Дело № 2-3190/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 ноября 2013 года г. Пермь
Дзержинский районный суд города Перми в составе:
Председательствующего судьи Юрченко И.В.
При секретаре Мориловой Н.С.
С участием представителя заявителя Нуруллина М.Р. – Бабарыкиной О.Ю. по ордеру,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Наруллина М.Р. на решение Департамента градостроительства и архитектуры г.Перми с администрации г.Перми об отказе в согласовании схемы земельного участка
установил:
Наруллин М.Р. обратился в суд с жалобой на решение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми об отказе в согласовании схемы земельного участка по адресу Адрес, указав, что ему на праве собственности принадлежит 1-этажный бревенчатый жилой дом, расположенный по адресу Адрес. Указанный жилой дом был построен и зарегистрирован в городском отделе коммунального хозяйства. Дата Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми ему было отказано в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте. В обоснование отказа указано на то, что сведения об объекте недвижимости, отображенные на схеме и топографической съемке, не соответствуют правоустанавливающему документу и технической документации. Считает данный отказ незаконным, нарушающим его права на получение земельного участка в собственность в соответствии со ст.36 ЗК РФ. Принадлежащий ему жилой дом нуждается в реконструкции и капитальном ремонте, который он не имеет возможности произвести в связи с отсутствием разрешительной документации. Кроме того, действующее законодательство запрещает без оформления прав на земельный участок производство каких-либо строительных работ с объектом недвижимости.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без своего участия.
Представитель заявителя поддержал доводы жалобы, пояснил, что заявитель является собственником жилого дома, расположенного по адресу Адрес, в связи с чем в соответствии со ст.36 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося под объектом недвижимости. В целях реализации указанного права заявитель обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми, предоставив схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории Адрес, свидетельство о праве собственности на индивидуальный жилой дом, технический паспорт на дом.. В согласовании схемы расположения земельного участка заявителю было отказано по тем основаниям, что сведения об объекте недвижимости, отображенные на схеме и топографической съемке не соответствуют правоустанавливающему документу и технической документации. Индивидуальный жилой дом по адресу г.пермь, Адрес действительно нуждается в капитальном ремонте, вместе с тем, право собственности заявителя на указанный объект недвижимости не прекращено. Заявитель без оформления прав на земельный участок не вправе произвести реконструкцию дома, капитальный ремонт.
Заинтересованное лицо Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился, представлен письменный отзыв.
Суд, заслушав пояснения представителя заявителя, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ст.255 ГК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст.36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п.3.2.3.3 Правил разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных Постановлением администрации Адрес от Дата. № орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, согласовывает Схему путем проставления согласующей подписи должностного лица, даты согласования на графической части Схемы (согласовывается каждый лист графической части Схемы). Подпись должностного лица заверяется печатью органа.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании Схемы принимается в течение 30 дней с даты регистрации заявления о согласовании Схемы. В случае отказа в согласовании орган, уполномоченный в области градостроительной деятельности, выдает заявителю заключение по результатам проведенного согласования.
Согласно п. 3.3.1. указанных Правил функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений (далее - орган, уполномоченный в сфере земельных отношений), в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы Схемы и выдает заявителю. Схема утверждается путем проставления утверждающей подписи должностного лица, даты утверждения на графической части Схемы (утверждается каждый лист графической части Схемы) и титульном листе Схемы. Подпись должностного лица заверяется печатью органа. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае принятия решения об отказе в утверждении Схемы - с указанием причин). Один экземпляр утвержденной схемы остается в органе, уполномоченном в сфере земельных отношений.
Пунктом 3.2.3.2. Правил установлено, что схему согласовывает функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, на предмет соответствия Участка(ов) градостроительным требованиям, в том числе:
обоснованности площади Участка(ов),
соответствия местоположения границ Участка(ов) документации по планировке территории, Правилам землепользования и застройки города Перми, красным линиям,
соответствия адреса Участка(ов),
указанным на Схеме зонам ограничений в использовании земельных участков.
Судом установлено, что Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г.Перми Наруллину М.Р. отказано в согласовании схемы расположения земельного участка по адресу Адрес. Согласно заключению департамента от Дата., представленная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 464 кв.м. по адресу Адрес не соответствует градостроительным требованиям, в частности, на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане отображены развалины, тогда как согласно представленному техническому паспорту и правоустанавливающему документу по адресу Адрес располагается 1-этажный бревенчатый жилой дом.
Исследовав представленные документы, суд считает, что жалоба Наруллина М.Р. на заключение Департамента градостроительства и архитектуры Адрес от Дата. об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка по адресу Адрес на кадастровом плане является обоснованной. При этом суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
Заявителем представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на одноэтажный бревенчатый индивидуальный жилой дом по адресу Адрес, технический паспорт на указанный объект недвижимости по состоянию на Дата.
В обоснование возражений на жалобу заявителя Департаментом градостроительства и архитектуры указано на прекращение у заявителя права собственности на указанный объект недвижимости. Указанный доводы суд считает несостоятельными.
В соответствии со ст.2 Закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Суд, исследовав представленные сторонами доказательства, считает, что доказательств прекращения права собственности заявителя на индивидуальный жилой дом по адресу Адрес в связи с гибелью имущества не представлено. Материалы гражданского дела, инвентарно-правового дела на указанное домовладение таких доказательств не содержат.
Учитывая изложенное, суд считает отказ Департамента в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории противоречащим требованиям п.7 ст.36 ЗК РФ, а также требованиям п. 3.2.3.1 Постановления Администрации города Перми от 06.03.2009 года N 108 "Об утверждении правил разработки, утверждения и выдачи схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории", нарушающим права собственника объекта недвижимого имущества (ст. 36 ЗК РФ, ст. 130, 131, 235 ГК РФ). В круг полномочий Департамента не входит проверка соответствия объекта недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано в установленном порядке, требованиям правовых норм.
Учитывая изложенное, суд считает, что жалоба Наруллина М.Р. на отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми от Дата. в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории подлежит удовлетворению, в связи с чем на Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми следует возложить обязанность устранить допущенное нарушение.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
ре ш и л:
Жалобу Наруллина М.Р. на отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане удовлетворить.
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации города Перми в согласовании схемы расположения земельного участка по адресу Адрес от Дата Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации Адрес устранить допущенные нарушения прав заявителя, разрешив вопрос о согласовании схемы расположения земельного участка по адресу Адрес на кадастровом плане территории.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
...
Судья И.В. Юрченко