РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2021 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области в составе судьи Ковригиной Н.Н., при секретаре Ирлица И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО1, ФИО2 к администрации городского округа Тольятти, Департаменту по управлению муниципальным имуществом о восстановлении и признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации городского округа Тольятти, Департаменту по управлению муниципальным имуществом о восстановлении и признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
В обоснование заявленных требований истцами указано, что на основании распоряжения №-р/5 заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ семья истцов составом семьи 4 человека признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и включена в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в 2011-2015 году. На основании Уведомления от ДД.ММ.ГГГГ семья истцов была исключена из числа участников программы, в связи с превышением возраста 35 лет. При вынесении данного Уведомления заместитель руководителя департамента по управлению имуществом г.о. Тольятти руководствовалась неким списком молодых семей, утвержденных губернатором <адрес>. Документы, на которые ссылается администрация г.о. Тольятти истцам не представили. Считают исключение из программы необоснованным, на момент включения семьи истцов в список на получение социальной выплаты (2013 год) возраст каждого из супругов не достигал 35 лет. Возраст супругов должен учитываться на день постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в список участников программы. Просят восстановить в число участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года; признать право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 г.г.
В судебное заседание истцы не явились, извещены, представитель истца ФИО1 ФИО4, действующий на основании доверенности, просил рассмотреть исковое заявление без его участия.
В судебное заседание представитель ответчика администрации г.о.Тольятти не явился, извещен, представил письменные возражения на иск, в которых просил в удовлетворении требований ФИО1, ФИО2 отказать, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г.о. Тольятти, о чем имеется ходатайство, указав, что возражает против удовлетворения исковых требований согласно письменному отзыву.
В судебное заседание представитель ответчика Департамента по управлению муниципальным имуществом не явился, извещен, причины неявки не сообщил, ходатайств не заявлял.
Исследовав материалы дела, изучив доводы сторон, суд считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей».
Впоследствии, постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года N 889 в указанное постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы" внесены изменения, период программы увеличен и определен на 2015-2020 годы, при этом списки молодых семей, сформированные в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, были учтены в новой подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (действовала до 31.12.2017 г., с 01.01.2018 г. предоставление молодым семьям социальных выплат осуществляется в рамках реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 г. №1710).
Порядок и цели предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства устанавливаются Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение N 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (далее - Правила).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО1 обратились в мэрию г.о. Тольятти с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в составе семьи 4-х человек, предоставив пакет документов, в том числе заключение от ДД.ММ.ГГГГ. о признании семьи ФИО7 4 человека, в том числе: ФИО2, ФИО1, дети ФИО7 д.В., ФИО5 молодой семьей в рамках реализации областной целевой программы «Молодой семье – доступное жилье на 2009-2015 годы».
Распоряжением заместителя мэра г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 семья ФИО1 и ФИО2 в составе 4 человек была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г.г., что подтверждается извещением от ДД.ММ.ГГГГ. № и не оспаривалось сторонами.
Согласно Уведомления заместителя руководителя департамента по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № №, в связи с превышением возраста ФИО1 35 лет на день утверждения ДД.ММ.ГГГГ.) Губернатором Самарской области списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году, семья ФИО1 и ФИО2 в составе 4 человека перестала соответствовать обязательному условию, предъявляемому к возрасту членов молодой семьи – участницы подпрограммы и была исключена из списка молодых семей – участников мероприятия по обеспечению жильем молодых семей.
Право молодой семьи на получение государственной поддержки в рамках всех перечисленных жилищных программ возникает и может быть реализовано исключительно по основаниям, на условиях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.
Доводы истца о том, что возраст супругов должен учитываться на день постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в список участников программы, на момент включения семьи истцов в список на получение социальной выплаты (2013 год) возраст каждого из супругов не достигал 35 лет, в связи с чем основания исключения из программы являются необоснованными, суд считает основанными на ошибочном понимании и толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Согласно пункту 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (подпункт "а"); молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил (подпункт "б"); наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (подпункт "в").
Согласно указанным Правилам правом формирования списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, списков претендентов на получение социальных выплат, выдачи свидетельств на получение социальных выплат наделен орган местного самоуправления. Списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, после их формирования направляется в орган исполнительной власти субъекта РФ, который, в свою очередь, на основании этих списков и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (п. п. 4, 17, 20, 21, 22).
Положениями п.п. 26 - 28 Правил предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта РФ на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта РФ и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы. После утверждения Правительством РФ размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта РФ на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов РФ орган исполнительной власти субъекта РФ на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта РФ и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта РФ списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта РФ. Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. Орган местного самоуправления доводит до сведения молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в соответствующем году, решение органа исполнительной власти субъекта РФ по вопросу включения их в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
Таким образом, само по себе включение органом местного самоуправления и (или) органом исполнительной власти молодой семьи в список (сводный список) молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, не означает, что такие молодые семьи обладают субъективным правом на получение социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2015 N 3-О и от 23.04.2015 N 997-О).
Возможность приобретения семьей истца субъективного права на получение данной социальной выплаты в соответствующие годы, в том числе в период исключения семьи из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, таким образом, обусловлена комплексом обстоятельств, связанных в том числе с объемом выделяемого из средств бюджетов финансирования данной подпрограммы, количеством молодых семей, подлежащих включению в указанный список в первоочередном порядке, и др.
Правилами предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Указанная функция на территории Самарской области Постановлением Правительства Самарской области от 30 сентября 2014 года №612 возложена на министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, которое является органом исполнительной власти Самарской области и которое формирует сводный список на основании данных органов местного самоуправления и который не может содержать информацию не соответствующую сведениям представленным органом местного самоуправления. Сформированный сводный список утверждается Губернатором Самарской области и направляется в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.
Одним из условий участия в Программе согласно подпункта «а» пункта 6 названных выше Правил участия молодой семьи, в том числе неполной молодой семьи, состоящей из одного молодого родителя и одного и более детей является не превышение возраста каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году возраста 35 лет.
В п. 22 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей программы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил.
Исходя из целей и задач федеральной подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" и с учетом имеющихся финансово-экономических возможностей на период ее действия предусматривается предоставление данной социальной выплаты тем участвующим в подпрограмме семьям, которые на момент включения их органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году отвечают всем установленным названными Правилами требованиям к молодой семье, в том числе возрастному критерию.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла возраста 36 лет ДД.ММ.ГГГГ., то есть, на момент формирования списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2020 году и утверждения Губернатором Самарской области ДД.ММ.ГГГГ г. истец превысила предельный возраст, установленный для участников подпрограммы (35 лет), в связи с чем перестала совместно с членами своей семьи относится к категории граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты молодым семьям для приобретения жилья за счет бюджетных средств.
В соответствии с абзацем 2 пункта 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных постановлением Правительство Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050, в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей, являющихся участниками основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылаются истцы, сами по себе не могут свидетельствовать о наличии на момент рассмотрения дела права на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 г.г.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что доводы истцов не нашли своего подтверждения, суд считает, что основания для удовлетворения заявленных ФИО1, ФИО2 требований у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации городского округа Тольятти, Департаменту по управлению муниципальным имуществом о восстановлении и признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 01.11.2021 г.
Судья Н.Н.Ковригина