Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5159/2022 ~ М-5247/2022 от 11.10.2022

Дело №2-5159/2022

73RS0001-01-2022-007111/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 декабря 2022 г.                                 г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

председательствующего судьи Бахаревой Н.Н.,

при секретарях Платоновой Е.М., Фахуртдиновой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мокринцева А.А к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ульяновска, Администрации города Ульяновска, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Свободный выбор» о взыскании материального ущерба, судебных расходов,

установил:

Мокринцев А.А. обратился в суд с к муниципальному образованию «город Ульяновск» в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ульяновска о взыскании материального ущерба, в обоснование заявленных требований указав, что 26.08.2022 в г. Ульяновске <адрес> на припаркованный автомобиль <данные изъяты> 3, государственный регистрационный знак , упало дерево. В результате чего, автомобиль получил повреждения.

При проектировании объектов озеленения и благоустройства учитываются результаты мониторинга устойчивости зеленых насаждений к вредителям и болезням. Управление жилищно -коммунального хозяйства Администрации г. Ульяновска, уполномоченный на согласование проектов озеленения и благоустройства, обеспечивает соблюдение данного экологического требования к проектной документации. При планировании работ по содержанию зеленых насаждений балансодержатели территорий формируют и обосновывают объемы планируемых работ с учетом планируемых работ с учетом рекомендаций, выданных по результатам мониторинга относительно перечня необходимых мер для устранения негативной динамики состояния зеленых насаждений.

Данные мониторинга о наличии сухостойных и аварийных деревьев учитываются для планирования объемов работ по санитарной вырубке деревьев организациями, занимающимися содержанием зеленых насаждений.

Согласно отчета № 09/2022-182 от 16.09.2022 стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак составляет 162422 рублей. За оценку было оплачено 5000 руб.

При подаче искового заявления истцом были понесены судебные издержки: оплачены услуги за составление искового заявления в размере 3500 руб., консультационные услуги 1500 руб., оплачены услуги за представительские услуги в размере 10000 руб., произведена оплата доверенности 2800 руб., оплата госпошлины в размере 4600 руб.

Просил суд взыскать с ответчика в пользу Мокринцева А.А. стоимость восстановительного ремонта в размере 162422 руб., расходы по оплате услуг эксперта в сумме 5000 руб., оплату госпошлины в размере 4600 руб., почтовые расходы размере 395 руб. и 237 руб. 60 коп., консультационные услуги 1500 руб., у за представительские услуги 10000 руб., оплату доверенности 2800 руб., за составление иска 3500 руб.

Судом в качестве соответчиков привлечены Администрация г. Ульяновска, ООО «Управляющая компания Свободный выбор».

Истец Мокринцев А.А в судебном заседании не присутствовал, его представитель исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, дополнив, что автомашина стояла на парковке, дерево располагалось в зоне зеленых насаждений, за переделами земельного участка, отведенного под МКД <адрес>, что следует из сведений публичной кадастровой карты.

Представитель ответчика Администрации г. Ульяновска в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что размер ущерба не оспаривает, вместе с тем, истец должен был проявить должную осмотрительность при оставлении автомобиля. Кроме того, считают себя ненадлежащим ответчиком, поскольку дерево произрастает на придомовой территории.

Представитель ответчика ООО «Управляющая компания Свободный выбор» в судебном заседании исковые требования не признал, указав, что размер ущерба не оспаривает, вместе с тем, считают себя ненадлежащим ответчиком, поскольку дерево произрастает за пределами границ земельного участка, принадлежащего МКД <адрес>, что следует из сведений публичной кадастровой карты. Кроме того, разрешение на спил дерева, порубочный билет выдает только администрация г. Ульяновска.

Представители ответчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Ульяновска, третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, -ПАО «САК «Энергогарант» в судебное заседание не явились, извещались о дне и времени судебного разбирательства.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, ООО УК «Свободный Выбор» в судебное заседание не явился, ранее исковые требования не признавала, суду пояснила, что упавшее дерево произрастало за пределами территории многоквартирного дома, в зоне зеленых насаждений, что относится к ведению Администрации города Ульяновска. Силами управляющей компании дерево было убрано с придомовой территории, поскольку мешало гражданам парковать транспортные средства.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Статья 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) устанавливает осуществление правосудия по гражданским делам на основе состязательности и равноправия сторон.

В силу принципа состязательности стороны, другие участвующие в деле лица, если они желают добиться для себя либо лиц, в защиту прав которых предъявлен иск, наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также совершить иные предусмотренные законом процессуальные действия, направленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

В развитие данного принципа гражданского судопроизводства статья 56 ГПК РФ возлагает на каждую сторону обязанность доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Частью 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками в соответствии с пунктом 2 указанной статьи понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.

Согласно п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Из указанных правовых норм следует, что гражданско-правовая ответственность наступает при совокупности условий, которая включает наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями и наступившими неблагоприятными последствиями.

В ст. 1082 ГК РФ в качестве одного из способов возмещения вреда предусмотрено возмещение причиненных убытков (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).

Условием возложения гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков является вина причинителя вреда, вред, а также прямая причинная связь между его действиями (бездействием) и наступлением вредных последствий.

По правилам ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

По смыслу указанной нормы на собственника возлагаются обязанности по содержанию принадлежащего ему имущества, которые включают в себя необходимость несения расходов по содержанию имущества в надлежащем состоянии, в том числе в состоянии, исключающем возможность причинения вреда имуществу третьих лиц.

Судом установлено, что истцу Мокринцеву А.А на праве собственности принадлежит автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак (л.д.10-11).

26.08.2022 в <адрес> на припаркованный автомобиль <данные изъяты> государственный регистрационный знак дерево. В результате чего, автомобиль получил повреждения. Указанные обстоятельства подтверждаются материалом проверки УМВД России по Ульяновской области (л.д.48-59).

Согласно отчета № 09/2022-182 от 16.09.2022 стоимость восстановительного ремонта автомобиля <данные изъяты>, государственный регистрационный знак составляет 162422 руб. За оценку было оплачено 5000 руб. (л.д. 19-31).

Данный отчет ответчиками не оспорен, ходатайство о назначении экспертизы сторонами заявлено не было.

Отказной материал №35511 содержит ряд фотоснимков, на которых автомобиль истца распложен под большим количеством веток дерева. (л.д.48-59).

30.08.2022 капитаном полиции ОМВД России по Засвияжскому району
г.Ульяновска ФИО9. было вынесено постановление
об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку усматриваются гражданско-правовые отношения.

Судом был исследован представленный фотоматериал, согласно которому транспортное средство истца также распложено под большим количеством массивных веток дерева с ветками, при этом ствол дерева имеет явные следы гниения.

Как установлено судом, под жилым многоквартирным домом <адрес> земельный участок сформирован, при этом, спорное дерево располагалось за границами земельного участка МКД. Следовательно, доводы представителя администрации г. Ульяновска со ссылкой на акт от 05.12.2022 в данном случае юридического значения не имеют.

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что дерево, падением которого причинен ущерб истцу, произрастает на землях общего пользования. Доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с п. 25 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В целях реализации Федерального закона № 131-ФЗ решением Ульяновской Городской Думы от 24.02.2021 № 20 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Город Ульяновск».

Согласно указанных Правил зеленый фонд города Ульяновска представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах города Ульяновска. К зеленым насаждениям относятся деревья, кустарники, газоны и естественная травянистая растительность (пункт 24.1).

Формирование и содержание зеленого фонда предусматривает создание и воспроизводство на проектно-плановой основе системы озелененных территорий, их учет, комплексную оценку экологического и санитарно-гигиенического состояния, проведение лесопаркоустроительных, землеустроительных работ, выполнение природоохранных, биотехнических, противопожарных, санитарно-гигиенических и иных мероприятий (пункт 24.2).

Структура и размещение зеленого фонда определяются в соответствии со сводом правил СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Правилами создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации, утвержденными приказом Госстроя Российской Федерации от 15.12.1999 № 153 «Об утверждении Правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации», Генеральным планом города Ульяновска, Правилами землепользования и застройки муниципального образования "город Ульяновск", проектами планировки территорий, материалами парко- и лесоустройства, а также проектами озеленения территорий города Ульяновска (пункт 24.3).

Согласно п. 3.5 Правил благоустройство территорий за границами отведенных и прилегающих территорий осуществляется отраслевыми (функциональными), территориальными органами, структурными подразделениями администрации города Ульяновска в соответствии с установленными полномочиями и в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования «город Ульяновск».

В соответствии с п. 5.1 Правил физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны обеспечивать своевременную уборку отведенных и прилегающих территорий в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.

Организация уборки иных территорий осуществляется отраслевыми (функциональными), территориальными органами, структурными подразделениями администрации города Ульяновска в соответствии с установленными полномочиями в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в бюджете города Ульяновска.

Организация уборки территории города Ульяновска осуществляется указанными лицами в соответствии с требованиями законодательства, настоящими Правилами и иными муниципальными правовыми актами.

Также Правилами предусмотрено, что аварийные (опасные) деревья подлежат сносу либо обрезке. Прочие зеленые насаждения, растущие с нарушением норм и правил озеленения и градостроительства, а также препятствующие нормативной видимости дорожных знаков при условии невозможности размещения дорожных знаков в ином месте либо их перемещения в иное место), могут быть снесены, пересажены либо обрезаны по инициативе заинтересованных лиц (в случае, если эти насаждения оказывают либо могут оказать негативное воздействие на условия проживания людей, на объекты городской инфраструктуры (включая здания, строения, сооружения, коммуникации) (п. 25.1).

В рассматриваемом споре правоотношения сторон носят деликтный характер, а потому установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения вреда, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.

Согласно п. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

В соответствии с п.3 ст. 1083 ГК РФ суд может уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином, с учетом его имущественного положения, за исключением случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно.

Вместе с тем, таких действий со стороны истца судом не усматривается, Мокринцев А.А. поставил принадлежащее ему транспортное средство на парковке, предназначенной для стоянки автомобилей, то есть в установленном для этой цели месте.

С учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что в данном случае повреждение автомобиля истца нельзя признать случайным, оно произошло вследствие ненадлежащего исполнения уполномоченным органом муниципального образования «город Ульяновск» своих обязанностей, в результате бездействия ответчика по выявлению насаждений, имеющих плохое состояние, отсутствия должного контроля за зелеными насаждениями, произрастающими на земельном участке МО «город Ульяновск».

При этом, доказательств отсутствия вины в причинении вреда имуществу истца, а равно действия непреодолимой силы, ответчиком не представлено, в связи с чем, ответчик не может быть освобожден от возмещения причиненного имуществу истца ущерба по основаниям, предусмотренным п.2 ст.1064 ГК РФ.

Пунктом 3 ст.125 ГК РФ установлено, что в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Так, на основании п.п. 1 п.3 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Пункт 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

Предъявление гражданином или юридическим лицом иска непосредственно к государственному органу или к органу местного самоуправления, допустившему нарушение, или только к финансовому органу само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении такого иска. В этом случае суд привлекает в качестве ответчика по делу соответствующее публично-правовое образование и одновременно определяет, какие органы будут представлять его интересы в процессе.

Решением Ульяновской Городской Думы от 29.09.2021 N 183 "О внесении изменений в решение Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" Положение об Управлении по благоустройству администрации города Ульяновска утратило силу.

Как установлено судом в ходе рассмотрения дела, полномочия в части организации благоустройства в г. Ульяновске в настоящее время возложены на Управление благоустройства администрации г. Ульяновска, но оно является структурным подразделением администрации г. Ульяновска и не является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем подлежит исключению из числа ответчиков.

С учетом того, что по делу установлены условия, необходимые для возмещения вреда, суд приходит к выводу о том, что ответственность за причиненный имуществу истца ущерб лежит на муниципальном образовании «город Ульяновск» в лице администрации г. Ульяновска, именно данное лицо является надлежащим ответчиком по делу.

В этой связи в пользу истца с муниципального образования «город Ульяновск» в лице Администрации г. Ульяновска за счет казны муниципального образования «город Ульяновск» подлежит взысканию размер причиненного ему материального ущерба в сумме 162422 руб.

В удовлетворении исковых требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ульяновска, ООО «Управляющая компания Свободный выбор» как к ненадлежащим ответчикам следует отказать.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Поскольку исковые требования удовлетворены, то в пользу истца подлежат взысканию расходы на изготовление досудебной оценки в сумме 5000 руб., расходы по отправке телеграмм в сумме 395 руб., по отправке почтовой корреспонденции - 237 руб. 60 коп., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4448 руб. 44 коп., расходы по оформлению доверенности 2800 руб.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Учитывая категорию гражданского дела, по которому была оказана юридическая помощь истцу, объем оказанной помощи, время, затраченное представителем на составление искового заявления, на участие в судебных заседаниях, а также, исходя из принципа разумности, суд полагает необходимым возместить истцу расходы на оплату услуг представителя в полном объеме: расходы за составление искового заявления 2500 руб., расходы за консультационные услуги в сумме 500 руб., расходы за представительские услуги в сумме 9000 руб.

Всего судебные расходы составили 24881 руб. 04 коп.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Мокринцева А.А удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Мокринцева А.А с Муниципального образования «город Ульяновск» в лице Администрации г. Ульяновска за счет казны муниципального образования «город Ульяновск» стоимость восстановительного ремонта в размере 162422 руб. 00 коп., судебные расходы в размере 24881 руб. 04 коп.

    В удовлетворении исковых требований к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г.Ульяновска, обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Свободный выбор» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н.Бахарева

Срок изготовления мотивированного решения: 13.12.2022

2-5159/2022 ~ М-5247/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мокринцев А.А.
Ответчики
Управление ЖКХ администрации г.Ульяновска
Другие
ПАО "САК "Энергогарант"
администрация г.Ульяновска
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Бахарева Н. Н.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
11.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2022Передача материалов судье
13.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.10.2022Предварительное судебное заседание
14.11.2022Судебное заседание
29.11.2022Судебное заседание
06.12.2022Судебное заседание
13.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.08.2023Дело оформлено
16.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее