РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 февраля 2012 года г.Муравленко
Муравленковский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Кочневой М.Б.,
при секретаре судебного заседания Грековой Е.А.,
с участием истца Мельника О.В., истца Мельник Л.В.., действующей за себя и в интересах В.,
представителя ответчика Коваль С.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-62/2012 по иску Мельника О.В., Мельник Л.В., действующей за себя и в интересах В., к Администрации муниципального образования г.Муравленко о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище»,
УСТАНОВИЛ:
О.В. Мельник, Л.В. Мельник, действующая за себя и в интересах В.,обратились с иском к Администрации муниципального образования г. Муравленко (далее Администрация МО г. Муравленко) о признании права на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище». В обоснование требований иска указали, что решением Управления жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования г. Муравленко (далее УЖКХ МО г. Муравленко) от ДД.ММ.ГГ за № истцам отказано в признании их семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на основании подпунктов «а», «б» пункта 2.8 Положения о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе, утвержденного постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.02.2009 года № 73-А. Фактически истцам отказано по той причине, что из представленных документов следует, что супруга Л.В. Мельник и <данные изъяты> В. зарегистрированы в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. на состав семьи <данные изъяты> человека, по <данные изъяты> кв.м. на человека. Данное жилое помещение принадлежит <данные изъяты> Мельник Л.В. - М. на основании договора № передачи (приватизации) квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГ и свидетельства о государственной регистрации права серии № от ДД.ММ.ГГ. <данные изъяты> О.В. Мельник зарегистрирован в жилом помещении по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором, кроме него, зарегистрирован <данные изъяты> - Е., то есть по <данные изъяты> кв.м. на человека. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности <данные изъяты> Ж., <данные изъяты> Н., <данные изъяты> Е., <данные изъяты> П. и Мельнику О.В. на основании договора мены квартир от ДД.ММ.ГГ. Исходя из суммарной общей площади указанных жилых помещений, на всех членов семьи приходится по <данные изъяты> кв.м., что выше учетной нормы площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории г. Муравленко, на основании решения Городской Думы «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» № 398 от 25.04.2005 года учетная норма установлена в размере 15 кв.м. С решением об отказе в признании семьи участницей окружной подпрограммы истцы не согласны, поскольку членами семьи с Д. они не являются, совместное хозяйство не ведут. По <адрес>, Мельнику О.В. принадлежит <данные изъяты> доли, то есть <данные изъяты> кв.м. Полагают, что законодатель не связывает признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий с проживанием на одной жилой площади с собственником жилого помещения, который является родственником. Просят признать за ними право на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище» и обязать Администрацию МО г. Муравленко поставить семью Мельник на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище».
Определением Муравленковского городского суда от ДД.ММ.ГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа (л.д. 18).
В судебном заседании истцы поддержали требования и доводы иска, настаивают на удовлетворении заявленных исковых требований. Просят признать за ними право на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище» на дату подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы, то есть на ДД.ММ.ГГ. При этом истец О.В. Мельник пояснил, что в настоящее время в их семье двое детей - <данные изъяты> В. и <данные изъяты> Г.. Квартиру по адресу: <адрес> он выкупил у своих родственников - <данные изъяты>. Окончательный расчет за квартиру не произведен.
Представитель ответчика Администрации МО г. Муравленко, третьего лица УЖКХ МО г. Муравленко С.А. Коваль, действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, в судебном заседании возражает против удовлетворения исковых требований. Полагает, что истцам правомерно отказано в признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку, исходя их суммарной общей площади жилых помещений на всех членов семьи приходится по <данные изъяты> кв.м., в то время как учетная норма в г. Муравленко 15 кв.м.
Представитель соответчика Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В представленном письменном отзыве на исковое заявление представитель соответчика указал, что оснований для признания семьи Мельник нуждающимися в жилых помещениях не имеется. Полагает, что Департамент не может являться надлежащим соответчиком по данному делу, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Ответственность за правомерность включения в список молодых семей - участников федеральной или окружной подпрограмм, изъявивших желание получить социальную выплату, несут органы местного самоуправления.
Свидетель И., допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГ, суду пояснила, что работает <данные изъяты>. На момент обследования жилого помещения по адресу: <адрес> с целью установления факта проживания лиц в указанном жилом помещении, дома никого не было. Соседка из квартиры №, проживающая этажом ниже сообщила, что в квартире № проживает одна женщина, фамилия которой ей неизвестна.
Свидетель К., допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГ, суду пояснила, что работает в <данные изъяты>. Ею совместно с <данные изъяты> Л. составлялся акт с целью установления лиц, проживающих в квартире по адресу: <адрес>. Со слов Д. в указанной квартире вместе с ней проживает <данные изъяты>.
Свидетель Л., допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГ, суду пояснила, что <данные изъяты> и К. при составлении акта проживающих лиц в квартире по адресу: <адрес>, со слов Д. было установлено, что в указанной квартире проживает М., <данные изъяты>. При этом на момент составления акта в квартире находилась только М..
Свидетель Д., допрошенная в судебном заседании ДД.ММ.ГГ, суду пояснила, что Л.В. Мельник является <данные изъяты>. После смерти <данные изъяты> свидетель проживает одна. К ней в гости часто приходит <данные изъяты>, на выходные оставляет <данные изъяты> В.. Их дом устроен так, что с соседями они рядом не проживают, соседи могут только видеть свидетеля на улице, гуляющей вместе с <данные изъяты>. Когда к свидетелю пришли инспектора, она растерялась и не поняла вопроса, думала, что интересуются лицами, которые зарегистрированы в квартире.
Свидетель А. суду пояснила, что <данные изъяты> О.В. Мельник вместе со <данные изъяты> и <данные изъяты> проживает по адресу: <адрес>. Кроме них, в указанном жилом помещении зарегистрирован <данные изъяты> Е., который в настоящее время не проживает в г. Муравленко так как является <данные изъяты> за пределами города. Она как <данные изъяты> помогает молодой семье с уходом за маленькими детьми, дети периодически бывают у нее в квартире по адресу: <адрес>.
Свидетель Б. суду пояснила, что проживает по соседству на одной площадке с семьей Мельник. Кроме них, в квартире по адресу: <адрес> проживает <данные изъяты> Мельника О.В. - Е., который приезжает на каникулы. А. у Мельник бывает часто, так как уделяет много времени внукам.
Суд, заслушав указанных лиц, свидетелей, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда; ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации (ст. 14 ЖК РФ).
Учитывая, что правоотношения сторон возникли в 2010 году, необходимо руководствоваться законодательством, действовавшим на период принятия решения об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы «Жилище».
В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2001 года № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы», а также подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы, утвержденной постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 9.07.2009 года № 382-А «Об окружной целевой программе «Жилище» на 2006 - 2010 годы», постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.02.2009 года за № 73-А (в редакции от 1.09.2010 года) было утверждено Положение о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе.
Согласно п. 1.2 данного Положения, в редакции постановлений Администрации ЯНАО от 09.07.2009 № 386-А, от 11.11.2009 № 591-А, постановлений Правительства ЯНАО от 08.07.2010 № 113-П, от 01.09.2010 года № 209-П (далее Положение от 20.02.2009 года № 73-А), реализация окружной и федеральной подпрограмм предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам окружной и федеральной подпрограмм в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилья или строительство индивидуального жилого дома, могут быть использованы в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение (строительство) жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Приобретаемое (приобретенное) жилое помещение (создаваемый объект индивидуального жилищного строительства) должно находиться на территории автономного округа, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания.
В силу п. 1.4 Положения от 20.02.2009 года № 73-А под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищный условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений (ч. 2 ст. 51 ЖК РФ).
Решением Городской Думы г. Муравленко «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения по договору социального найма» от 25.04.2005 года № 398 учетная норма определена в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Мельник О.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, и Мельник Л.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, заключили <данные изъяты> ДД.ММ.ГГ (л.д.13). От <данные изъяты> Мельник имеют двух детей - <данные изъяты> В., ДД.ММ.ГГ года рождения (л.д. 14) и <данные изъяты> Г., ДД.ММ.ГГ года рождения (л.д. 99). На дату подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы семья Мельник состояла из трех человек.
Истец О.В. Мельник зарегистрирован в жилом помещении по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором, кроме него, зарегистрирован <данные изъяты> - Е., что подтверждается справкой с места жительства № от ДД.ММ.ГГ (л.д. 17). Указанное жилое помещение на дату подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы принадлежало на праве собственности <данные изъяты> истца Мельник О.В. - Ж., <данные изъяты> А., <данные изъяты> Е., <данные изъяты> З. и Мельнику О.В. на основании договора мены квартир от ДД.ММ.ГГ (л.д. 33, 136-137).
В настоящее время согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., находится в собственности Мельника О.В. на основании договора мены от ДД.ММ.ГГ, соглашения об установлении долей от ДД.ММ.ГГ, договора купли-продажи <данные изъяты> доли квартиры от ДД.ММ.ГГ (л.д. 15), что также подтверждается <данные изъяты> (л.д. 64-65).
Истцы Л.В. Мельник, Л.О. Мельник зарегистрированы в жилом помещении по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м., в котором также зарегистрированы <данные изъяты> - Г. и <данные изъяты> Мельник Л.В. - Д., что подтверждается справкой с места жительства № от ДД.ММ.ГГ (л.д. 16). Указанное жилое помещение принадлежит Д. на основании договора передачи (приватизации) квартиры в собственность № от ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ (л.д. 12) и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГ №, выданной Муравленковским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому автономному округу (л.д. 43).
Л.В. Мельник, Л.О. Мельник недвижимого имущества в собственности не имеют, что подтверждается <данные изъяты> (л.д. 33).
ДД.ММ.ГГ истцы, руководствуясь Положением от 20.02.2009 года № 73-А, обратились в УЖКХ Администрации МО г. Муравленко с заявлением о включении их семьи в список молодых семей, желающих принять участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище» на 2006 - 2010 годы, чтобы воспользоваться социальной выплатой на приобретение жилья (л.д. 102).
В ответ на это обращение Мельнику О.В. и Мельник Л.В. было направлено письмо <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ за исх. №, согласно которому в настоящее время законных оснований для признания их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий нет. В признании семьи истцов молодой семьей - участницей окружной подпрограммы отказано со ссылкой на подпункты «а», «б» пункта 2.8 Положения от 20.02.2009 года № 73-А - по представленным документам был сделан вывод о том, что исходя из суммарной общей площади жилых помещений на всех членов семьи приходится по <данные изъяты> кв.м., в то время как учетная норма в г. Муравленко составляет 15 кв.м. При подсчете суммарной общей площади учитывались квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащая матери истца Мельник Л.В. - Д., и квартира по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей <данные изъяты> Ж., <данные изъяты> А., <данные изъяты> З. и истцу Мельник О.В.
Согласно позиции ответчиков и третьего лица, семья Мельник не может быть признанна нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку для наличия либо отсутствия права на участие в подпрограмме молодой семьи следует учитывать квартиру, которая находится в собственности Д. - <данные изъяты> истца Мельник Л.В. В этом случае суммарная общая площадь с учетом квартиры по <адрес> и квартиры по <адрес>, на всех членов семьи, с учетом <данные изъяты> Мельник Л.В. - Д. и <данные изъяты> истца Мельник О.В. - Е. приходится по <данные изъяты> кв.м., что выше учетной нормы, установленной в размере 15 кв.м.
Однако суд считает такой вывод не обоснованным.
Так, судом установлено и подтверждается материалами дела, показаниями истцов, свидетелей Д., А., Б., что семья истцов проживает в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. Кроме истцов, в указанном жилом помещении проживает <данные изъяты> истца Мельника О.В. - Е..
Из пояснений истцов следует, что с <данные изъяты> Мельник Л.В. - Д. они проживают раздельно, семьи у них разные, хозяйство раздельное. Данные утверждения никем не опровергнуты.
К показания свидетелей К., Л. суд относится критически, поскольку они противоречат показаниям Д., А., Б., а также пояснениям истцов. Из показаний свидетелей К. и Л. следует, что при составлении акта с целью установления лиц, проживающих в квартире по адресу: <адрес>, лица, проживающие в указанном жилом помещении были установлены со слов Д. При этом на момент составления акта в квартире находилась только ФИО78 судебном заседании свидетель Д. пояснила, что не поняла вопрос инспекторов и подумала, что интересуются лицами, зарегистрированными в квартире. Таким образом, факт совместного проживания (не проживания) семьи Мельник по адресу: <адрес> свидетельскими показаниями К. и Л. не установлен и не опровергнут.
Показания свидетеля И. суд не принимает во внимание, так как на момент обследования жилого помещения по адресу: <адрес> с целью установления факта проживания лиц в указанном жилом помещении, дома никого не было. Сведения о лицах, проживающих в указанном жилом помещении, были получены со слов соседки, проживающей этажом ниже. При этом, никто из жильцов данной квартиры опрошен не был.
Довод представителя ответчика Администрации МО г. Муравленко и третьего лица УЖКХ МО г. Муравленко Коваль С.А. о том, что местом жительства истца Л.В. Мельник вместе с детьми является квартира по адресу: <адрес>, где они зарегистрированы, является необоснованным, поскольку регистрация по месту жительства является административным актом и сама по себе, при отсутствии соглашения с собственником о пользовании жилым помещением, не порождает права на это жилое помещение. Кроме того, регистрация по месту жительства не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании членов семьи истцов членами семьи собственника жилого помещения Д.
Следовательно, истцы не имеют право на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
Суд считает Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ненадлежащим соответчиком по делу, поскольку в соответствии с Положением о порядке предоставления социальных выплат молодым семьям в Ямало-Ненецком автономном округе решение о признании либо отказе в признании семьи участницей подпрограммы принимает орган местного самоуправления.
Между тем, семья Мельник проживает по адресу: <адрес>, площадь которого менее нормы обеспеченности, установленной органом местного самоуправления, что свидетельствует об их нуждаемости в улучшении жилищных условий и предоставляет им право на получение социальной выплаты.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать за истцами право на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище» на дату подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы, то есть на ДД.ММ.ГГ. Также суд полагает необходимым обязать Администрацию МО г. Муравленко поставить семью Мельник на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище».
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Мельник О.В., Мельник Л.В., В. на дату подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы на ДД.ММ.ГГ право на предоставление социальной выплаты в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище».
Обязать Администрацию муниципального образования город Муравленко поставить семью Мельник О.В. с членами семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с целью реализации права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в составе окружной целевой программы «Жилище».
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Муравленковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.Б. Кочнева