Дело № 2А-2048/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(дата) Советский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Синайко Е.А.,
при секретаре Тёриной М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
по административному иску ИФНС России по Советскому району г.Н.Новгорода к С.А.В. о взыскании задолженности по налогам и сборам,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по Советскому району г. Н.Новгорода обратилась в суд с административным иском к С.А.В. о взыскании задолженности по транспортному налогу в сумме 4922 руб., и пени в сумме 16,25 руб., всего в общей сумме 4938,25 руб.
В обоснование заявленных требований, административный истец указал следующее. С.А.В. является собственником имущества, указанного в сведениях о собственности, приложенных к исковому заявлению.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Согласно ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Административным истцом в адрес административного ответчика неоднократно были направлены требования об уплате задолженности по транспортному налогу в сумме 4922 руб., и пени в сумме 16,25 руб., всего в общей сумме 4938,25 руб.
Однако, до настоящего времени задолженность, в указанной сумме, не уплачена. Административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по транспортному налогу в сумме 4922 руб., и пени в сумме 16,25 руб., всего в общей сумме 4938,25 руб.
Административный истец обратился в суд так же с ходатайством о восстановлении срока обращения в суд с указанными требованиями по причине возврата заявления о вынесении судебного приказа мировым судьей.
Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещен судебной повесткой, направленной факсимильной связью, а также по указанному адресу электронной почты. Представитель административного истца в судебное заседание не явился. Заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.
При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В целях извещения административного ответчика С.А.В. о времени и месте рассмотрения дела судом в его адрес направлены судебные повестки, которые возвращены отделением связи за истечением срока хранения.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту его регистрации корреспонденции, является риском самого гражданина, и он несет все неблагоприятные последствия такого бездействия.
В силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, при возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения", неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие административного ответчика, реализовавшего таким образом свое право на участие в судебном заседании.
Исследовав материалы административного дела, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Такая же обязанность установлена п. 1 ст.3 и п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст. 1 Налогового кодекса РФ, порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
Административный истец просит восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи административного искового заявления в отношении С.А.В., поскольку срок был пропущен по причине возврата заявления о вынесении судебного приказа мировым судьей.
Административный истец указал о том, что заявление о выдаче судебного приказа в отношении административного ответчика было направлено мировому судье в установленный законом срок, однако, определением мирового судьи судебного участка №... Советского судебного района г.Н.Новгорода от (дата) заявление о выдаче судебного приказа возвращено по причине не соблюдения ст. 123.4 КАС РФ.
Обсуждая вопрос о возможности восстановления процессуального срока на принесение административного иска, суд руководствуется следующим.
В соответствии ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно пункту 4 статьи 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии со статьей 69 НК РФ при наличии у плательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Судом установлено, что С.А.В. на праве собственности принадлежат транспортные средства: ГАЗ-311000, гос.номер. №..., VOLKSWAGENPOLO, гос.номер. №... в связи с чем административный ответчик является плательщиком транспортного налога.
(дата) в адрес С.А.В. направлено уведомление №... о необходимости уплаты налога на указанные объекты налогообложения - в сумме 4938,25 руб., за один налоговый период.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога С.А.В. было направлено заказным письмом требование №... о необходимости оплатить до (дата) недоимку по транспортному налогу, за просрочку платежа на общую сумму 4938,25 руб.
В силу части 6 статьи 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Статьей 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (пункт 1). Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей (пункт 2). Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).
В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Таким образом, с учетом приведенных правовых норм, исходя из того, что сумма транспортного налога по одному налоговому периоду (за 2014 год) превышает 3000 рублей, а требование о взыскании обязательных платежей и санкций, о которых заявлен административный иск, содержало срок исполнения до (дата), срок подачи административного иска, - истекал (дата).
Налоговый орган обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с С.А.В. недоимки по налогу.
Определением от (дата) мирового судьи судебного участка №... Советского судебного района г. Н. Новгорода данное заявление о выдачи судебного приказа о взыскании с С.А.В. недоимки по налогу и сборам возвращено на основании ст. 123.4 КАС РФ.
Указанное обстоятельство не может быть признано судом уважительной причиной пропуска срока обращения с административным иском в суд по отношению к налоговому органу, выполняющему от имени государства функции по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, в том числе осуществляющему взыскание недоимок, пени, штрафов в порядке, установленном НК РФ, в предусмотренные законом сроки.
При должной организованности и распорядительности налоговый орган не был лишен возможности и права обратиться с настоящим административным иском в порядке и в сроки, установленные КАС РФ.
В свою очередь, административный иск к С.А.В., представлен в суд административным истцом лишь (дата)
Оценивая исследованные данные в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления административному истцу срока на обращение с административным иском к С.А.В. о взыскании недоимки по транспортному, налогу за 2014 год.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд не находит законных оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем административный иск подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 177-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административно исковых требований ИФНС России по Советскому району г.Нижнего Новгорода к С.А.В. о взыскании задолженности по налогам и сборам на общую сумму 4938,25 руб., отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья подпись Синайко Е.А.
(марка обезличена)А