Дело № 2-5080/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2019 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
судьи Шешукова Д.А.
при секретаре Бальзиной А.Н.,
с участием представителя истца – Погореловой Н.С.,, Альмухаметова И.Ш.. представителя третьего лица – управления ЖКХ Администрации г. Ижевска – Пушиной Л.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «УК Вест-Снаб» к Варакину А.А. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, взыскании судебной неустойки и судебных расходов,
у с т а н о в и л:
ООО «УК Вест-Снаб» (далее – истец) обратилось в суд с иском к Варакину А.А. (далее – ответчик) о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, взыскании судебной неустойки и судебных расходов, мотивируя свои требования следующим.
Ответчиком произведена незаконная перепланировка принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а именно – демонтирован проем и дверь на лоджию, прибор отопления перенесен из комнаты на лоджию, демонтирована железобетонная стена под оконным проемом (наружная). В адрес ответчика истцом направлялись уведомления о предоставления доступа в жилое помещение с целью его обследования, при этом доступ в жилое помещение не обеспечен. Руководствуясь положениями закона, истец просил суд обязать Варакина А.А. в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда предоставить ООО «Управляющая компания «Вест-Снаб» доступ в квартиру <адрес>; в случае нарушения срока исполнения решения суда взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 1000 руб. за каждый день просрочки, а также взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 6 000 руб.
В судебном заседании представители истца на требованиях настаивали, по основаниям, изложенным в иске, суду дополнительно пояснили, что данная незаконная перепланировки может создать угрозу для иных собственников.
Представитель третьего лица – Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска в судебном заседании просила требования удовлетворить. суду пояснила, что ответчик при проведении проверки доступ в жилое помещение не обеспечил.
Ответчик, а также третье лицо – Администрация Октябрьского района г. Ижевска, надлежащим образом извещенные о дате и времени рассмотрения дела, в судебном заседании не присутствуют, о причинах неявки не сообщили, гражданское дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Выслушав представителей истца и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
ООО «УК «Вест-Снаб» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом <номер> по <адрес> (далее - МКД) на основании лицензии <номер> от <дата>, протокола общего собрания собственников от <дата>, договора управления МКД <номер> от <дата>.
Ответчик является собственником квартиры <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата> <номер>.
Согласно акту обследования технического состояния квартиры <адрес> от <дата> при проведении осмотра в данном жилом помещении в маленькой комнате (окно ориентировано на южную сторону) выявлено проведение перепланировки и переустройства: демонтирован оконный проем и дверь на лоджию, лоджия утеплена, прибор отопления перенесен из комнаты на лоджию, демонтирована железобетонная стена под оконным проемом (наружная).
Документы, подтверждающие законность произведенной перепланировки отсутствуют. представителю собственника рекомендовано узаконить перепланировку и переоборудование жилого помещения.
В соответствии с актом обследования технического состояния квартиры <адрес> от <дата> при обследовании прибора отопления по заявлению собственника квартиры подтвержден факт того, что в квартире выполнена перепланировка и переустройство инженерных коммуникаций: комната объединена с лоджией, прибор отопления перенесен на лоджию, стена под оконным проемом демонтирована, лоджия утеплена. Проект и разрешительную документацию на перепланировку и переустройство житель не представил. Собственнику рекомендовано представить в управляющую компанию разрешительную документацию и тепловой расчет.
Согласно акту обследования технического состояния квартиры <адрес> от <дата> установлено: ранее при составлении актов был установлен факт перепланировки (присоединении лоджии к комнате) и переоборудование системы отопления (прибор отопления перенесен на лоджию). Собственник квартиры разрешающие документы в управляющую компанию не представил. Также собственник не представил доступ в квартиру для обследования.
Истцом в адрес Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, Административной комиссии при Администрации Октябрьского района г. Ижевска письмами <номер> от <дата> и <номер> от <дата> соответственно были направлены письма с требованием провести проверку в отношении проведенной перепланировки и переустройства.
В адрес собственника помещения <дата> была направлена телефонограмма с требованием обеспечить доступ в квартиру <дата> Для участия в обследовании приглашены представители Управления ЖКХ Администрации г. Ижевска, Администрации Октябрьского района г. Ижевска, отдела полиции № 2 Управления МВД России по г. Ижевску.
В предложенное время доступ предоставлен не был, что подтверждается актом обследования от <дата>.
Согласно части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2016 № 25 (далее - Правила пользования жилыми помещениями), которые предписывают немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей жилого помещения или санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, и в случае необходимости сообщать о них наймодателю или в соответствующую управляющую организацию. В качестве пользователя жилым помещением наниматель обязан допускать в заранее согласованное время в жилое помещение работников наймодателя или уполномоченных им лиц, представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра технического и санитарного состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нем, а также для выполнения необходимых ремонтных работ (подпункты "д" и "и" пункта 10).
Обязанность поддерживать жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, Правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме частью 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на собственника жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1.2 указанной статьи надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц.
Согласно частям 6, 7, 8 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (часть 10 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпунктам "а", "б" и "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пункт 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
Осмотры общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом проводятся собственниками помещений, лицами, привлекаемыми собственниками помещений на основании договора для проведения строительно-технической экспертизы, или ответственными лицами, являющимися должностными лицами органов управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (далее - ответственные лица) или управляющей организацией, а при непосредственном управлении многоквартирным домом - лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (пункты 11, 13 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 32 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги - абзац седьмой пункта 2 данных Правил) имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования, для выполнения необходимых ремонтных работ и проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
В силу подпункта "е" пункта 34 указанных Правил, потребитель обязан допускать представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб), представителей органов государственного контроля и надзора в занимаемое жилое помещение для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования в заранее согласованное с исполнителем в порядке, указанном в пункте 85 данных Правил, время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, для проверки устранения недостатков предоставления коммунальных услуг и выполнения необходимых ремонтных работ - по мере необходимости, а для ликвидации аварий - в любое время.
По смыслу приведенных норм, требования по осуществлению технического обслуживания и текущего ремонта носят обязательный характер, относятся как к зданию и сооружению в целом, так и к входящим в состав таких объектов системам инженерно-технического обеспечения и их элементам, внутриквартирному оборудованию и являются неотъемлемой частью процесса эксплуатации этих систем, оборудования, обеспечивающей его безопасность. При этом техническое состояние внутриквартирного оборудования, которое должно соответствовать установленным требованиям и быть готово для предоставления коммунальных услуг, является условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) (подпункт "е" пункта 3 Правил N 354).
Приведенные нормы определяют порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; обеспечения выполнения требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем и предусматривают обязанность исполнителя осуществлять эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий и внутриквартирного оборудования путем осуществления периодических осмотров, для чего он имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще 1 раза в 3 месяца, в занимаемое потребителем жилое или нежилое помещение представителей исполнителя.
Таким образом право на доступ в жилое помещение имеется у представителей исполнителя в силу прямого указания в законе, не зависит от конкретных обстоятельств и установлено, в том числе, для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций или возможных нарушений прав граждан в будущем.
При рассмотрении настоящего дела установлено, что доступ в жилое помещение, в котором произведена самовольная перепланировка, в том числе с демонтажем системы отопления, ответчиком не предоставлен, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем засвденные требования подлежат удовлетворению, как и подлежат удовлетворению требования о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины (ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу положений п. 1 ст. 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. Суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Вместе с тем, суду не представлено доказательств, подтверждающих наличие возможности неисполнения судебного решения, в связи с чем взыскание судебной неустойки носит преждевременный характер и не лишает сторону истца права на обращение в будущем с соответствующим заявлением в суд при неисполнении решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования ООО «УК Вест-Снаб» к Варакину А.А. о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение, взыскании судебных расходов удовлетворить.
Возложить на Варакина А.А. предоставить ООО «УК «Вест-Снаб» доступ в квартиру <адрес> в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Исковые требования ООО «УК Вест-Снаб» к Варакину А.А. о взыскании судебной неустойки оставить без удовлетворения.
Взыскать с Варакина А.А. в пользу ООО «УК «Вест-Снаб» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Верховный суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня его вынесения.
В окончательной форме решение изготовлено 14.10.2019.
Судья Д.А. Шешуков