Дело №2-2082/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 сентября 2014 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Горбачевой Е.Н.
при секретаре Рахматулиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чернов В.А. о признании незаконными действий органа местного самоуправления, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка,
У С Т А Н О В И Л;
Чернов В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий органа местного самоуправления, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка.
Требования мотивирует тем, что обратился в Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: <адрес> Согласно ответу начальника Управления от ДД.ММ.ГГГГ № - «Правовой статус земель, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства и особенности их предоставления, регламентируются ЗК РФ с учетом особенностей, предусмотренных ФЗ «О личном подсобном хозяйстве». В соответствии со ст. 3 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки предоставляются при наличии свободных земельных участков. Учитывая факт Вашей регистрации по месту жительства в <адрес> и ограниченное количество свободных земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, высокую востребованность земель указанного назначения у граждан, проживающих в сельских поселениях, а так же наличие на сегодняшний день не реализованных прав граждан, стоящих в очереди на получение земельного участка, в том числе инвалидов, претендующих в рамках ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № - ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на льготное (первоочередное) получение земельных участков, выделение Вам земельного участка не представляется возможным». Предложено приобрести земельный участок через аукцион. Считает указанный отказ незаконным, просит признать действия МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» выразившиеся в отказе Чернову В.А. в выделении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования ЛПХ в аренду незаконными; обязать МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» утвердить и выдать Чернову В.А. схему расположения вышеуказанного земельного участка.
В судебном заседании представители заявителя Шульгина Е.С., Красильникова Н.А. (действующие по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.) поддержали заявленные требования, дав пояснения соответствующие вышеизложенному.
Чернов В.А. в судебное заседание не явился, был надлежащим образом извещен.
В судебном заседании представитель администрации <адрес>, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации <адрес>» ФИО5 (действующий по доверенностям от ДД.ММ.ГГГГ г.) возражал против заявленных требований, суду пояснил, что в настоящее время земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес> передан бесплатно в собственность ФИО6
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 4 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» установлено, что гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков.
Согласно п.п. «а» п.1 ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Право на однократное бесплатное получение в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют следующие собственники расположенных на данных земельных участках жилых домов: граждане Российской Федерации, имеющие и воспитывающие (проживающие совместно или зарегистрированные по одному месту жительства) трех и более детей, в том числе пасынков, падчериц, а также приемных и опекаемых, не достигших восемнадцатилетнего возраста, а также детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях всех видов и типов, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, и детей, проходящих срочную военную службу по призыву, - до окончания службы, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет, а детей, признанных инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, - на период установления инвалидности независимо от возраста (далее - многодетные граждане).
В соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (п. 1).
Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления (п. 2).
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (п. 4).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка (п. 5).
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения (п. 6).
Таким образом, процедура предоставления земельного участка в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, состоит из следующих этапов:
1) подачи гражданином в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующего заявления;
утверждения и выдачи органом местного самоуправления заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
выполнения заявителем за свой счет в отношении земельного участка кадастровых работ с последующей постановкой данного надела на государственный кадастровый учет;
принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления по получении кадастрового паспорта решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату либо бесплатно либо о передаче его в аренду;
заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка.
<адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 39-189Р утверждено Положение о порядке образования и предоставления земельных участков на территории муниципального образования <адрес> (далее – Положение, утвержденное <адрес> Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 39-189Р), в соответствии с которым рассмотрение заявлений по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории в процессе образования земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, возлагается на МКУ «УправЗем».
Отдел архитектуры, входящий в МКУ «УправЗем», рассматривает заявление, после чего руководитель МКУ «УправЗем» утверждает схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории или готовит мотивированный отказ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в течение 30 дней со дня поступления заявления (п. 5.1.1.).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ Чернов В.А., зарегистрированный по месту жительства в <адрес>, обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении в аренду для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> № на утвержденном проекте планировки и о выдаче схемы расположения земельного участка.
МКУ «УправЗем», рассмотрев заявление, отказало в утверждении схемы расположения земельного участка, ссылаясь на то, что Чернов В.А. зарегистрирован по месту жительства в <адрес>, при этом количество свободных земельных участков ограничено, высокую востребованность земель у граждан, проживающих в сельских поселениях, а так же наличие не реализованных прав граждан, стоящих в очереди на получение земельного участка.
В ходе судебного разбирательства суду было представлено Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> предоставлен многодетному гражданину ФИО6
Представители заявителя ФИО3 и ФИО4 не согласились с указанным постановлением, пояснив, что Чернов В.А. обратился в орган местного самоуправления с заявлением ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО6 только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем Чернов В.А. имеет первоочередное право на получение спорного земельного участка.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требования, поскольку по смыслу подлежащих применению норм материального права, обязанность органа местного самоуправления по утверждению и выдаче обратившемуся лицу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, как один из первых этапов предоставления земельного участка в собственность или в аренду для целей, не связанных со строительством, возникает только в случае реальной возможности предоставления земельного участка в испрашиваемых размерах и местоположении, то есть при условии, что испрашиваемый земельный участок является свободным.
Из материалов дела следует, что на момент обращения Чернова В.А. в суд заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, заявление многодетного гражданина ФИО6 уже было принято к рассмотрению МКУ «УправЗем». Земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен в собственность бесплатно ФИО6 на основании постановления органа местного самоуправления, которое в настоящее время не признано недействительным. Спорный земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет с определением размера и площади земельного участка.
Поскольку спорный земельный участок, предоставлен во внеочередном порядке многодетному гражданину ФИО6, права которого будут нарушены при удовлетворении требований заявителя, суд не находит оснований для возможности возложения на орган местного самоуправления обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка в испрашиваемых размерах и местоположении.
Вместе с тем, истец не лишен возможности обратиться вновь в МКУ «УправЗем» с заявлением о предоставлении в аренду свободного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, либо обратится в суд с исковыми требованиями, избрав надлежащий способ защиты своих прав.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении требований Чернов В.А. о признании незаконными действий органа местного самоуправления, возложении обязанности утвердить и выдать схему расположения земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Председательствующий: Е.Н. Горбачева