РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-1702/2015
г. Тюмень 05 марта 2015 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Коловой О.А.,
с участием представителя заявителя Стадухиной Ж.А., действующей на основании доверенности № № выданной ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя заинтересованного лица Администрации <адрес> Пакуловой Л.Ю., действующей на основании доверенности № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ года,
представителя заинтересованного лица Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени Крюковой М.В., действующей на основании доверенности № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1702/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Офис – 2012» о признании недействующим в части постановления Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № 10,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель ООО «Офис – 2012» обратился в суд с заявлением о признании недействующим Постановления Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта планировки территории планировочного района № Центральный (правый берег <адрес>)», опубликованным в официальном издании органов государственной власти города Тюмени в специальном выпуске газеты «Тюменский курьер» от ДД.ММ.ГГГГ № № в части утверждения красных линий и схемы развития транспортной инфраструктуры в элементе планировочной структуры (квартале) № согласно которым земельные участки с кадастровыми номерами №, № и №, № вошли в территорию земель общего пользования, о взыскании с Администрации города Тюмени в пользу ООО «Офис – 2012» судебных расходов по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> коп. Требования мотивированы тем, что заявитель является правообладателем земельных участков: 1) с кадастровым номером № площадью 4345 кв.м., с разрешенным использованием – для размещения административно – торгового здания 2-я очередь, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленным на основании решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № – з в аренду в соответствии с условиями договора от ДД.ММ.ГГГГ № №, а также договора уступки прав и обязанностей арендатора ООО «Тюмень – Хилтон» от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 2) с кадастровым номером № площадью 2400 кв.м., с разрешенным использованием для строительства объекта по обслуживанию общества и государства (административное здание), расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного на основании приказа Департамента земельных ресурсов Администрации горда Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № №, решением Тюменской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № в аренду в соответствии с условиями Договора от ДД.ММ.ГГГГ № -.м. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; 3) с кадастровым номером № площадью 6391 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного в соответствии с решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ № – з на условиях Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № №, с разрешенным использованием – для организации парковочных мест и благоустройства территории (без права капитального строительства). Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени не расторгнут; 4) с кадастровым номером №, образованного в результате обращения ДД.ММ.ГГГГ с заявлением в Департамент имущественных отношений Тюменской области о предварительном согласовании места размещения объектов по обслуживанию общества и государства в городе Тюмени, <адрес> – Северная – Володарского, по результатам которого Департаментом имущественных отношений принято решение № – з от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым предварительно согласовано место размещения объектов по обслуживанию общества и государства, согласно акта о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № № а также утверждена схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № на кадастровом плане территории №. решением № – з от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в решение Департамента № – з от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № №, опубликованным в официальном издании органов государственной власти города Тюмени в специальном выпуске газеты «Тюменский курьер» от ДД.ММ.ГГГГ № № утвержден проект планировки территории планировочного района № - Центральный (правый берег <адрес>)». Проект планировки утвержден в составе основанного чертежа планировки названной территории, определяющего согласно приложению: - разбивочный чертеж красных линий, включая ведомость координат поворотных точек; - схемы развития транспортной и инженерной инфраструктур, а также связи; - положение о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, содержащее сведения о зонах размещения объектов капитального строительства и их видах, красные линии, градостроительные регламенты, установленные Правилами землепользования и застройки города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № 154; - положение о характеристиках планируемого развития территории, включающее сведения о плотности и параметрах застройки территории, характеристики развития систем социального, транспортного, инженерного обеспечения, мероприятия по санитарной очистки территории, гражданской обороне, по защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера и технико- экономические показатели.
Указанный Проект планировки территории нарушает законные права и интересы ООО «Офис – 2012», так как предусматривает включение в состав земель общего пользования (за счет выделения красными линиями) арендуемых обществом земельных участков с кадастровыми номерами №, № и №, №, расположенных по адресу: <адрес> и относящихся к территории планировочного района № – Центральный, а именно: в соответствии с градостроительным планом от ДД.ММ.ГГГГ № № земельного участка с кадастровым номером № площадью 4345 кв.м. для размещения административно – торгового здания 2-я очередь, большая часть участка вошла в границы земель общего пользования, площадь застройки (при норме 60%) стала составлять всего лишь 686.98 кв.м., в связи с чем, ООО «ОФИС – 2012» не может использовать (застраивать) указанный земельный участок в том объеме, на который рассчитывал. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 2400 кв.м. вошел в территорию общего пользования, выделенную красными линиями, в связи с чем, весь земельный участок использоваться в соответствии с его разрешенным использованием (для строительства объекта по обслуживанию общества и государства (административное здание) в городе Тюмени) не может. Департамент имущественных отношений Тюменской области отказал в продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, мотивировав отказ тем, что указанный земельный участок расположен в границах земель общего пользования. Кроме того, ООО «Офис -2012» было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 3 года для размещения объектов по обслуживанию общества и государства в городе Тюмени, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок частично выходит за границы красных линий. В связи с указанным, полагает, что оспариваемое Постановление противоречит Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки города Тюмени и при его принятии не были учтены существующая застройка и фактические землепользование. Кроме того, полагает, что оспариваемое Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № 10, которым был утвержден проект планировки территории планировочного района № 6- Центральный, принято Администрацией города Тюмени с существенным нарушением процедуры его рассмотрения и утверждения: решение о направлении проекта на доработку было принято не уполномоченным на то лицом, поскольку такое решение могло быть принято только главой администрации города Тюмени, и только в случае отклонения проекта, однако в данном случае Администрация города Тюмени в лице Департамента градостроительной политики самостоятельно приняла решение о доработке документа и после внесения изменений повторные судебные слушания не проводила. Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ был утвержден проект планировки в совершенно ином виде, чем был представлен на рассмотрение общественности ДД.ММ.ГГГГ без учета мнения правообладателей земельных участков и иных заинтересованных лиц, а также без повторного рассмотрения проекта на публичных слушаниях.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованного лица были привлечены Департамента земельных отношений и градостроительства, Департамент имущественных отношений Тюменской области.
В судебном заседании представитель заявителя Стадухиной Ж.А. требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица Администрация города Тюмени Пакулова Л.Ю. просила отказать в удовлетворении требований ООО «Офис – 2012», по основаниям, изложенным в письменном отзыве относительно требований ООО «Офис – 2012» (т.2, л.д. 133 – 250, т.3, л.д. 1-24), кроме того пояснила, что утверждая оспариваемы проект планировки, Администрация города Тюмени действовала в соответствии с действующим законодательством и в интересах жителей города Тюмени, в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов при территориальном планировании.
Представитель заинтересованного лица Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени Крюкова М.В. не согласилась с заявлением ООО «Офис – 2012», просила отказать в его удовлетворении, по основаниям, изложенным письменных возражениях (т.3, л.д. 25 – 35).
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений Тюменской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований ООО «Офис – 2012» по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что ООО «Офис – 2012» года является правообладателем земельных участков:
1) с кадастровым номером № площадью 4345 кв.м. на основании договора аренды №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Департаментом имущественных отношений Тюменской области (т.1, л.д.109 – 110), с разрешенным использованием – для размещения административно – торгового здания 2-я очередь, расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
2) с кадастровым номером № площадью 2400 кв.м. на основании договора № аренды земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Департаментом земельных ресурсов Администрации города Тюмени (т.1, л.д. 119-123), с разрешенным использованием - для строительства объекта по обслуживанию общества и государства (административное здание), расположенного по адресу: <адрес>. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
3) с кадастровым номером № площадью 6391 кв.м. по договору аренды земельного участка №, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Департаментом имущественных отношений <адрес> (т.1, л.д. 148-150), с разрешенным использованием – для организации парковочных мест и благоустройства территории (без права капитального строительства). Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время указанный договор расторгнут, поскольку из сообщения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Департаментом принято решение об отказе в продлении ООО «Офис – 2012» срока аренды земельного участка, поскольку испрашиваемы земельный участок входит в границы земель общего пользования (т.1, л.д. 157).
Как следует из решения Департамента имущественных отношений Тюменской области № – з от ДД.ММ.ГГГГ, предварительно согласовано место размещения объектов обслуживания общества и государства в городе Тюмени, <адрес> в соответствии с актом о выборе земельного участка для строительства № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. т.1, л.д. 167, 158).
Однако, как следует из письма Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Офис – 2012» отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 3 года для размещения объектов обслуживания общества и государства города Тюмени (т.1, л.д. 161-162). Отказ мотивирован тем, что постановлением Администрации города Тюмени утверждены планировки 19 планировочных районов. Большая часть испрашиваемого земельного участка располагается за красными линиями 6-го планировочного района.
Таким образом, договор аренды указанного земельного участка не является заключенным.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Тюмени вынесено распоряжение № – рк «О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории планировочного района № – Центральный (<адрес>.1, л.д. 107).
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в распоряжения Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № – рк (т.1, л.д. 108).
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Тюмени вынесено распоряжение № – рк «О назначении публичных слушаний по проекту планировки и проекту межевания территории планировочного района № – Центральный (<адрес>) (т.1, л.д. 71). ДД.ММ.ГГГГ в адрес председателя комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени, ООО «Офис – 2012» направил предложения и замечания по проекту планировки и проекту межевания территории планировочного района № – Центральный (т.1, л.д. 181).
По результатам публичных слушаний, проходивших ДД.ММ.ГГГГ Администрацией города Тюмени составлен протокол публичных слушаний (т.1, л.д. 189 – 191).
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительной политики Администрации <адрес> составлено заключение о результатах публичных слушаний по проектам планировки и проектам межевания территории планировочных районов 1 – го «Березняковский», 3 – го «Парфеновский», 5-го «Заречный», 6-го «центральный», 13 – го «Верхнеборский», из которого следует, что по результатам публичных слушаний проекты планировки и проекты межевания указанных планировочных районо направляются на доработку для учета замечаний.
ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Администрации <адрес> № утвержден проект планировки территории планировочного района № – Центральный (правы берег <адрес> – <адрес> – <адрес> по ГП – транссибирская магистраль – лог с руслом <адрес>) (т.1, л.д. 27).
Согласно части 1 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
В соответствии с частью 13 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения, органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления городского округа по своей инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, а также на основании заявлений о принятии решений о подготовке документации по планировке территории от лиц, указанных в части 8.1 статьи 45 настоящего Кодекса. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение трех дней со дня принятия такого решения и размещается на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
В соответствии со статьей 61 Устава муниципального образования городской округ город Тюмень (Устав города Тюмени), принятого решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 N 162, названное решение органа местного самоуправления подлежит обязательному опубликованию в средствах массовой информации, учрежденных органами местного самоуправления города Тюмени. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста муниципального правового акта.
В соответствии с частью 3 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ со дня опубликования решения о подготовке документации по планировке территории физические или юридические лица вправе представить в орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории.
Согласно положениям частей 5 - 8 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, порядок организации и проведения которых определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.
При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
Участники публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта планировки территории или проекта межевания территории, для включения их в протокол публичных слушаний (часть 9 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и может размещаться на официальном сайте поселения или городского округа в сети "Интернет" (часть 10 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно части 13 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Утвержденная документация по планировке территории (проекты планировки территории и проекты межевания территории) подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, в течение семи дней со дня утверждения указанной документации и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет" (п.14 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ).
Исследовав материалы дела, судом установлено, что оспариваемое постановление было принято с соблюдением требований статьи 46 Градостроительного кодекса РФ в части организации публичных слушаний и опубликования принятых решений.
Так, решение о подготовке документации по планировке территории (распоряжение Администрации города Тюмени № – рк от ДД.ММ.ГГГГ «О подготовке проекта планировки и проекта межевания территории планировочного района № – Центральный (<адрес>) опубликовано № ДД.ММ.ГГГГ печатного издания «Тюменский курьер» (т.3, л.д. 17).
Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений в распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № – рк опубликовано в № газеты «Тюменский курьер» (т.2, л.д. 169).
Распоряжение Администрации города Тюмени № – рк от ДД.ММ.ГГГГ о назначении публичных слушаний по проекту планировки и межеванию территории опубликовано в № газеты «Тюменский курьер» от ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 180).
Из материалов дела видно, что заявитель реализуя свое право, направил в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки города Тюмени предложения и замечания по проекту планировки и проекту межевания территории планировочного района № – Центральный (т.1, л.д. 181).
Кроме того, согласно протокола публичных слушаний ООО «Офис – 2012» принимал участие в публичных слушаниях (т.1, л.д. 189 – 191).
Согласно заключению о результатах публичных слушаний, проекты планировки и межевания территории планировочных районов направлены на доработку для учета поступивших замечаний и предложений.
Постановление Администрации города Тюмени № от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки территории планировочного района № – Центральный (<адрес>) опубликовано в 7 от ДД.ММ.ГГГГ газеты «Тюменский курьер» (т.2, л.д. 237).
Таким образом, вся процедура, установленная статьей 46 Градостроительного кодекса РФ соблюдена в полном объеме и в установленные сроки.
В судебном заседании представитель заявителя Стадухина Ж.А. указала, что, не назначив повторных публичных слушаний в отношении доработанной и исправленной документации по планировке территории, Департамент градостроительной политики нарушил процедуру принятия проекта планировки территории.
Суд не соглашается с указанными доводами представителя заявителя, поскольку проведение повторных слушаний нормами Градостроительного кодекса не предусмотрено.
Кроме того, заявитель полагает, что решение о направлении документации на доработку принято не уполномоченным на то лицом – Департаментом градостроительной политики Администрации города Тюмени, поскольку в соответствии с п.13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, такое решение должен принимать глава местной администрации.
В соответствии с п. 10 ст.46 Градостроительного кодекса РФ, орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа осуществляет проверку документации по планировке территории на соответствие требованиям, установленным частью 10 статьи 45 настоящего Кодекса. По результатам проверки указанные органы принимают соответствующее решение о направлении документации по планировке территории главе поселения, главе городского округа или об отклонении такой документации и о направлении ее на доработку.
Учитывая изложенное суд полагает, что органы местного самоуправления вправе принимать решение о направлении документации на доработку и на стадии публичных слушаний.
Доводы о том, что во время публичных слушаний были нарушены права заявителя, суд находит голословными, поскольку из материалов дела видно, что ООО «Офис – 2012» представлял письменные предложения, участвовал в публичных слушаниях, из чего следует, что ООО «Офис – 2012» не было лишено законной возможности участвовать в обсуждении предложенного проекта планировки территории, подавать замечания и предложения по данному вопросу, реализовать свои установленные законом права по участию в разработке градостроительной документации.
То обстоятельство, что предложения заявителя учтены не были, не является нарушением его прав, поскольку принятие предложений является правом, а не обязанностью Департамента земельных отношений и градостроительства.
При изложенных обстоятельствах, суд считает, что оспариваемое постановление принято уполномоченным органом местного самоуправления с соблюдением процедуры, установленной Градостроительным кодексом РФ, право заявителя на равные возможности выражения своего мнения не нарушено.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения осуществляется подготовка проекта планировки территории (статья 42 Градостроительного кодекса РФ).
Часть 2 статьи 41 Градостроительного кодекса РФ устанавливает, что подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Упомянутые нормы права позволяют сделать вывод о том, что целью составления документации по планировке территории является выделение как элементов существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, в частности, нанесению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Генеральный план относится к документам территориального планирования муниципальных образований (статья 18 Кодекса).
К документации по планировке территории относится проект планировки территории (статья 41 Кодекса).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических и градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Кодекса).
В статье 42 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).
Основная часть проекта включает в себя чертеж планировки территории, на которых отображаются: красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (часть 3 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий установлены в Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30.
Согласно пункту 4.6 указанной инструкции корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.
Исходя из приведенных норм, целью составления документации по планировке территории является выделение элементов, как существующей структуры, так и параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. В связи с этим в документах территориального планирования отражению подлежат как существующие красные линии, так и линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры.
Представитель заявителя Стадухина Ж.А. в судебном заседании пояснила, что установление красных линий по указанным земельным участкам осуществлено без учета фактического землепользования и существующей застройки и в нарушении утвержденного Генерального плана и Правил землепользования и застройки, что противоречит нормам Градостроительного и Земельного кодекса РФ. Указанные обстоятельства повлекли нарушение прав заявителя, поскольку после утверждения проекта планировки планировочного района № – Центральный, часть земельного участка с кадастровым номером №, арендуемого заявителем, вошла в границы земель общего пользования, а земельный участок с кадастровым номером № вошел в территорию общего пользования, выделенную красными линиями. Кроме того, Департаментом имущественных отношений Тюменской области было отказано в продлении договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, поскольку земельный участок расположен в границах земель общего пользования. Также было отказано в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду на 3 года в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок частично выходит за границы красных линий, в связи с чем, заявитель полагает, что красные линии, утвержденные в составе проекта планировки оспариваемым постановлением, нарушают его права, поскольку ограничивают использование земельного участка по его назначению,
Из материалов дела видно, что договор аренды на земельный участок с кадастровым номером № заключен ДД.ММ.ГГГГ, срок его действия по ДД.ММ.ГГГГ. Договор аренды земельного участка с кадастровым номером № площадью 2400 кв.м. заключен ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ. Договора аренды земельного участка с кадастровым номером № заключен ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, в судебном заседании было установлено, что до настоящего времени заявителем участки по своему назначению не использовались, никакие работы на них не проводились, что представителем заявителя не оспаривалось.
Департамент земельных отношений Администрации города Тюмени уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ предупреждал ООО «Офис – 2012» о необходимости использование арендуемого участка в соответствии с целями его представления, и в случае отсутствия начала строительства объекта, договор аренды земельного участка будет расторгнут (т.1, л.д. 126).
Как пояснила представитель заявителя Стадухина Ж.А., ООО «Офис – 2012» с момента заключения аренды земельных участков имел намерения объединить три участка в один, на котором разместить здание, согласно проекту.
Учитывая, что до настоящего времени земельные участки в соответствии с условиями договора аренды и с их целевым назначением заявителем не использовались, строительство не началось, разрешение на строительство до настоящего времени не получено, доводы о том, что ООО «Офис – 2012» хотел объединить участки представителем заявителя не подтверждены, никаких доказательств обращения с указанной просьбой суду не представлено, в связи с чем, суд полагает, что установление распоряжением № красных линий прав заявителя не нарушает.
Кроме того, согласно письма Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № №, основными задачами красных линий являются: отграничение территорий общего пользования от иных территорий, определение границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты. Красные линии сами по себе не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания территории границ публичных земель или местоположения линейных объектов (существующих или проектируемых).
Красные линии не являются сервитутами или ограничениями прав правообладателей земельных участков, поскольку они не запрещают строительную деятельность или иную хозяйственную деятельность на земельных участках и не предоставляют права доступа на чужие земельные участки.
Таким образом, отображение в проекте планировки красных линий, не противоречит законодательству и, само по себе, не свидетельствует об изъятии территории и отнесении ее к землям общего пользования, и, следовательно не нарушает права и законные интересы ООО «Офис - 2012».
Представителем заявителя указано, что утвержденный проект не соответствует генеральному плану.
Генеральный план городского округа город Тюмень утвержден решением Тюменской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ (т.2, л.д. 162), Правила землепользования и застройки города Тюмени утверждены решением Тюменской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое постановление не соответствует генеральному плану суд находит надуманным, поскольку никаких доказательств в обоснование указанного заявителем не представлено, а согласно п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Таким образом, суд полагает, что проект планировки разработан в соответствии с генеральным планом города и Правилами землепользования и застройки города Тюмени.
При таких обстоятельствах суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требований заявителя о признании Постановления Администрации города Тюмени от ДД.ММ.ГГГГ № недействующим и считает необходимым отказать в удовлетворении требования в данной части.
Поскольку в удовлетворении основного требования заявителя отказано, требование о возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины также не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░ – 2012» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░