Дело № 2-655/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 января 2015 года ***
Благовещенский городской суд ***, в составе:
Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,
при секретаре Громовой Л.В.
с участием истца Б., представителя ответчика Представитель1
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Б. к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда в *** о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в стаж периоды работы, понуждении назначить пенсию, взыскании судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Б. обратился в Благовещенский городской суд *** с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управления Пенсионного фонда в *** о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении в стаж периоды работы, понуждении назначить пенсию, взыскании судебных расходов. В обоснование заявленных требований указал, что *** он обратился в УПФР РФ по *** с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.2 ст.27 Федерального закона от *** №*** «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением от *** в назначении пенсии было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Как усматривается из протокола по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан, периоды работы с *** по *** года, с *** по *** года, с *** по *** года, с *** по *** года, с *** по *** не зачтены в льготный стаж по основаниям отсутствия наименования должности в Списке №***, представления страхователем сведений о стаже без кода особых условий труда, не подтверждения занятости на работах, предусмотренных соответствующим разделом Списка №***. Государственной экспертизой условий труда, проведенной Управлением занятости населения *** (заключение *** от *** года) было установлено, что условия труда прораба-строителя, производителя работ стройгруппы Благовещенской сплавной конторы с *** по *** соответствуют условиям труда мастера строительных и монтажных работ, условия труда мастера ФАО «***» с *** по *** соответствуют условиям труда мастера строительных и монтажных работ, условия труда мастера ОАО «***» с *** по *** соответствуют условиям труда мастера строительных и монтажных работ, условия труда прораба ОАО «***» с *** по *** соответствуют условиям труда мастера производителя работ (прораба), условия труда прораба (производителя работ) стройучастка ООО «***» с *** по *** соответствуют условиям труда производителя работ (прораба). УПФР в городе Благовещенске не была дана оценка периодам работы с *** по *** в должностях прораба, с *** по *** в должности мастера.
На основании изложенного, просит суд: признать решение *** от *** об отказе в назначении пенсии незаконным; признать протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан *** от *** незаконным в части рекомендаций не включать в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подп. 2 п.1 ст. 27 Федерального закона от *** №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» *** дня; обязать УПФР в городе Благовещенска включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подп.2 п.1 ст.27 Федерального закона от *** №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периоды работы: с *** по *** в должностях прораба-строителя, производителя работ стройгруппы в Благовещенской сплавной конторе, с *** по *** в должности мастера в ФАО «***», с *** по *** в должности мастера в ОАО «***», с *** по *** в должности прораба в ОАО «***», с *** по *** в должности прораба (производителя работ) на стройучастке в ООО «***»; обязать УПФР в городе *** назначить трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, с *** года; взыскать с УПФР в городе *** судебные расходы на оплату юридических услуг в сумме ***, расходы по уплате государственной пошлины ***.
Истец в ходе судебного заседания поддержал заявленные требования, настаивал на их удовлетворении, привел доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, в ходе судебного заседания пояснила, что *** истец обратился в Управление пенсионного фонда в Российской Федерации в *** с заявлением о назначении пенсии за работу, связанную с вредными условиями труда, в удовлетворении заявления было отказано. Период работы с *** по *** в должности прораба строителя не был засчитан поскольку наименование должности не предусмотрено списком № ***, а так же отсутствует документальное подтверждение осуществления предприятием работ, предусмотренных разделом *** Списка *** «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов, данный период был засчитан по *** поскольку согласно архивной справке от *** № *** истец с *** был переведен на должность старшего инженера по тех. надзору за строительством жилого ***-го дома. Период с *** по *** в должности мастера не был засчитан, поскольку должность мастера не предусмотрена списком № ***, а так же отсутствует документальное подтверждение осуществления предприятием работ, предусмотренных разделом *** Списка *** «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов. Период с *** по *** в должности мастера не был засчитан, поскольку должность мастера не предусмотрена списком № ***, а так же отсутствует документальное подтверждение осуществления предприятием работ, предусмотренных разделом *** Списка *** «Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов. Период с *** был рассмотрен по *** года, поскольку данная организация сдала сведения за истца по декабрь *** года.
Заслушав объяснения сторон, пояснения свидетелей, также изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами пенсионного дела истца, *** истец Б. обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости на основании пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от *** года.
Согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда в *** от *** *** в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 27 Закона от *** № 173-ФЗ Б. было отказано, поскольку его специальный стаж на день обращения за назначением пенсии составил *** дней. На основании указанного протокола начальником УПФР в *** было вынесено решение *** от *** об отказе Б. в назначении трудовой пенсии по старости.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от *** № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста *** лет и женщинам по достижении возраста *** лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее *** и *** лет и имеют страховой стаж соответственно не менее *** и *** лет.
Как следует из протокола заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** *** при определении права истца на назначение пенсии рассмотрены и не включены в подсчет специального стажа периоды работы с *** по *** в должностях прораба-строителя, производителя работ стройгруппы в Благовещенской сплавной конторе, с *** по *** в должности мастера в ФАО «***», с *** по *** в должности мастера в ОАО «***», с *** по *** в должности прораба в ОАО «***», с *** по *** в должности прораба (производителя работ) на стройучастке в ООО «***».
С указанным протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от *** *** в приведенной части Б. не согласился, в связи, с чем обратился в суд с настоящим иском, полагая, что данные периоды подлежат включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, за работу в особых условиях труда.
Рассматривая заявленные истцом требования, суд учитывает, что важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следует также учитывать правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от *** N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.
Согласно ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от *** № 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от *** № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее *** лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от *** № 173-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от *** N 537 "О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пп. «б» п.1, установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, - Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением *** от *** N 10. При этом время выполнявшихся до *** работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета *** от *** N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
Постановлением *** от *** *** были утверждены Списки *** и *** производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Действие указанных Списков Постановлением *** от *** *** было распространено на территорию РСФСР.
Постановлением Правительства РФ от *** *** подтверждено действие на территории Российской Федерации указанных выше Списков.
Разделом *** Списка *** (код ***) предусмотрено право на льготное пенсионное обеспечение по возрасту для производителей работ, разделом *** Списка *** (код ***) для мастеров строительных и монтажных работ.
В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от *** № 310-О, согласно ст. 39 ч. 1 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует ст.39 ч.2 Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ст. 15 ч. 1 Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В силу указанных Конституционных положений закона Российской Федерации от *** «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности, устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной работой с тяжелыми условиями труда а также некоторой иной профессиональной деятельностью.
При этом названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления назначения и выплаты. По смыслу ст. 27 Закона Российской Федерации «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» во взаимосвязи с другими его положениями, право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда. Соответственно ст. 27 вышеуказанного закона предусматривает назначение пенсии мужчинам по достижении возраста 55 лет…, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее *** и *** лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В Список *** включены те работы, в том числе и в соответствующих профессиях, которые в связи с особенностями технологического процесса, а также характера и способа выполнения, характеризуются наиболее неблагоприятными условиями труда. У рабочих одной и той же профессии могут быть различные условия труда, поэтому им предоставляются различные льготы, в том числе и по пенсионному обеспечению. С учетом особенностей технологического процесса за лицами, осуществляющими работы каменщиков, производителей работ и мастеров строительных и монтажных работ (Список № ***).
Рассматривая обоснованность не включения ответчиком в специальный стаж периодов работы Б. с *** по *** в должностях прораба-строителя, производителя работ стройгруппы в Благовещенской сплавной конторе, с *** по *** в должности мастера в ФАО «***», с *** по *** в должности мастера в ОАО «***», с *** по *** в должности прораба в ОАО «***», с *** по *** в должности прораба (производителя работ) на стройучастке в ООО «***», суд приходит к следующему.
Как следует из трудовой книжки Б. истец работал с *** прорабом-строителем в Благовещенской сплавной конторе, *** уволен по ст.29 п.5 КЗоТ РСФСР переводом в Благовещенский лесоперевалочный комбинат, с *** мастером в ФАО «***», *** уволен по ст. 31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию, с *** мастером в ОАО «***», *** уволен по ст. 31 КЗоТ РСФСР по собственному желанию, с *** мастером по ремонту зданий и сооружений в ООО «***», с *** заместителем директора в ООО «***», с *** директором в ООО «***», *** уволен а ост. 80 ТК РФ по собственному желанию, с *** производителем работ в ООО «***».
Согласно заключению об экспертизе условий труда, выполненной Управлением занятости населения *** *** от *** условия труда Б., работавшего с *** по *** прорабом-строителем, производителем работ стройгруппы в Благовещенской сплавной конторе соответствуют условиям труда производителя работ (прораба), условия труда Б., работавшего с *** по *** мастером в ФАО «***» соответствуют условиям труда мастера строительных и монтажных работ, условия труда Б., работавшего с *** по *** мастером в ОАО «***» соответствуют условиям труда мастера строительных и монтажных работ, условия труда Б., работавшего с *** по *** прорабом в ОАО «***» соответствуют условиям труда производителя работ (прораба), наименование должности Б., работающего с *** по настоящее время прорабом (производителем работ) на стройучастке в ООО «***» соответствует Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ***, указание в актах освидетельствования скрытых работ (приемки) наименование должности Б. – начальник участка – ошибочное, не предусмотренное штатными расписаниями.
Поскольку каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей, непосредственно работавших с истцом в спорные периоды.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель1 суду пояснил, что с *** года по *** года он работал в должности плотника в *** сплавной конторе, где осуществлял свою трудовую деятельность истец в должности прораба, истец обеспечивал их работой, закрывал наряды, находился непосредственно с ними на участках, смотрел за качеством работы, вел журналы работ, проводил инструктаж по технике безопасности.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель2 суду пояснил, что он устроился на работу в мае *** года, работал в подчинении у истца, в обязанности истца входило составление проектов, чертежей, ведение табелей учета рабочего времени, проверка монтажа.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда в *** необоснованно не включило в специальный стаж истца периоды его работы с *** по *** в должностях прораба-строителя, производителя работ стройгруппы в Благовещенской сплавной конторе, с *** по *** в должности мастера в ФАО «***», с *** по *** в должности мастера в ОАО «***», с *** по *** в должности прораба в ОАО «***», с *** по *** в должности прораба (производителя работ) на стройучастке в ООО «***», а значит, Протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в *** *** от *** в части невключения в специальный стаж Б. для досрочного назначения ему трудовой пенсии данных периодов работы, является незаконным.
Вместе с тем, суд находит не подлежащими удовлетворению требования истца в части обязания включить в специальный стаж периода работы с *** по *** года, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения, в соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от *** № ***-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» страхователя ООО «***» о стаже истца с кодом особых условий труда.
Поскольку суд пришел к выводу, что истцом приобретено право на включение периода работы с *** по *** в должностях прораба-строителя, производителя работ стройгруппы в Благовещенской сплавной конторе, с *** по *** в должности мастера в ФАО «***», с *** по *** в должности мастера в ОАО «***», с *** по *** в должности прораба в ОАО «***», с *** по *** в должности прораба (производителя работ) на стройучастке в ООО «***» в подсчет специального стажа, следовательно, у ГУ УПФР в *** с учетом имеющегося у истца страхового стажа не менее *** лет, отсутствовали основания для отказа Б. в назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от *** № 173-ФЗ.
В соответствии со ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).
Учитывая достижение истцом необходимого возраста, наличие специального и страхового стажа, возникновение права на пенсию, трудовая пенсия по основаниям п.п. 2 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» должна быть Б. назначена с *** (достижение истцом возраста *** лет).
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере ***, оплаченная истцом при подаче иска.
В соответствии с положениями ст. 100 ГПК РФ учитывая фактический объем проделанной представителем истца работы, фактические обстоятельства гражданского дела. А также исходя из принципов разумности и справедливости, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате юридических услуг в размере ***.
Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л :
Признать незаконным протокол заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда в *** от *** *** в части не включения в специальный стаж для назначения пенсии Б. периодов работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***.
Обязать Государственное учреждение – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в *** включить в специальный стаж для назначения пенсии со снижением возраста Б. периоды работы с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, с *** по ***, назначить пенсию со дня возникновения права на получение пенсии с ***.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в *** в пользу Б. расходы по оплате государственной пошлины в сумме ***, расходы по оплате юридических услуг в сумме ***.
Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с ***.
Судья Н.Н. Матюханова