Судья Окорокова Э.Н. дело № 33-3079/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2018 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.
судей Старцевой С.А., Сивашовой А.В.
при секретаре Киселевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грудева Алексея Николаевича, Алешиной Ирины Сергеевны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области о признании незаконным задержки присвоения очередного специального звания и обязании присвоить очередное специальное звание,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 17 августа 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области по доверенности Андриянцева А.П., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу Грудева А.А., судебная коллегия
установила:
Грудев А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) о признании незаконным задержки присвоения очередного специального звания и обязании присвоить очередное специальное звание.
В обоснование заявленных требований указывал, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 1 сентября 2004 года по настоящее время.
С 20 мая 2012 года он проходил службу в должности старшего инспектора филиала по Ливенскому району Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее - ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области).
Приказом УФСИН России по Орловской области № лс от 19 октября 2012 года с 27 сентября 2012 года ему было присвоено очередное специальное звание «майор внутренней службы».
Приказом УФСИН России по Орловской области от 28 мая 2018 года № 92-лс «О назначении, увольнении» он был назначен на должность начальника филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области. Срок выслуги в звании «майор внутренней службы» составил более четырех лет.
В соответствии с приказом ФСИН России от 18 мая 2017 года № 41 «Об утверждении штатного расписания «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» и о признании утратившими силу отдельных положений приказов Федеральной службы исполнения наказаний» для должности начальника филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области предусматривалось специальное звание «подполковник внутренней службы».
Поскольку очередное звание «подполковник внутренней службы» ему не присвоено до настоящего времени, просил признать незаконным задержку присвоения очередного специального звания и обязать УФСИН России по Орловской области присвоить ему очередное специальное звание.
Алешина И.С. обратилась в суд с аналогичными исковыми требованиями к У ФСИН России по Орловской области.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 20 июля 2005 года по настоящее время, с 20 мая 2012 года она служила в должности старшего инспектора филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области.
С 26 июня 2010 года на основании приказа УФСИН России по Орловской области № 238 лс от 20 июля 2010 года ей присвоено звание «капитан внутренней службы».
Приказом УФСИН России по Орловской области от 28 мая 2018 года № 92-лс «О назначении, увольнении» она была назначена на должность старшего инспектора филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области. Срок выслуги в звании «капитан внутренней службы» составил более трех лет.
В соответствии с действовавшим на то время штатным расписанием, утвержденным приказом ФСИН России от 18 мая 2017 года № 411 по должности старшего инспектора филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области предусмотрено специальное звание «майор внутренней службы».
Поскольку очередное звание «майор внутренней службы» ей не присвоено до настоящего времени просила признать незаконным задержку присвоения очередного специального звания и обязать УФСИН России по Орловской области присвоить очередное специальное звание.
Определением Ливенского районного суда от 2 августа 2018 года гражданские дела по вышеуказанным требованиям были объединены в одно производство.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Орловской области просит решение суда отменить.
Ссылается на то, что должность начальника филиала, предусматривающая специальное звание майор внутренней службы и должность старшего инспектора, предусматривающая специальное звание капитан внутренней службы, соответствуют требованиям подлежащего применению приказа ФСИН России от 17 апреля 2018 года № 70, вступившего в силу 7 мая 2018 года.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части удовлетворения исковых требований Грудева А.Н. и Алешиной И.С. подлежит отмене по следующим основаниям.
Пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом от 28 мая 2018 года №-лс начальника УФСИН России по Орловской области майор внутренней службы Грудев А.Н. был назначен на должность начальника филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области, капитан внутренней службы Алешина И.С. - на должность старшего инспектора филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области.
Удовлетворяя исковые требования о признании действия УФСИН России по Орловской области, выразившихся в задержке присвоения (отказе в присвоении) истцам очередных специальных званий незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что изменения в штате учреждения, связанные с сокращением должностей с более высокими званиями и введением аналогичных должностей с более низшими званиями, были внесены после назначения истцов на новые должности, в то время как замещение таковых предполагало на дату их назначения присвоение очередных специальных званий.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В силу статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии со статьей 22 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных данным Положением.
В зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. При этом вид присвоенного специального звания полиции, внутренней службы или юстиции должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.
Указанная норма, регулируя присвоение специальных званий сотрудникам органов внутренних дел, направлена на обеспечение последовательного прохождения службы указанными лицами и возможности их дальнейшего продвижения по службе.
Приказом ФСИН РФ от 16 июня 2005 года № 460 «О полномочиях должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов, образовательных и иных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний по присвоению специальных званий» утверждены полномочия должностных лиц по присвоению специальных званий.
Согласно пункту 4.2 Приложения к Приказу ФСИН РФ от 16 июня 2005 года № 460 очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава до подполковника внутренней службы включительно, присваиваются приказами начальника территориального органа ФСИН России.
В соответствии с Приказом ФСИН России от 18 мая 2017 года № 411 «Об утверждении штатного расписания «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» и о признании утратившим силу отдельных положения приказов Федеральной службы исполнения наказаний» по должности начальника филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области предусмотрено специальное звание подполковника внутренней службы, по должности старшего инспектора того же филиала - звание майора внутренней службы.
Вышеуказанное штатное расписание утверждено в соответствии с требованиями Приказа Минюста России от 19 сентября 2011 года № 315 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий», зарегистрированным в Минюсте России 26 сентября 2011 года №21885.
Приказом Минюста России от 17 апреля 2018 № 70 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий», зарегистрированным в Минюсте России 25 апреля 2018 года № 50896 (начало действия документа 7 мая 2018 года), ранее принятый Приказ № 315 от 19 сентября 2011 года признан утратившим силу и введен перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительных инспекциях, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение № 10). Этим же приказом на федеральную службу исполнения наказаний возложена обязанность привести правовые акты ФСИН России в соответствие с настоящим приказом.
Согласно Приложению № 10 Перечня должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденного Приказом Минюста России от 17 апреля 2018 № 70, для филиалов учреждений, в которых среднесписочная численность подконтрольных лиц, стоящих на учете, составляет 250 человек и более, предусматривается специальное звание для должности начальника филиала - подполковник, для старшего инспектора - капитан внутренней службы.
В целях реализации приказа Минюста России от 17 апреля 2018 № 70 ФСИН России 16 мая 2018 года организован сбор сведений о среднесписочной численности подконтрольных уголовно-исполнительным инспекциям лиц, стоящих на учете в 2017 году (в резерве подразделения).
По сведениям УФСИН России по Орловской области, представленным в ФСИН России 21 мая 2018 года № 58/ТО/34-4499, среднесписочная численность подконтрольных лиц, стоящих на учете в филиале по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области лиц в 2017 году, составила 238 человек.
Во исполнение приказа Минюста России от 17 апреля 2018 № 70 на основании представленных УФСИН России по Орловской области сведений о среднесписочной численности подконтрольных уголовно-исполнительным инспекциям лиц, стоящих на учете в 2017 году (в резерве подразделения), приказом ФСИН России от 27 июля 2018 года № 667 в ранее действующее штатное расписание внесены изменения, согласно которым по должности начальника филиала по Ливенскому району предусмотрено специальное звание майора внутренней службы, по должности старшего инспектора - капитана внутренней службы.
Таким образом, по материалам дела установлено, что на момент рассмотрения спора в суде в ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области действовало штатное расписание, в соответствии с которым по занимаемым истцами должностям предусматривались специальные звания, которые им были уже присвоены до назначения на соответствующие должности.
Проверяя доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов в части признания незаконными действий ответчика по отказу в присвоении очередных специальных званий в связи с назначением истцов на соответствующие должности и возражения последних по данному вопросу, судебной коллегией установлено, что в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, директор ФСИН России утверждает структуру и штатное расписание территориальных органов ФСИН России.
В целях совершенствования организационно-штатной работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, определения единого подхода к сбалансированному и оптимальному использованию численности федеральных государственных служащих и работников уголовно-исполнительной системы, а также бюджетных средств, выделяемых на ее содержание, приказом ФСИН России от 21 июня 2010 года № 276 утверждена Инструкция по организационно-штатной работе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (далее по тексту – Инструкция), устанавливающая для всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы общие принципы и единый порядок ведения организационно-штатной работы, основанный на строгом исполнении федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, актов Федеральной службы исполнения наказаний.
Согласно пункту 10 Инструкции в компетенцию организационно-штатных подразделений территориальных органов ФСИН России входят: разработка в порядке, установленном Инструкцией, проектов организационных структур, штатных расписаний и перечней изменений, вносимых в штатные расписания подразделений, подчиненных территориальным органам ФСИН России, исправительных, лечебно-профилактических учреждений и следственных изоляторов.
Пунктом 27 Инструкции определен алгоритм подготовки проекта штатного расписания, который заключается в том числе в расчете требуемой штатной численности с учетом функций структурных подразделений Учреждения и должностных обязанностей федеральных государственных служащих и работников УИС; планируемого объема оперативно-служебной (производственной) деятельности; примерных нагрузок на федеральных государственных служащих и работников УИС.
В силу пункта 28 Инструкции изменения в штатные расписания вносятся утвержденным в установленном порядке перечнем изменений. При разработке проекта перечня изменений следует руководствоваться организационными документами и алгоритмом расчета штатной численности, предусмотренным пунктом 27 настоящей Инструкции. Алгоритм подготовки проекта перечня изменений определен пунктом 29 Инструкции.
При этом пунктом 30 Инструкции предусмотрено, что штатные расписания (перечни изменений), утвержденные в установленном порядке приказами ФСИН России, являются актами прямого действия и объявлению приказами руководителей Учреждений не подлежат. Предложения о внесении изменений в штатные расписания направляются в ФСИН России только начальниками (исполняющими обязанности начальников) Учреждений два раза в год к 1 мая и 1 декабря, за исключением случаев, когда их представление обусловлено выполнением приказов или указаний ФСИН России. Направляемые предложения должны быть предварительно проработаны с заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России. Не допустимы разовые и несистематизированные обращения по внесению изменений в штатные расписания.
Из пункта 31 Инструкции следует, что в целях выработки единых подходов к реализации государственной штатной политики в уголовно-исполнительной системе при рассмотрении проектов организационных структур, штатных расписаний и перечней изменений в штатных расписаниях, распределении (перераспределении) численности и выполнении других функций, касающихся организационно-штатной работы, в ФСИН России создается Центральная штатная комиссия, в территориальных органах ФСИН России - штатные комиссии, в состав которых входят: заместитель начальника территориального органа ФСИН России, курирующий вопросы кадрового обеспечения; руководители финансово-экономического, юридического и организационно-аналитического подразделений; помощник начальника территориального органа ФСИН России по организационно-штатной работе. Штатные расписания (перечни изменений) визируются соответственно членами Центральной штатной комиссии ФСИН России, штатных комиссий территориальных органов ФСИН России.
Таким образом, организационно-штатная работа в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в том числе по внесению изменений в соответствующие штатные расписания, относится к исключительной компетенции ФСИН России и ее территориальных органов с соблюдением положений вышеприведенных правовых актов. При этом суд подобного рода полномочиями не наделен.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела судом в ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области действовало штатное расписание, в соответствии с которым по занимаемым истцами должностям предусматривались специальные звания, присвоенные им до назначения на новые должности, в то время как изменения в штатное расписание в отношении специальных званий были внесены в соответствии с указанными правовыми актами на основании представленных УФСИН России по Орловской области сведений о среднесписочной численности подконтрольных Ливенскому филиалу уголовно-исполнительной инспекции в 2017 году лиц, решение суда в части признания незаконными действии УФСИН России по Орловской области по отказу (задержке) в присвоении очередных специальных званий истцам не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований Грудева А.Н. и Алешиной И.С. о признании незаконным задержки присвоения очередного специального звания.
Апелляционная жалоба не содержит доводов о незаконности решения в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по присвоению истцам очередных специальных званий.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области удовлетворить частично.
Решение Ливенского районного суда Орловской области от 17 августа 2018 года отменить в части удовлетворения исковых требований Грудева Алексея Николаевича, Алешиной Ирины Сергеевны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области о признании незаконным задержки (отказа) присвоения очередного специального звания и постановить в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Грудева Алексея Николаевича, Алешиной Ирины Сергеевны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области о признании незаконным задержки присвоения очередного специального звания отказать.
В остальной части решение Ливенского районного суда Орловской области от 17 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Окорокова Э.Н. дело № 33-3079/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 ноября 2018 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Должикова С.С.
судей Старцевой С.А., Сивашовой А.В.
при секретаре Киселевой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Грудева Алексея Николаевича, Алешиной Ирины Сергеевны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области о признании незаконным задержки присвоения очередного специального звания и обязании присвоить очередное специальное звание,
по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области на решение Ливенского районного суда Орловской области от 17 августа 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы исполнения наказания России по Орловской области по доверенности Андриянцева А.П., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на жалобу Грудева А.А., судебная коллегия
установила:
Грудев А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы исполнения наказания по Орловской области (далее - УФСИН России по Орловской области) о признании незаконным задержки присвоения очередного специального звания и обязании присвоить очередное специальное звание.
В обоснование заявленных требований указывал, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 1 сентября 2004 года по настоящее время.
С 20 мая 2012 года он проходил службу в должности старшего инспектора филиала по Ливенскому району Федерального казенного учреждения «Уголовно-исполнительная инспекция Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области (далее - ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области).
Приказом УФСИН России по Орловской области № лс от 19 октября 2012 года с 27 сентября 2012 года ему было присвоено очередное специальное звание «майор внутренней службы».
Приказом УФСИН России по Орловской области от 28 мая 2018 года № 92-лс «О назначении, увольнении» он был назначен на должность начальника филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области. Срок выслуги в звании «майор внутренней службы» составил более четырех лет.
В соответствии с приказом ФСИН России от 18 мая 2017 года № 41 «Об утверждении штатного расписания «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» и о признании утратившими силу отдельных положений приказов Федеральной службы исполнения наказаний» для должности начальника филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области предусматривалось специальное звание «подполковник внутренней службы».
Поскольку очередное звание «подполковник внутренней службы» ему не присвоено до настоящего времени, просил признать незаконным задержку присвоения очередного специального звания и обязать УФСИН России по Орловской области присвоить ему очередное специальное звание.
Алешина И.С. обратилась в суд с аналогичными исковыми требованиями к У ФСИН России по Орловской области.
В обоснование заявленных требований сослалась на то, что проходит службу в уголовно-исполнительной системе с 20 июля 2005 года по настоящее время, с 20 мая 2012 года она служила в должности старшего инспектора филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области.
С 26 июня 2010 года на основании приказа УФСИН России по Орловской области № 238 лс от 20 июля 2010 года ей присвоено звание «капитан внутренней службы».
Приказом УФСИН России по Орловской области от 28 мая 2018 года № 92-лс «О назначении, увольнении» она была назначена на должность старшего инспектора филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области. Срок выслуги в звании «капитан внутренней службы» составил более трех лет.
В соответствии с действовавшим на то время штатным расписанием, утвержденным приказом ФСИН России от 18 мая 2017 года № 411 по должности старшего инспектора филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области предусмотрено специальное звание «майор внутренней службы».
Поскольку очередное звание «майор внутренней службы» ей не присвоено до настоящего времени просила признать незаконным задержку присвоения очередного специального звания и обязать УФСИН России по Орловской области присвоить очередное специальное звание.
Определением Ливенского районного суда от 2 августа 2018 года гражданские дела по вышеуказанным требованиям были объединены в одно производство.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе УФСИН России по Орловской области просит решение суда отменить.
Ссылается на то, что должность начальника филиала, предусматривающая специальное звание майор внутренней службы и должность старшего инспектора, предусматривающая специальное звание капитан внутренней службы, соответствуют требованиям подлежащего применению приказа ФСИН России от 17 апреля 2018 года № 70, вступившего в силу 7 мая 2018 года.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, согласно требованиям статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда в части удовлетворения исковых требований Грудева А.Н. и Алешиной И.С. подлежит отмене по следующим основаниям.
Пунктом 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом от 28 мая 2018 года №-лс начальника УФСИН России по Орловской области майор внутренней службы Грудев А.Н. был назначен на должность начальника филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области, капитан внутренней службы Алешина И.С. - на должность старшего инспектора филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области.
Удовлетворяя исковые требования о признании действия УФСИН России по Орловской области, выразившихся в задержке присвоения (отказе в присвоении) истцам очередных специальных званий незаконными, суд первой инстанции исходил из того, что изменения в штате учреждения, связанные с сокращением должностей с более высокими званиями и введением аналогичных должностей с более низшими званиями, были внесены после назначения истцов на новые должности, в то время как замещение таковых предполагало на дату их назначения присвоение очередных специальных званий.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.
В силу статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 года № 117-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы», действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации», распространено на сотрудников органов внутренних дел, переходящих на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, а также на лиц, вновь поступающих на службу в указанные учреждения и органы, впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.
В соответствии со статьей 22 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации специальные звания сотрудникам органов внутренних дел присваиваются персонально с учетом их квалификации, образования, отношения к службе, выслуги лет и занимаемой штатной должности, а также других условий, предусмотренных данным Положением.
В зависимости от последовательности присвоения специальные звания подразделяются на первые и очередные. При этом вид присвоенного специального звания полиции, внутренней службы или юстиции должен соответствовать специальному званию, предусмотренному по занимаемой штатной должности.
Указанная норма, регулируя присвоение специальных званий сотрудникам органов внутренних дел, направлена на обеспечение последовательного прохождения службы указанными лицами и возможности их дальнейшего продвижения по службе.
Приказом ФСИН РФ от 16 июня 2005 года № 460 «О полномочиях должностных лиц Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов, образовательных и иных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний по присвоению специальных званий» утверждены полномочия должностных лиц по присвоению специальных званий.
Согласно пункту 4.2 Приложения к Приказу ФСИН РФ от 16 июня 2005 года № 460 очередные специальные звания среднего и старшего начальствующего состава до подполковника внутренней службы включительно, присваиваются приказами начальника территориального органа ФСИН России.
В соответствии с Приказом ФСИН России от 18 мая 2017 года № 411 «Об утверждении штатного расписания «Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области» и о признании утратившим силу отдельных положения приказов Федеральной службы исполнения наказаний» по должности начальника филиала по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области предусмотрено специальное звание подполковника внутренней службы, по должности старшего инспектора того же филиала - звание майора внутренней службы.
Вышеуказанное штатное расписание утверждено в соответствии с требованиями Приказа Минюста России от 19 сентября 2011 года № 315 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий», зарегистрированным в Минюсте России 26 сентября 2011 года №21885.
Приказом Минюста России от 17 апреля 2018 № 70 «Об утверждении перечней должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий», зарегистрированным в Минюсте России 25 апреля 2018 года № 50896 (начало действия документа 7 мая 2018 года), ранее принятый Приказ № 315 от 19 сентября 2011 года признан утратившим силу и введен перечень должностей, замещаемых лицами среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительных инспекциях, и соответствующих этим должностям специальных званий (приложение № 10). Этим же приказом на федеральную службу исполнения наказаний возложена обязанность привести правовые акты ФСИН России в соответствие с настоящим приказом.
Согласно Приложению № 10 Перечня должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава в уголовно-исполнительной системе, и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденного Приказом Минюста России от 17 апреля 2018 № 70, для филиалов учреждений, в которых среднесписочная численность подконтрольных лиц, стоящих на учете, составляет 250 человек и более, предусматривается специальное звание для должности начальника филиала - подполковник, для старшего инспектора - капитан внутренней службы.
В целях реализации приказа Минюста России от 17 апреля 2018 № 70 ФСИН России 16 мая 2018 года организован сбор сведений о среднесписочной численности подконтрольных уголовно-исполнительным инспекциям лиц, стоящих на учете в 2017 году (в резерве подразделения).
По сведениям УФСИН России по Орловской области, представленным в ФСИН России 21 мая 2018 года № 58/ТО/34-4499, среднесписочная численность подконтрольных лиц, стоящих на учете в филиале по Ливенскому району ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области лиц в 2017 году, составила 238 человек.
Во исполнение приказа Минюста России от 17 апреля 2018 № 70 на основании представленных УФСИН России по Орловской области сведений о среднесписочной численности подконтрольных уголовно-исполнительным инспекциям лиц, стоящих на учете в 2017 году (в резерве подразделения), приказом ФСИН России от 27 июля 2018 года № 667 в ранее действующее штатное расписание внесены изменения, согласно которым по должности начальника филиала по Ливенскому району предусмотрено специальное звание майора внутренней службы, по должности старшего инспектора - капитана внутренней службы.
Таким образом, по материалам дела установлено, что на момент рассмотрения спора в суде в ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области действовало штатное расписание, в соответствии с которым по занимаемым истцами должностям предусматривались специальные звания, которые им были уже присвоены до назначения на соответствующие должности.
Проверяя доводы апелляционной жалобы об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов в части признания незаконными действий ответчика по отказу в присвоении очередных специальных званий в связи с назначением истцов на соответствующие должности и возражения последних по данному вопросу, судебной коллегией установлено, что в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, директор ФСИН России утверждает структуру и штатное расписание территориальных органов ФСИН России.
В целях совершенствования организационно-штатной работы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, определения единого подхода к сбалансированному и оптимальному использованию численности федеральных государственных служащих и работников уголовно-исполнительной системы, а также бюджетных средств, выделяемых на ее содержание, приказом ФСИН России от 21 июня 2010 года № 276 утверждена Инструкция по организационно-штатной работе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" (далее по тексту – Инструкция), устанавливающая для всех учреждений и органов уголовно-исполнительной системы общие принципы и единый порядок ведения организационно-штатной работы, основанный на строгом исполнении федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, актов Федеральной службы исполнения наказаний.
Согласно пункту 10 Инструкции в компетенцию организационно-штатных подразделений территориальных органов ФСИН России входят: разработка в порядке, установленном Инструкцией, проектов организационных структур, штатных расписаний и перечней изменений, вносимых в штатные расписания подразделений, подчиненных территориальным органам ФСИН России, исправительных, лечебно-профилактических учреждений и следственных изоляторов.
Пунктом 27 Инструкции определен алгоритм подготовки проекта штатного расписания, который заключается в том числе в расчете требуемой штатной численности с учетом функций структурных подразделений Учреждения и должностных обязанностей федеральных государственных служащих и работников УИС; планируемого объема оперативно-служебной (производственной) деятельности; примерных нагрузок на федеральных государственных служащих и работников УИС.
В силу пункта 28 Инструкции изменения в штатные расписания вносятся утвержденным в установленном порядке перечнем изменений. При разработке проекта перечня изменений следует руководствоваться организационными документами и алгоритмом расчета штатной численности, предусмотренным пунктом 27 настоящей Инструкции. Алгоритм подготовки проекта перечня изменений определен пунктом 29 Инструкции.
При этом пунктом 30 Инструкции предусмотрено, что штатные расписания (перечни изменений), утвержденные в установленном порядке приказами ФСИН России, являются актами прямого действия и объявлению приказами руководителей Учреждений не подлежат. Предложения о внесении изменений в штатные расписания направляются в ФСИН России только начальниками (исполняющими обязанности начальников) Учреждений два раза в год к 1 мая и 1 декабря, за исключением случаев, когда их представление обусловлено выполнением приказов или указаний ФСИН России. Направляемые предложения должны быть предварительно проработаны с заинтересованными структурными подразделениями ФСИН России. Не допустимы разовые и несистематизированные обращения по внесению изменений в штатные расписания.
Из пункта 31 Инструкции следует, что в целях выработки единых подходов к реализации государственной штатной политики в уголовно-исполнительной системе при рассмотрении проектов организационных структур, штатных расписаний и перечней изменений в штатных расписаниях, распределении (перераспределении) численности и выполнении других функций, касающихся организационно-штатной работы, в ФСИН России создается Центральная штатная комиссия, в территориальных органах ФСИН России - штатные комиссии, в состав которых входят: заместитель начальника территориального органа ФСИН России, курирующий вопросы кадрового обеспечения; руководители финансово-экономического, юридического и организационно-аналитического подразделений; помощник начальника территориального органа ФСИН России по организационно-штатной работе. Штатные расписания (перечни изменений) визируются соответственно членами Центральной штатной комиссии ФСИН России, штатных комиссий территориальных органов ФСИН России.
Таким образом, организационно-штатная работа в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в том числе по внесению изменений в соответствующие штатные расписания, относится к исключительной компетенции ФСИН России и ее территориальных органов с соблюдением положений вышеприведенных правовых актов. При этом суд подобного рода полномочиями не наделен.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела судом в ФКУ УИИ УФСИН России по Орловской области действовало штатное расписание, в соответствии с которым по занимаемым истцами должностям предусматривались специальные звания, присвоенные им до назначения на новые должности, в то время как изменения в штатное расписание в отношении специальных званий были внесены в соответствии с указанными правовыми актами на основании представленных УФСИН России по Орловской области сведений о среднесписочной численности подконтрольных Ливенскому филиалу уголовно-исполнительной инспекции в 2017 году лиц, решение суда в части признания незаконными действии УФСИН России по Орловской области по отказу (задержке) в присвоении очередных специальных званий истцам не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в удовлетворении требований Грудева А.Н. и Алешиной И.С. о признании незаконным задержки присвоения очередного специального звания.
Апелляционная жалоба не содержит доводов о незаконности решения в части отказа в удовлетворении исковых требований о возложении на ответчика обязанности по присвоению истцам очередных специальных званий.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области удовлетворить частично.
Решение Ливенского районного суда Орловской области от 17 августа 2018 года отменить в части удовлетворения исковых требований Грудева Алексея Николаевича, Алешиной Ирины Сергеевны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области о признании незаконным задержки (отказа) присвоения очередного специального звания и постановить в этой части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Грудева Алексея Николаевича, Алешиной Ирины Сергеевны к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области о признании незаконным задержки присвоения очередного специального звания отказать.
В остальной части решение Ливенского районного суда Орловской области от 17 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Орловской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи