 года село Архангельское
Кармаскалинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Биктагирова Р.Р.,
при секретаре Иштугановой З.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Жилякова ФИО8 к административному ответчику Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании отказа в совершении регистрационных действий по постановке на учет прицепа ГРПР незаконным,
у с т а н о в и л :
Жиляков И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к МРЭО ГИБДД МВД по РБ о признании отказа в совершении регистрационных действий по постановке на учет прицепа ГРПР незаконным.
Требования мотивированы тем, что административному истцу на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит транспортное средство – прицеп ГРПР, государственный регистрационный знак № год выпуска ДД.ММ.ГГГГ шасси (рама) №, цвет Хаки. Стечением времени маркировочное обозначение шасси (рамы), которое наносится путем покраски по трафарету на дышле с правой стороны прицепа уничтожилось (стерлось) в процессе длительной эксплуатации. Указанное подтверждается экспертизой от ДД.ММ.ГГГГ. Также в результате проведенной проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился с заявлением для совершения регистрационного действия, но был дан отказ со ссылкой на п. 3 правил № от ДД.ММ.ГГГГ. Административный истец просит признать указанный отказ в проведении регистрационных действий транспортного средства незаконным.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего административного ответчика МРЭО ГИБДД МВД России по РБ надлежащим административным ответчиком Министерство внутренних дел по РБ.
В судебном заседании административный истец Жиляков И.М. требования, указанные в административном исковом заявлении поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика МВД по РБ Южакова Г.В. в судебном заседании требования не признала, просила отказать в удовлетворении требований, представила письменное возражение.
Заинтересованное лицо ст. госинспектор РЭП МРЭО ГИБДД МВД по РБ капитан полиции Иванов Б.И. просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заинтересованное лицо Насибуллин Х.Я. в судебное заседание не явился, судом были предприняты исчерпывающие меры для его надлежащего извещения.
В соответствии со статьей 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, проверив и оценив в совокупности все доказательства, имеющих юридическую силу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (действовавшего на момент возникновения спорного правоотношения), гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу положений пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 08 марта 2015 года N 22-ФЗ "О введении в действие Кодекса административного судопроизводства РФ" не рассмотренные до 15 сентября 2015 года апелляционные, кассационные, надзорные жалобы (представления), частные жалобы (представления) разрешаются в соответствии с процессуальным законом, действующим на момент рассмотрения таких жалоб (представлений).
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Так в соответствии с подпунктом "з" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", ГИБДД имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, - без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения.
В силу пункта 3 статьи 15 указанного Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства установлен Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (с изменениями, внесенными Приказом МВД России от 7 августа 2013 г. N 605).
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (Приложение N 1 к указанному приказу) в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 года N 1001 не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
При этом в силу ОСТ 37.001.269-96 "Транспортные средства. Маркировка" обязательным элементом маркировки является идентификационный номер транспортного средства (VIN), под которым понимается комбинация цифровых и буквенных условных обозначений, присваиваемых в целях идентификации. Такой номер индивидуален для каждого Транспортного средства, в нем кроме порядкового заводского номера содержится информация о стране-изготовителе, автозаводе, варианте двигателя, годе выпуска, расположении руля, виде привода.
В соответствии с п. 1.1 Приложения № 7 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (№) на каждое транспортное средство (шасси) изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Жиляков И.М. обратился в УГИБДД МВД по РБ с просьбой о постановки на учет прицепа ГРПР ДД.ММ.ГГГГ выпуска с государственным номером «№» на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ, справки об исследовании маркировочных обозначений ТС № от ДД.ММ.ГГГГ, постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сообщения и.о. начальника МРЭО ГИБДД МВД по РБ Безбородова А.А. исх. № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для совершения регистрационного действия необходимо обратиться в ближайшее регистрационное подразделение ГИБДД. При себе иметь документы на транспортное средство перечень которых определен Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «Административный регламент МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним» и личный паспорт.
ДД.ММ.ГГГГ Жиляков И.М. обратился с заявлением в МРЭО ГИБДД МВД по РБ, в связи с изменением собственника владельца просил зарегистрировать транспортное средство марки ГРПР ДД.ММ.ГГГГ выпуска, VIN идентификационный номер отсутствует, регистрационный знак <данные изъяты>.
Согласно отказа от ДД.ММ.ГГГГ к заявлению № от ДД.ММ.ГГГГ в проведении регистрационных действий отказано на основании пункта 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке регистрации транспортных средств».
Из договора купли-продажи транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Насибуллин ФИО9 (продавец) и Жиляков ФИО10 (покупатель) заключили договор купли-продажи транспортного средства (прицепа) марки, модель ГРПР, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, шасси №, цвет Хаки, регистрационный номер № ПТС технический талон ТС от ДД.ММ.ГГГГ за <данные изъяты>.
Согласно акта приема передачи к договору купли - продажи транспортного средства (прицепа) № от ДД.ММ.ГГГГ продавец передает, а покупатель принимает в собственность ТС, указанное в договоре купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из справки МВД России по Республике Башкортостан экспертно-криминалистический центр отдел автотехнических экспертиз № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент начала проведения исследования представленный автомобиль имеет следующие маркировочные обозначения: идентификационный номер – не указан, год выпуска прицепа ДД.ММ.ГГГГ., заводская табличка с маркировочными обозначениями прицепа, в месте должного расположения (в передней части кузова) отсутствует, маркировочное обозначение шасси (рамы), которое наносится путем накраски по трафарету на дышле с правой стороны уничтожено в процессе длительной эксплуатации, вследствие чего установить маркировочные обозначения представленного прицепа ГРПР с пластинами гос. регистрационных знаков № не представилось возможным.
ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ОД ОП № Управления МВД России по г. Уфа в ходе рассмотрения материалов проверки КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного по ч. 1 ст. 326 УК РФ.
В соответствии со справкой об исследовании маркировочных обозначений транспортного средства № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ЭКЦ МВД по РБ, заводская табличка с маркировочными обозначениями прицепа, в месте должного расположения (в передней части кузова) отсутствует, маркировочное обозначение шасси (рамы), уничтожено в процессе эксплуатации.
"Идентификационная маркировка" - нанесенный организацией-изготовителем идентификационный номер (VIN) на транспортное средство (шасси), не менее чем в одном месте на раме или на не легкосъемной части кузова, нанесенный четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающее легкое изменение его знаков (Приложение N 7 к Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств", ГОСТ Р-51980-2002 Транспортные средства, Маркировка, общие технические требования).
Согласно абзацу 5 пункта 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным.
Кроме того письмом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах регистрации транспортных средств» разъяснено, что в случае установления факта изменения маркировочного обозначения транспортного средства, нанесенного организацией-изготовителем, произошедшего по причине естественной коррозии, износа или ДТП, при условии, что маркировочное обозначение установлено экспертным путем (в выводах эксперта содержится фраза маркировочное обозначение/ идентификационная маркировка изменена в результате...), в регистрационных документах, в разделе "Особые отметки", а также в книге регистрации (реестре), автоматизированном банке данных (электронной карточке) делается запись "ИДЕНТИФИКАЦИОННАЯ МАРКИРОВКА ИЗМЕНЕНА", а при их отсутствии выдаются дубликаты взамен утраченных (п. 5.4 Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ N 58 (далее - Инструкция по розыску)) (п.2).
В случае установления факта изменения маркировочного обозначения транспортного средства, нанесенного организацией-изготовителем, произошедшего по причине естественной коррозии, износа или ДТП, при условии, что маркировочное обозначение не установлено, регистрационный учет аннулируется, выносится отказ в совершении регистрационного действия в соответствии с четвертым абзацем п. 24 Административного регламента, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не производятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, подделанную, измененную, уничтоженную идентификационную маркировку. Выносится отказ в предоставлении государственной услуги по совершении регистрационного действия согласно Приложению № (п.2).
Таким образом, как установлено судом, маркировка, предусмотренная для данного типа транспортного средства, уничтожена, невозможно установить соответствие номерных агрегатов транспортного средства, указанных в паспорте транспортного средства, номерным агрегатам, имеющимся на самом прицепе (на его раме).
Из имеющейся в материалах дела справки №, в конструкцию транспортного средства были внесены изменения (снята табличка с маркировочными обозначениями прицепа), которые не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исследовав представленные доказательства, пришел к выводу, что действия административного ответчика в предоставлении услуги по регистрации транспортного средства – прицепа ГРПР являются правомерными и обоснованными.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденных приказом МВД РФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
Абзац 3 пункта 3 правил изложена в следующей редакции: «Не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационных номеров транспортных средств, номеров узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины, двигателя), идентифицирующих транспортное средство, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), за исключением транспортных средств с измененной маркировкой транспортных средств и номерных агрегатов в результате естественного износа, коррозии, ремонта или возвращенных собственникам или владельцам после хищения, при условии их идентификации.». Идентифицировать транспортное средство - прицеп ГРПР, представленное административным истом Жиляковым И.М. для регистрации в МРЭО ГИБДД МВД по РБ не представляется возможным, так как на указанном транспортном средстве отсутствуют какие-либо идентификационные номера.
Факт приобретения права собственности на транспортное средство, не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении при установленном уничтожении первичной идентификационной маркировки транспортного средства – прицепа ГРПР.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░