РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31.03.2017 Ленинский районный суд г.Нижнего Тагила Свердловской области в составе председательствующего судьи Цыдаевой В.П. единолично,
при секретаре судебного заседания Шагуровой К.Е.,
с участием истца Григорьева В.А.,
представителя ответчика Карташова И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-15 (2017) по иску Григорьева В. А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству социальной политики Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижнему Тагилу и Пригородному району Свердловской области о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию, возложении обязанности совершить определенные действия,
Установил:
Григорьев В.А. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижнему Тагилу и Пригородному району Свердловской области, указав, что в период с <...> год проживал в <адрес>, который, в соответствии с Законом Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне», относится к зоне повышенного радиационного риска. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В этом ему было отказано в связи с тем, что <адрес> не включен в Перечень населенных пунктов <адрес> и бывшей Казахской ССР, подвергшихся воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 10.02.1994 № и от ДД.ММ.ГГГГ №. Кроме того, комиссия указала, что представленная им справка отдела занятости и социальных программ <адрес> Республики Казахстан не может являться в Российской Федерации достоверным доказательством получения индивидуальной дозы облучения. Просил признать его лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, обязать ответчика включить его в реестр на выдачу удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение льгот и компенсаций, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».
К участию в деле соответчиками привлечены Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство социальной политики Свердловской области.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижнему Тагилу и Пригородному району Свердловской области исковые требования не признал, указав в обоснование своих возражений, что г.Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области бывшей Казахской ССР не включен в перечни, утвержденные законом, Григорьев В.А. проживал в <адрес> с 1967 по 1977 годы, а в ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» указан период проживания граждан с 1949 по 1963 годы, документы, выданные в Казахстане, в отношении реализации национального законодательства по данному вопросу, обязательной силы в Российской Федерации не имеют. Просил отказать Григорьеву В.А. в удовлетворении исковых требований.
Представитель ответчика – Министерства социальной политики Свердловской области в суд не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В письменном отзыве возражал против удовлетворения исковых требований, поскольку <адрес> не включен в утвержденный Правительством РФ перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Кроме того, истец проживал в данном населенном пункте не в установленный законом период (с 1949 по 1963 годы), с которым связывается предоставление мер социальной поддержки, согласно экспертному заключению, истец мог получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более 5сЗВ в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Судом установлено, что Григорьев В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>. С <...> проживает на территории Российской Федерации и является гражданином Российской Федерации.
Из справки Государственного учреждения Отдел занятости и социальных программ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Григорьеву В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что согласно Закону Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" от ДД.ММ.ГГГГ, Григорьев В.А. проживал в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от <...> в период ядерных испытаний с <...>. Единовременная денежная компенсация заявителю не выплачивалась. Справка выдана на основании трудовой книжки матери, диплома о получении образования, архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ, трудовой книжки, паспорта (л.д.7).
Указанные в этой справке сведения подтверждаются свидетельством о рождении Григорьева В.А. в <адрес>, военным билетом, выданным Усть-Каменогорским городским военкоматом Восточно-Казахстанской области, дипломом об окончании в <...> строительного техникума в <адрес>, архивными справками КГУ «Государственный архив» Восточно-Казахстанской области о работе Григорьева В.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в строительном управлении <...>» треста <...>» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <...> в Восточно-Казахстанском областном совете профессиональных союзов <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <...> Усть-Каменогорской нефтебазы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <...> Восточно-Казахстанского областного Управления государственного комитета Казахской ССР по обеспечению нефтепродуктами «Госкомнефтепродукт» <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на автобазе Восточно-Казахстанского областного производственно-технического управления связи <адрес>, архивной справкой АО «Улыбинский металлургический завод» <адрес> о работе Григорьева В.А. на этом предприятии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, копией трудовой книжки истца.
ДД.ММ.ГГГГ Григорьев В.А. обратился в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижнему Тагилу и Пригородному району Свердловской области с заявлением о выдаче удостоверения единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, представив необходимые документы, в том числе, справку, выданную отделом занятости и социальных программ <адрес> о проживании в <адрес>.
Решением комиссии по проверке документов, представленных гражданами, для включения в реестр на выдачу удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижнему Тагилу и Пригородному району Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ № Григорьеву В.А. отказано во включении в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, которые предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодателем определены следующие обязательные условия предоставления гражданам мер социальной поддержки: проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение гражданами суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр).
Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации.
Статьей 5 названного Федерального закона предусмотрено, что гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п.2 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определен распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.03.1995 № 356-р, из которого следует, что населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
Довод ответчиков о том, что <адрес> не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не может быть принят судом во внимание, поскольку, как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2007 № 960-О-П, Конституция РФ устанавливает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.42), а также право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст.53). Основаниями для выполнения государством конституционной обязанности по возмещению вреда перед конкретным лицом является факт причинения ему вреда и наличие причинно-следственной связи между наступлением неблагоприятных последствий для его здоровья или имущества и соответствующей чрезвычайной ситуацией.
В то же время, как следует из Федерального закона № 2-ФЗ от 10.01.2002 «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, проживающему в 1949-1963 годах в определенных населенных пунктах, суммарная (эффектная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр, что требует соответствующего документального подтверждения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.01.2010 № 5 утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 об «Определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», вступившие в действие с 04.05.2010.
В соответствии с п. 1.1 Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно п.1.2 Методических указаний, установленные в результате адресного применения данных Методических указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
По ходатайству истца по делу проводилась экспертиза, на разрешение которой ставился вопрос о том, какую суммарную (накопленную) эффективную дозу мог получить Григорьев В.А. в период проживания с ДД.ММ.ГГГГ пор ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> <адрес> в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Согласно экспертному заключению, в этот период Григорьев В.А. мог получить суммарную (накопленную) эффективную дозу не более <...>, в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания истца лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Представленная Григорьевым В.А. справка Государственного учреждения Отдел занятости и социальных программ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ о получении суммарной (накопленной) дозы <...> не может быть принята судом во внимание, поскольку, как следует из разъяснений, содержащихся в п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и междугородных договоров Российской Федерации», при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации, и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации, ч.1 и 3 ст.5 Федерального закона «О международных договорах», ч.2 ст.7 Гражданского кодекса РФ).
Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении оспариваемого дела норм права иностранного государства, Республики Казахстан, на территории Российской Федерации.
Статья 13 Конвенции Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от ДД.ММ.ГГГГ обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения.
Согласно п.1 ст.1 названной Конвенции, граждане каждой из Договаривающихся Сторон, а также лица, проживающие на ее территории, пользуются на территории всех других Договаривающихся Сторон в отношении своих личных и имущественных прав такой же правовой защитой, как и собственные граждане Договаривающейся Стороны.
Из смысла вышеуказанной нормы следует, что речь идет о способах защиты уже имеющихся прав и не подразумевает наделение граждан государств - участников Конвенции правами граждан конкретного государства.
Следовательно, Конвенция от 22.01.1993 не дает права гражданам Российской Федерации требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных иным государством - участником Конвенции.
На этом основании, представленная в материалы дела справка государственного учреждения Отдел занятости и социальных программ <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ не может являться основанием для получения мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации, поскольку доза радиационного облучения определена в соответствии с Законом Республики Казахстан от 18.12.1992 «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне», и является документом, подтверждающим право на льготы и компенсации только в <адрес> тогда как предоставление в Российской Федерации на основании указанных справок мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
Руководствуясь ст.ст.12, 194-198 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Григорьева В. А. к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерству социальной политики Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Нижнему Тагилу и Пригородному району Свердловской области о признании лицом, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности включить его в реестр на выдачу удостоверения единого образца, подтверждающего право на получение льгот и компенсаций, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия с подачей жалобы в Ленинский районный суд города Нижнего Тагила Свердловской области.
Председательствующий