Судебный акт #1 () по делу № 33-3408/2021 от 19.07.2021

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

                       УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Дибдина Ю.Н.                                                                      Дело № 33-3408/2021

73RS0012-02-2021-000242-46                                                                    

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                              14 сентября 2021 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Чурбановой Е.В.,

судей  Федоровой Л.Г., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре Туктаровой Н.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2-175/2021 по апелляционной жалобе областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2021 года,  по которому постановлено:

 

уточненные исковые требования и.о. прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Халиловой Лутви Алмазовны к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области и отделению областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области по Новомалыклинскому району о признании решения незаконным и понуждении к назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка удовлетворить частично.

Обязать Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске  и Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения в Ульяновской области принять решение о назначении и выплате Халиловй Лутви Алмазовне ежемесячного пособия на Х*** Р*** Э***, *** года рождения, и И*** Э*** Э***, *** года рождения, от трех до семи лет включительно. 

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика ОГКУ социальной защиты  населения Ульяновской области  Ведерникова С.С., поддержавшего доводы  апелляционной жалобы,  истца прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

И.о. прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области обратился в суд в защиту прав и законных интересов Халиловой Л.А. с иском к Департаменту Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения Ульяновской области и отделению областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области  по Новомалыклинскому району о признании решения незаконным и понуждении к назначению и выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Новомалыклинского района по обращению Халиловой Л.А. была проведена проверка нарушения социальных прав последней, связанных с необоснованным отказом органами социальной защиты населения Ульяновской области в назначении ей ежемесячно денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет. Установлено, что 18.01.2021 Халиловой Л.А. подано  заявление в Департамент о назначении и выплате ежемесячно денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, а именно на Х*** Р.Э., *** года рождения, и И*** Э.Э., *** года рождения, которое поступило в ОГКУСЗН Ульяновской области по Новомалыклинскому району  25.01.2021. В рамках межведомственных запросов ОГКУСЗН Ульяновской области по Новомалыклинскому району получены сведения об отсутствии каких-либо источников дохода супруга Халиловой Л.А. – И*** Э. за период с 01.07.2019 по 30.06.2020. При этом полученные посредством направления межведомственных запросов сведения о доходах семьи Халиловой Л.В. указывали на то, что величина среднедушевого дохода членов семьи (в совокупности) ниже величины прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Ульяновской области, что подтверждало нуждаемость Халиловой Л.А. в указанных мерах социальной поддержки и свидетельствовало о наличии у последней права на получение указанного пособия. Не смотря на это Департаментом было принято решение об отказе в назначении Халиловой Л.А. ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет, в связи с отсутствием сведений о доходах на супруга, что, по мнению ответчиков, не позволяло достоверно рассчитать и оценить величину среднедушевого дохода членов семьи применительно к величине прожиточного минимума. Данный отказ грубо нарушил право Халиловой Л.А. на получение  указанного пособия и возложил на заявителя обязанность предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами.

С учетом уточнения прокурор просил признать решение Департамента Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г.Ульяновске, ОГКУСЗН Ульяновской области об отказе в назначении Халиловой Л.А. мер социальной поддержки – ежемесячной  денежной выплаты на ребенка  в возрасте от трех до семи лет включительно от 09.02.2021  незаконным и обязать их принять решение о назначении  и  выплате Халиловой Л.А. ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет включительно на Х*** Р.Э., *** года рождения, и И*** Э.Э., *** года рождения.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указывает на незаконность и необоснованность принятого судом решения, неправильное применение судом норм материального права.

Отмечает, что суд не принял во внимание положение ФЗ от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» о том, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ. Отец детей и супруг Халиловой Л.А. за период с 01.07.2019 по 30.06.2020 не только не имел официального источника дохода и не являлся нетрудоспособным, но и не состоял на регистрационном учете в государственном учреждении службы занятости населения в целях поиска подходящей работы и признанного безработным. Полагает, что имеется прямая зависимость низкого дохода семьи от бездействия одного из ее трудоспособных членов. Именно данные обстоятельства не позволили достоверно определить среднедушевой доход семьи и, как следствие, наличие у Халиловой Л.А. права на получение ежемесячной выплаты.

Кроме того, согласно разъяснениям УФНС России по Ульяновской области отсутствие сведений о доходах у налоговых органов не является свидетельством фактического отсутствия доходов у физического лица. Отказ Халиловой Л.А. в назначении ежемесячно денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет  является законным и обоснованным.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  возражений, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из материалов дела следует, что Халилова Л.А. является матерью несовершеннолетних: Х*** Р*** Э***, *** года рождения, (мать-одиночка) и И*** Э*** Э***, *** года рождения, отцом последнего является И*** Э***, гражданин К*** Р***.

18.01.2021 Халилова Л.А. обратилась в Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области с  заявлением по вопросу назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на Х*** Р*** Э***, *** года рождения, и И*** Э*** Э***, *** года рождения, которое было передано в ОГКУСЗН Ульяновской области по Новомалыклинскому району.

09.02.2021 Халиловой Л.А. было отказано в назначении МСП «Ежемесячная денежная выплат на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно»  (протокол ИПД ***).  Причиной отказа явилось то, что  в рамках межведомственных запросов были получены сведения об отсутствии каких-либо источников дохода супруга И*** Э*** за период с 01.07.2019 по 30.06.2020, что не позволило  сделать вывод о том, что величина среднедушевого дохода членов семьи (в совокупности) ниже величины прожиточного минимума, установленной в расчете на душу населения в Ульяновской области за II квартал года, предшествующему году обращения за назначением выплаты.

Не согласившись с данным решением, Халилова Л.А. обратилась к  прокурору Ульяновской области, обращение было направлено в  прокуратуру Новомалыклинского района Ульяновской области, которой была проведена проверка и по результатам прокурор  обратился в суд с настоящим иском.   

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд, верно определив юридически значимые обстоятельства, дав надлежащую правовую оценку представленным доказательствам и правильно применив закон, подлежащий применению, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно статье 2 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.

Указом Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, постановлено  установить с 1 января 2020 г. ежемесячную денежную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предоставляемую в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.

Данным Указом Президента РФ установлено, что:

а) ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты;

б) размер ежемесячной выплаты составляет 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

При установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты применяются Основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (утвержденные  Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 (ред. от 29.04.2020) «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».

Настоящие основные требования применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации

Согласно п.2 указанных Требований ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Согласно п.п.4, 5 указанных Требований право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Российской Федерации.  Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет.

Согласно п.9 указанных Требований заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление ежемесячной выплаты, либо в организацию, находящуюся в ведении указанного уполномоченного органа, которой в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации переданы полномочия по осуществлению ежемесячной выплаты, в то числе в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» или с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг - по решению органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации;

Согласно п.10 указанных Требований заявление подается в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».

Согласно п.12 указанных Требований документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 г. № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (далее - сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.

Согласно п.16 указанных Требований решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в случае, в частности,  когда размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

Согласно п.21 указанных Требований  при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:

а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производилась выплата указанного вознаграждения;

б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;

в) стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;

г) алименты;

д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании;

е) ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

ж) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);

з) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей;

и) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами;

к) проценты, полученные по вкладам в кредитных учреждениях;

л) доходы от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики;

м) доходы от продажи, аренды имущества;

н) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности.

Согласно п.22 указанных Требований среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Согласно п.28 указанных Требований уполномоченный орган вправе проверять достоверность сведений о доходах семьи, указанных заявителем в заявлении. В этих целях уполномоченный орган вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимые сведения от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления.

Аналогичные положения установлены и  «Порядком и условиями назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», утвержденным Указом Губернатора Ульяновской области от 09.04.2020 № 47 «Об установлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно».

Судом установлено, что Халиловой Л.А. оказываются  следующие меры социальной поддержки: ежемесячное пособие по уходу за ребенком на И*** Ш*** Э***, *** года рождения, в размере 6752 руб.; ежемесячная денежная компенсация расходов за коммунальные услуги за июль 2019 года (698,98 руб.), за август 2019 года (3845,11 руб.), за сентябрь 2019 года (985,97 руб.), за октябрь 2019 года (193,97 руб.), за ноябрь 2019 года (3197,15 руб.), за декабрь 2019 года (661,25 руб.), за январь 2020 года (3403,14 руб.), за февраль 2020 года (7391,89 руб.); за март 2020 года (193,97 руб.), за апрель 2020 года (6181,70 руб.), за май 2020 года (3525,86 руб.), за июнь 2020 года (1019,63 руб.); ежемесячное пособие по уходу за ребенком за январь 2020 года (6554,88 руб.), за февраль-май 2020 года (6751,53 руб.), за июнь 2020 года (6752 руб.).

Согласно межведомственным запросам № ***, № ***, № ***, № ***  от 01.02.2021 сведений о доходах И*** Э. не найдено.

Поскольку документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты истице запрошены ответчиком в рамках межведомственного взаимодействия в органах и организациях, в распоряжении которых они находятся,  и ответы на данные запросы ответчиком были получены,  а также учитывая то, что  представленные в рамках межведомственного взаимодействия документы данных о доходах И*** Э. не содержат, соответственно среднедушевой доход членов семьи истицы не превышает величину прожиточного минимума, установленного в расчете на душу населения в Ульяновской области, суд верно пришел к выводу о том, что  документально подтверждена нуждаемость  семьи Халиловой Л.А.  в поддержке, и наличии у  Халиловой Л.А.  права на выплату ежемесячного пособия на ребенка от трех до семи лет. При таких обстоятельствах решение суда о возложении обязанности на  Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в городе Ульяновске  и  Областное государственное казённое учреждение социальной защиты населения  Ульяновской области принять решение о назначении и выплате Халиловой Л.А.  ежемесячной денежной выплаты  на ребенка  Х*** Р.Э.,  *** года рождения, и И*** Э.Э., *** года рождения,  от трех до семи лет включительно, является законным и обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы  в части того, что само по себе отсутствие  данных о доходах одного из членов семьи является безусловным основанием к отказу в назначении ежемесячного пособия на  ребенка от трех до семи лет включительно, основаны на неверном толковании закона.

Основанием к отказу в назначении и выплате указанного пособия является превышение размера величины прожиточного минимума на душу населения среднедушевого дохода  на каждого члена семьи. Доказательств этого суду не представлено.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса  Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 20 мая 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г.Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Мелекесский  районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:

 

 

33-3408/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
И.о. прокурора Новомалыклинского района Ульяновской области
Ответчики
Отделение Областного государственного казённого учреждения социальной защиты населения Ульяновской области по Новомалыклинскому району
Областное госуадрственное казённое учреждение социальной защиты населения Ульяновской области
Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске
Другие
Ведерников С.С.
Суд
Ульяновский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--uln.sudrf.ru
14.09.2021[Гр.] Судебное заседание
20.07.2021[Гр.] Передача дела судье
27.09.2021[Гр.] Передано в экспедицию
24.09.2021[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 ()

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее