Дело № 2-385/2019
УИД: 28RS0015-01-2019-000499-65
Решение
Именем Российской Федерации
09 июля 2019 года г. Райчихинск
Райчихинский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Ю.М.,
при секретаре Денисенко А.В.,
с участием представителя ответчика Администрации города Райчихинска ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Администрации г. Райчихинска Амурской области о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Администрации г. Райчихинска Амурской области о предоставлении жилого помещения, в обоснование требований указав, что он является собственником <адрес>. Указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. На его обращение в администрацию г. Райчихинска о расселении из аварийного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, письмом № от ДД.ММ.ГГГГ получен отказ по тем основаниям, что истец с иными гражданами своими действиями довели данный жилой дом до аварийного состояния, срок расселения граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает, что неправомерным бездействием Администрация города Райчихинска нарушила его право на предоставление жилого помещения в обмен аварийного. Ссылку на распоряжение главы местного самоуправления, которым установлен срок для проведения мероприятий по отселению физических и юридических лиц в период до ДД.ММ.ГГГГ, считает несостоятельной, поскольку жилье должно предоставляться в разумный срок.
С учетом изложенного, истец просил обязать администрацию г. Райчихинска Амурской области установить очередь ФИО2 на получение равнозначного жилого помещения взамен квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с учетом срока признания аварийным указанного жилого дома. Обязать Администрацию города Райчихинска Амурской области предоставить ФИО2 равнозначное жилое помещение взамен квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с соответствующими ей качественными характеристиками.
Истец ФИО2, его представитель по доверенности ФИО1 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истца ФИО2 по доверенности ФИО1 настаивал на требованиях о предоставлении ФИО2 равнозначного жилого помещения взамен квартиры, расположенной в <адрес>, пояснил об обстоятельствах, изложенных в иске, пояснил, что Администрацией города Райчихинска <адрес> признан аварийным. Однако на заявление истца о предоставлении жилого помещения им получен ответ о том, что дом доведен до аварийного состояния истцом. Кроме того, Администрация ссылается на тот факт, что жилое помещение было переведено в нежилое. Согласно выписке из ЕГРН указанное помещение значится жилым. Никакие перепланировки в квартире истцом не производились, данным жилым помещением он не пользуется на протяжении длительного времени. Поскольку дом является аварийным, истец не может продать свое жилое помещение. Считает, что в данном случае основания для предоставления истцу жилого помещения идентичны, как предоставление жилого помещения нанимателям, в соответствии со ст.ст. 86-87 ЖК РФ, просил также применить к названным правоотношениям положения ст. 32 ЖК РФ.
Представитель ответчика администрации г. Райчихинска ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что постановлением главы г. Райчихинска от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно распоряжению главы города Райчихинска от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок отселения физических и юридических лиц до ДД.ММ.ГГГГ. В адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда жилой <адрес> не включен, так как в соответствии с ФЗ № 185-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О фонде содействия реформированию ЖКХ» расселению за счет средств Фонда в настоящее время подлежат многоквартирные жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ. Решение об изъятии у ФИО2 жилого помещения № по <адрес> не направлялось, та как решение администрацией города об изъятии земельного участка не принималось. В 2018 года приняты меры по частичному переселению нанимателей муниципальных кварт № и 6 первого подъезда жилого <адрес> в имевшийся свободный муниципальный жилищный фонд в связи с неудовлетворительным техническим состоянием занимаемых гражданами жилых помещений. Проведенным ДД.ММ.ГГГГ обследованием установлено, что <адрес> брошена, дверь забита гвоздями, оконное остекление разбито и частично закрыто досками, пол в помещении отсутствует. ФИО2 в помещении по данному адресу в течение длительного времени не проживает, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и малоимущего не состоит. Постановлением главы местного самоуправления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> выведена из жилищного фонда с выдачей ФИО2 разрешения на переоборудование помещения под магазин. В связи с изложенным, просила в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений.
В соответствии со статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 названного кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 05 марта 2009 года №12 376-О-Пследует, что в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В силу ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признает изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, суду следует проверить, в частности, не будут ли ухудшены жилищные условия граждан, выселяемых в предоставляемое жилое помещение.
Рассматривая заявленные истцом требования о предоставлении ФИО2 равнозначного жилого помещения взамен квартиры, расположенной в <адрес>, на основании указанных правовых норм, на которые ссылается в иске представитель истца, суд приходит к следующему.
Из документов, представленных в материалы дела, следует, что ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение – <адрес> зарегистрировано на праве собственности за ФИО2
Данное обстоятельство подтверждено выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №.
Постановлением главы местного самоуправления г. Райчихинска от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> переведена из жилой площади нежилую, ФИО2 выдано разрешения на переоборудование помещения под магазин.
ДД.ММ.ГГГГ комиссией произведено обследование жилого <адрес>, расположенного по <адрес>, сделан вывод о том, что в связи с неудовлетворительным техническим состоянием всего жилого дома выполнение ремонтных работ нецелесообразно. С целью улучшения жилищных условий проживающих граждан принято рассмотреть возможность переселения жильцов первого подъезда в другие жилые помещения. В акт указано, что <адрес> выведена из жилищного фонда, собственник – ФИО2 Помещение брошено, дверь забита гвоздями, оконное остекление разбито и частично закрыто досками. Через разбитое остекление видно, что пол в помещении отсутствует, вырыта яма, в которой находится вода.
ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
На основании постановления Администрации города Райчихинска № от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению ЖКХ, градостроительства и дорожной деятельности администрации города Райчихинска постановлено включить указанный дом в реестр многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу.
Согласно распоряжению Администрации № от ДД.ММ.ГГГГ Управлению ЖКХ, градостроительства и дорожной деятельности администрации <адрес> постановлено осуществить отселение физических и юридических лиц из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, согласно приложению «Перечень жилых домов», в которой входит <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 администрацией города Райчихинска направлено требование о необходимости осуществления сноса или реконструкции многоквартирного жилого <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ представитель истца направил в Администрацию города Райчихинска заявление, в котором просил предоставить ФИО2 взамен <адрес> равнозначное жилье, что исключит возможность нарушения его прав и законных интересов.
Таким образом, администрацией г. Райчихинска в рамках предоставленных данному органу полномочий проведены мероприятия, предусмотренные законодательством: определен статус жилого дома как аварийный и подлежащий реконструкции, принято решение об отселении жильцов из аварийного дома и установлен срок такого отселения.
Из ответа Администрации города Райчихинска № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в соответствии с распоряжением главы города Райчихинска от ДД.ММ.ГГГГ № установлен срок для осуществления мероприятий по отселению физических и юридических лиц из <адрес> до ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ мероприятия по отселению нанимателей и собственников жилого <адрес> в другие жилые помещения не осуществляется. Переселены в другое жилье наниматели двух муниципальных квартир первого подъезда жилого дома, в связи с имеющимися жалобами нанимателей жилых помещений указанного дома на холод и сырость в квартирах по причине того, что пять из восьми квартир брошены (в том числе <адрес>), система отопления в данных помещениях не функционировала. У администрации не имеется оснований для предоставления ФИО2, как собственнику жилого помещения, поскольку до настоящего времени решение об изъятии земельного участка под многоквартирным домом и жилыми помещениями собственников не принималось.
Суд соглашается с позицией Администрации об отсутствии оснований для предоставления ФИО2, как собственнику, жилого помещения взамен <адрес> считает ошибочным указание представителя истца на обязанность применения в данном случае вышеуказанных норм права, поскольку в данном случае право истца на представление жилого помещения не может быть реализовано.
Согласно информации Администрации города Райчихинска, предоставленной во исполнение определения суда от ДД.ММ.ГГГГ, многоквартирный <адрес>, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, не включен. Решение об изъятии у ФИО2 жилого помещения № по <адрес> не направлялось, так как решение администрацией <адрес> об изъятии земельного участка не принималось.
В исковом заявлении представитель истца, ссылаясь на нормы ст. 32 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
В соответствии с п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
В материалах дела не содержится сведений о том, что ответчик принял решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен спорный жилой дом, а также решение об изъятии жилого помещения – <адрес> указанном доме, принадлежащего на праве собственности ФИО2
Наличие в материалах дела документов, свидетельствующих о ненадлежащем техническом состоянии многоквартирного дома, само по себе не является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований.
С учетом того, что сроки расселения дома не наступили, доказательства обращения ФИО2 с заявлением об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в предусмотренном порядке не представлено, требования по данному основанию им заявлены не были, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 в лице представителя по доверенности ФИО1 к Администрации г. Райчихинска Амурской области об обязании установить очередь на получение равнозначного жилого помещения взамен квартиры, расположенной по адресу: <адрес> учетом срока признания аварийным жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, о предоставлении равнозначного жилого помещения взаимен квартиры, подлежащей изъятию, расположенной по адресу: <адрес> соответствующими ей качественными характеристиками - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Ю.М. Кузнецова