Дело № 2- 891/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2017 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Тимошкиной Т.Н.
при секретаре Климчук Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыганаш Т. К. к Правительству Республики Карелия о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Цыганаш Т.К. обратилась в суд по тем основаниям, что ею за счет собственных средств были оплачены землеустроительные проекты предварительного согласования земельных участков для ведения дачного хозяйства в районе <адрес> для проведения процедуры выбора земельного участка, предусмотренной ст.31 Земельного кодекса РФ, оплачены установление границ и государственный учет земельных участков, которым присвоены кадастровые номера №. После государственного кадастрового учета земельных участков, ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с заявлениями о переводе земельных участков из состава категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок направил истцу копию распоряжения Правительства Республики Карелия от 22.03.2016 № 203-р-П об отказе в переводе земельных участков со ссылкой на ч.4 ст.3, п.3 ст.4 ФЗ от 21.12.2014 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», ввиду несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков генеральному плану Нововилговского сельского поселения. С данным распоряжением истец не согласна, так как согласно ст.7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, при этом указанные земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования. С учетом п.2 ст.103 Земельного кодекса РФ допускается использование земель запаса после перевода их в другую категорию. Указывает, что испрашиваемое целевое назначение земельных участков не противоречит утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. Актами выбора и обследования земельного участка в районе <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденными постановлениями Администрации Прионежского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что от уполномоченных органов и организаций получены все необходимые согласования, то есть спорные земельные участки возможно использовать для заявленных целей - для ведения дачного хозяйства. Учитывая изложенное, Цыганаш ТК. просит признать незаконным распоряжение Правительства Республики Карелия от 22 марта 2016 года № 203-р-П и возложить на Правительство Республики Карелия обязанность принять акт о переводе земельных участков с кадастровыми номерами № из состава категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения».
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, Администрация Нововилговского сельского поселения, Администрация Прионежского муниципального района.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд представителя.
Представитель истца Трифонов П.А., действующий по доверенности, исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, не поддерживает довод в иске о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения не распространяются на спорные земельные участки. Полагает, что истцом обоснованно истребуется перевод спорных земельных участков в земли сельскохозяйственного назначения, запрет на это законом не установлен, спорные участки возможно использовать в названных целях. При этом конкретный вид разрешенного использования должен устанавливаться после перевода земельных участков из одной категории в другую, в настоящее время преждевременно говорить о возможном нарушении истцом действующего законодательства в части использования земельных участков в соответствии с установленным видом разрешенного использования в случае осуществления перевода.
Представитель ответчика Правительства Республики Карелия Ратчина М.И., действующая по доверенности, представляя одновременно по доверенности интересы третьего лица Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему. Просит учесть, что оспариваемое распоряжение издано в соответствии с заявлением истца при указании конкретного вида использования земельного участка – для ведения дачного хозяйства. Соответствующее использование противоречит градостроительным регламентам территориальных зон в Нововилговском сельском поселении применительно к установленным основным видам разрешенного использования, в связи с чем названное в спорном распоряжении от 22.03.20017 основание для отказа в переводе земельных участков обоснованно. Действительно, при условно разрешенном виде использования спорных участков допускается размещение садовых (дачных) домов, однако у истца в соответствии со ст.39 Градостроительного кодекса РФ отсутствует на это необходимое разрешение, в заявлении о переводе земельных участков из одной категории в другую не указано про условно разрешенный вид использования. Полагает, что целевое назначение земельных участков определяется не только по категории земельных участков, но и по виду разрешенного использования.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела без участия представителей, позиции изложены в письменных отзывах.
Суд, заслушав прибывших лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Названые земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В ст. 103 ЗК РФ установлено, что к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.
Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.
Порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую установлен в ст.8 ЗК РФ и Федеральным законом «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» от 21.12.2004 № 172-ФЗ (далее – Федеральный закон, ФЗ).
Так, в ст.2 названного Федерального закона указано, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую (далее также - ходатайство) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
В ходатайстве о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую указываются: 1) кадастровый номер земельного участка; 2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; 3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; 4) права на земельный участок.
В силу ч.ч. 4, 8 ст. 3 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 по результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую.
Акт о переводе земель или земельных участков либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков может быть обжалован в суд.
С учетом положений ч.1 ст.3, ч.2 ст.15 вышеуказанного ФЗ, п/п 15 п.9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок, утвержденного Постановлением Правительства РК от 25.11.2010 № 274-П, ст.54 Конституции Республики Карелия иск истцом заявлен к надлежащему ответчику.
Из материалов дела следует, что постановлениями от 02.09.2013 № № 1633, 1634, 1635 и 1637 Администрации Прионежского муниципального района были утверждены схемы расположения земельных участков, ориентировочной площадью <данные изъяты> кв.м., прилагаемые к актам о выборе земельных участков для ведения дачного хозяйства в районе <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ соответственно. Категория земель – земли запаса. Цыганаш Т.К. предварительно было согласовано место размещения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельных участков, расположенных в <адрес>, в границах кадастрового квартала № Прионежского района Республики Карелия.
Из актов о выборе земельных участков следует, что комиссия, оценив преимущества рассмотренных участков, считала целесообразным использовать земельные участки для ведения дачного хозяйства в районе <адрес>, и ходатайствовать перед Государственным Комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд о переводе указанных земельных участков из категории земель запаса в категорию земель сельскохозяйственного назначения.
В настоящее время все спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера №. Сведения об объектах по данным кадастровых паспортов имеют статус временных, истечение срока приходится на ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Цыганаш Т.К. обратилась в Государственный Комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок с ходатайствами о переводе земельных участков с кадастровыми номерами № из состава категории «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», в своих заявлениях, с учетом требований вышеуказанных нормативных актов, истец обосновала необходимость перевода в целях возможности использования земельных участков для ведения дачного хозяйства.
Распоряжением Правительства Республики Карелия № 203р-П от 22 марта 2016 года Цыганаш Т.К. отказано в названном переводе, в связи с несоответствием испрашиваемого целевого назначения земельных участков генеральному плану Нововилговского сельского поселения, на основании ч. 4 ст. 3, п. 3 ст.4 Федерального закона «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую».
Истец полагает данное распоряжение незаконным, нарушающим ее права на получение земельных участков.
Судом установлено, что оспариваемое распоряжение принято ответчиком в пределах имеющихся у Правительства Республики Карелия полномочий.
В соответствии с ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ принятие решения органами государственной власти о переводе земель из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, допускается при наличии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
Решением XXXV сессии II созыва Совета Нововилговского сельского поселения от 24.07.2013 № 2 утвержден генеральный план Нововилговского сельского поселения.
В соответствии с картой градостроительного зонирования территории Нововилговского поселения в настоящее время спорные земельные участки расположены в зоне некоммерческой садово-огороднической деятельности СХ (С), для которой Правилами землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения установлены определенные градостроительные регламенты, при этом в основных видах разрешенного использования не предусмотрено ведение дачного хозяйства. Земельные участки, по сообщению сторон, расположены за пределами водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов.
По сведениям администрации Прионежского муниципального района от 20.01.2016 спорные участки расположены на момент издания оспариваемого распоряжения в функциональной зоне сельскохозяйственного использования (садоводство – С055), предусматривающей использование земельных участков для выращивания плодовых деревьев, в том числе, в порядке ведения садоводства некоммерческими объединениями граждан, а также для строительства временных сооружений, обеспечивающих ведение садоводства; для выращивания лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений; проведения работ по мелиорации земель для названных целей.
После перевода в земли сельскохозяйственного назначения все земельные участки планируются к предоставлению в аренду Цыганаш Т.К. для ведения дачного хозяйства, на каждом участке предусматривается строительство дачного дома с набором хозяйственных построек.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона № 172-ФЗ от 21.12.2004 перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В силу ст. 1 Федерального закона № 66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» под дачным земельным участком понимается земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).
В п. 1 ст. 34 этого же закона указано, что возведение строений и сооружений в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении осуществляется в соответствии с проектом планировки территории и (или) проектом межевания территории, а также градостроительным регламентом.
Таким образом, земельный участок для ведения дачного хозяйства предусматривает возможность строительства дачного дома на таком участке.
Изложенное свидетельствует о том, что имеется несоответствие испрашиваемого целевого назначения земельного участка генеральному плану поселения.
Суд учитывает, что в соответствии картой градостроительного зонирования и градостроительных регламентов спорные земельные участки расположены в настоящее время в зоне СХ (С), при этом индивидуальные садовые (дачные) дома со встроенными, пристроенными и отдельно стоящими хозяйственными (дворовыми) пристройками отнесены к условно разрешенным видам использования.
Согласно ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса.
Цыганаш Т.К. соответствующее разрешение не получено, при обращении в уполномоченный орган с заявлением о переводе земельных участков из одной категории в другую ею не указывалось на использование земельных участков в соответствии с условно разрешенными видами использования. В пределах истребуемого обоснования для перевода действия ответчика правомерны, соответствуют нормам действующего законодательства.
Суд полагает ошибочными доводы стороны истца о том, что целевое назначение определяется исключительно категорией земельного участка, в соответствии со ст.7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории, а также разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения требований истца отсутствуют, в связи с чем суд Цыганаш Т.К. в иске полностью отказывает.
Иные доводы сторон выводы суда не опровергают.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Цыганаш Т. К. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.Н. Тимошкина
Решение принято в
окончательной форме 27.01.2017.