Томская область, с. Молчаново
ул. Димитрова, 55 30 августа 2021 года
Судья Молчановского районного суда Томской области Бажилин В.В., рассмотрев поступившее из Восьмого кассационного суда общей юрисдикции дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кузнецовой С.В., родившейся /___/ в /___/, зарегистрированной и проживающей по адресу: /___/,
УСТАНОВИЛ:
В отношении Кузнецовой С.В. /___/ специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как указано в протоколе, Кузнецова С.В. в нарушение статей 10 и 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также пункта 2.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 16.12.2013 № 65 и пункта 4.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача России от 22.05.2020 № 15, в период времени с /___/ часов до /___/ часов /___/, находясь на рабочем месте в помещении диспетчерской скорой помощи ОГБУЗ«/___/ районная больница», не использовала медицинские маски для защиты органов дыхания и перчатки.
В судебное заседание Кузнецова С.В., уведомленная о его дате, времени и месте, не явилась. В соответствии с требованиями части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено без участия лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Орган, составивший протокол по делу об административном правонарушении также извещен судом о времени судебного разбирательства, своего представителя не направил.
Судом исследованы следующее материалы дела.
На основании распоряжения заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Томской области № 490 от 16.10.2020 специалистом–экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Томской области в Кривошеинском районе Харитоновой Л.А. с целью расследования причин возникновения случаев новой коронавирусной инфекции (COVID-19) проведена выездная проверка в отношении ОГБУЗ «/___/ районная больница». По результатам проверки /___/ составлен акт, в котором отражен, в частности, выявленный факт неиспользования медицинской сестрой по приему вызовов Кузнецовой С.В. маски и перчаток в период с /___/ часов до /___/ часов /___/ на рабочем месте в диспетчерской. Данный факт выявлен /___/ при просмотре видеозаписи с камер наблюдения (л.д. 6-16).
По фактам допущенных нарушений, в том числе, в связи с неиспользованием сотрудниками масок и перчаток, главному врачу ОГБУЗ «/___/ районная больница» выдано предписание /___/ от /___/ об устранении нарушений санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей (л.д.17-19).
Табелем учета и использования рабочего времени /___/ зафиксировано, что /___/ КузнецоваС.В. находилась на рабочем месте (л.д. 25-27).
В письменных объяснениях от /___/ Кузнецова С.В. указала, что /___/ в период времени с /___/ до /___/ находилась в диспетчерской, сняла маску, в которой трудно дышать. Сняла ее после работы с пациентом. Подтверждает, что на представленной видеозаписи от /___/ изображена она, Кузнецова С.В. (л.д. 28).
В письменных пояснениях от /___/ главный врач ОГБУЗ «/___/ районная больница» Д. сообщает, что на представленной видеозаписи от /___/ в период времени с /___/ до /___/ была Кузнецова С.В., /___/ года рождения. Видеозапись датирована /___/ из-за сбоя в работе системы наблюдения, реальная дата – /___/ (л.д. 29-30). К объяснениям приложены скриншоты с видеозаписи, датированные /___/ (л.д. 31-35).
В соответствии с приказом /___/ от /___/ Кузнецова С.В. назначена медицинской сестрой по приёму вызовов отделения скорой медицинской помощи /___/ ОГБУЗ «/___/ районная больница» (л.д. 38).
Анализируя представленные материалы дела об административном правонарушении, суд исходит из следующего.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Таким образом, приведенной нормой права установлена ответственность за нарушение (невыполнение):
- действующих санитарных правил и гигиенических нормативов;
- санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий;
- выданного законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе:
- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения;
- выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
- мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Согласно абзацу 2 статьи 10 указанного Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства.
В соответствии со статьёй 29 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия подлежат включению в разрабатываемые федеральные целевые программы охраны и укрепления здоровья населения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 50 Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ установлено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки.
Согласно пункту 2.1 указанных выше СП 3.1/3.2.3146-13, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Абзац 2 пункта 4.4 указанных выше СП 3.1.3597-20 устанавливает, что к числу мероприятий, направленных на «разрыв» механизма передачи инфекции, относится, в том числе:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров.
Из анализа приведенных норм права следует, что положения Федерального закона от 30 марта 1999 № 52-ФЗ являются правилами общего регулирования, не содержащими прямого требования о ношении медицинских масок и перчаток, о времени и местах их использования.
Пункт 2.1 СП 3.1/3.2.3146-13, на нарушение которого указано в протоколе об административном правонарушении, также не содержит требования о ношении масок и перчаток.
Пункт 4.4 СП 3.1.3597-20, исходя из его толкования, определяет общие направления для разработки органами власти и организациями собственных конкретных мер по «разрыву» механизма передачи инфекции. Данный вывод следует также из пункта 4.1 СП 3.1.3597-20, которым установлено, что противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, данное положение санитарно-эпидемиологических правил не предписывает гражданам носить маски и перчатки и не содержит конкретного требования о времени и месте ношения масок и перчаток, а имеет общий, рекомендательный характер и направлено на организацию работы органов власти и организаций, которые должны определить конкретные мероприятия по «разрыву» механизма передачи инфекции в развитие данной общей нормы права. Иное истолкования указанной нормы приведет к ее необоснованному расширительному применению. В отсутствии конкретных требований о времени и месте ношения масок и перчаток нарушением пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 можно будет признать и неиспользование маски и перчаток в жилом помещении, на улице, а также, например, несоблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров всеми гражданами, находящимися в магазине, автобусе, автомобиле.
Аналогичный вывод о том, что положения пункта 4.4 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» носят общий рекомендательный характер, какую-либо конкретную обязанность на граждан не возлагают, содержится в постановлении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.11.2020 № 16-6798/2020.
Таким образом, отсутствие масок и перчаток у сотрудников лечебного учреждения /___/ не является нарушением действовавших в тот период санитарных правил и гигиенических нормативов, а также не является невыполнением санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выполнение которых возлагается на граждан. Данных о вручении Кузнецовой С.В. предписания (постановления) или требования органа, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, также не имеется.
С учетом этого, нахождение Кузнецовой С.В. /___/ в помещении больницы без медицинской маски для защиты органов дыхания и перчаток, не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, действия Кузнецовой С.В. свидетельствуют о нарушение ею пункта 11 распоряжения Администрации Томской области от 18.03.2020 №156-ра, согласно которому с 18 мая 2020 года граждане обязаны при оставлении места жительства (пребывания) иметь при себе и использовать в местах массового посещения (скопления) людей в закрытых помещениях средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски, респираторы) и рук (перчатки). Помещение диспетчерской скорой помощи является местом массового посещения людей, обращающихся в учреждение здравоохранения для медицинской помощи.
Несоблюдение данного запрета не является нарушением санитарно-эпидемиологического законодательства. Такое бездействие образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №3 (вопрос № 21), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021, отмечается, что диспозиция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является общей нормой по отношению к части 2 статьи 6.3 названного кодекса, что свидетельствует о наличии единого родового объекта посягательства у закрепленных указанными нормами составов административных правонарушений, в качестве которого выступают общественные отношения в области обеспечения общественной безопасности, включая обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе общественные отношения в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей. Санкция части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является менее строгой, чем санкция части 2 статьи 6.3 данного кодекса. При таких обстоятельствах в том случае, если при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо жалобы на постановление по делу о таком административном правонарушении будет установлено, что совершенные лицом действия (бездействие) образуют объективную сторону состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, такие действия (бездействие) подлежат переквалификации.
Как указано в постановлении судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2021, в силу абзаца третьего пункта 20 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении может быть решён не зависимо от истечения срока давности привлечения к ответственности.
Выполняя обязательные указания суда вышестоящей инстанции, суд считает необходимым действия Кузнецовой С.В. квалифицировать по статье 20.6.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу положений статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 20.6.1 Кодекса, не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
С момента допущенного Кузнецовой С.В. пребывания /___/ в помещении диспетчерской скорой помощи ОГБУЗ«/___/ районная больница» без медицинской маски для защиты органов дыхания и перчаток прошло более трёх месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 24.5, пунктом 2 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Совершенное Кузнецовой С.В. деяние переквалифицировать с части 2 статьи 6.3 на часть 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Кузнецовой С.В., /___/ в /___/, прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд через Молчановский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: /подписано/ В.В. Бажилин
.
.