<Номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея Амурской области 03 марта 2020 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Плешкова А.А.,
при секретаре Козловой Е.Н.,
с участием истцов Хабаровой Е.А., Онучина А.А., петровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабарова ЕА, Онучин АА, Петрова ИА к администрации <адрес> о права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Истцы Хабарова ЕА, Онучин АА, Петрова ИА обратились в суд с указанным иском о признании права собственности на недвижимое имущество в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес> по <данные изъяты> доли каждому по договору на передачу квартиры (дома) в собственность граждан, заключенному <Дата обезличена> между <данные изъяты> в лице директора ФИО6 и ФИО13, в обоснование своих требований указав, что согласно указанному договору <Дата обезличена> <данные изъяты> в лице директора ФИО6 передал в совместную собственность ФИО13, ФИО7, ФИО12, Онучин АА, ФИО8 спорную квартиру, однако, переход права собственности на квартиру не был зарегистрирован в установленном законом порядке. В <Дата обезличена> года они обратились в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Зейский отдел для регистрации права собственности на указанную квартиру, но в регистрации права было отказано, поскольку право собственности на данный объект возникло после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и на данный момент право собственности не зарегистрировано, полномочия директора истекли, юридическое лицо <данные изъяты> прекратило свои юридические права, на сегодняшний день его нет в реестре юридических лиц, в связи с этим присутствие первой стороны сделки не представляется возможным. Стороны спорного договора исполнили его условия. <адрес> передала квартиру, в связи с чем сняла квартиру со своего баланса. Истцы квартиру приняли, осуществляли права владения и пользования указанным имуществом. Договор от <Дата обезличена> в целом, так и его отдельные условия, ни сторонами, ни иными лицами не оспаривались.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, привлечена администрация <адрес>.
В судебном заседании истцы Хабарова ЕА, Онучин АА, Петрова ИА на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями согласен, возражений не имеет.
В силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав истцов, изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу ст. 1 Закона РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (ред. от <Дата обезличена>) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ <Номер обезличен>, передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно ст. 7 Закона РФ <Номер обезличен>, передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу ст. 18 Закона РФ <Номер обезличен>, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда, согласно п.3 ст. 165 ГК РФ.
Согласно ст. 14 Федерального закона от <Дата обезличена> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В силу ст. 16 Федерального закона № 218-ФЗ, государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению: 1) лица, право которого на объект недвижимости возникает (за исключением возникновения прав на созданный или образованный объект недвижимости) или прекращается, - при государственной регистрации возникновения или прекращения соответствующего права; 2) правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости, - при государственной регистрации ограничения или обременения, прекращения ограничения или обременения, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 3) сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; 4) правообладателя объекта недвижимости - при подтверждении права на учтенный в Едином государственном реестре недвижимости объект недвижимости, возникшего до дня вступления в силу Федерального закона от <Дата обезличена> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» либо возникшего в силу федерального закона; 5) нотариуса или его работника, уполномоченного в порядке, установленном Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, при государственной регистрации права на объект недвижимости, возникшего на основании нотариально удостоверенной сделки или иного совершенного нотариусом нотариального действия, либо по заявлению любой стороны нотариально удостоверенной сделки; 6) иного лица в установленных настоящим Федеральным законом случаях.
Частью 7 ст. 15 указанного закона также предусмотрено, что при уклонении одной из сторон договора от государственной регистрации прав переход права собственности регистрируется на основании решения суда, вынесенного по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <Номер обезличен>, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 ГК РФ). В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом (п. 63).
В соответствии со ст. 9 Федерального закона Федерального закона от <Дата обезличена> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости.
В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ, права на имущество, подлежащее государственной регистрации возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом, а поскольку до государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество к покупателю право собственности на это имущество сохраняется за продавцом.
Судом установлено, что <Дата обезличена> между <данные изъяты> в лице директора ФИО6 и ФИО13 был заключен договор на передачу квартиры (дома) в собственность граждан. На основании закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» владелец безвозмездно передал <адрес>, в <адрес>, общей площадью 64,2 кв.м. в совместную собственность ФИО7, ФИО12, Онучин АА и ФИО8.
Договор имеет штамп регистрационной надписи о регистрации права совместной собственности ФИО13, ФИО7, ФИО12, Онучин АА и ФИО8 на основании договора передачи, записано в реестровую книгу под <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
На основании постановления главы администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О бесплатной передаче квартиры в совместную собственность по адресу: <адрес> ФИО13, ФИО7, ФИО12, Онучин АА и ФИО8» квартира по адресу: <адрес> снята с баланса и передана в совместную собственность ФИО13, ФИО7, ФИО12, Онучин АА и ФИО8, что также подтверждается справкой КУМИ <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена>.
Из справки администрации <адрес> <Номер обезличен> от <Дата обезличена> следует, что по адресу: <адрес> зарегистрированы по месту жительства и проживают ФИО8, ФИО9, Петрова ИА, ФИО10, ФИО11.
ФИО12 умер <Дата обезличена>, после его смерти нотариусом <адрес> заведено наследственное дело <Номер обезличен>, ФИО13 умерла <Дата обезличена>, после ее смерти заведено наследственное дело <Номер обезличен>.
Решением Зейского районного суда от <Дата обезличена>, вступившего в законную силу <Дата обезличена> по гражданскому делу <Номер обезличен> установлен факт владения и пользования на праве общей долевой собственности – по <данные изъяты> доле в праве, ФИО13 и ФИО12 квартирой, расположенной по адресу: <адрес>.
В рамках наследственного дела <Номер обезличен> наследникам умершей ФИО13 – Петрова ИА, Онучин АА и Хабарова ЕА выдано свидетельство о праве на наследство, которое состоит из <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. Указанная доля квартиры принадлежит наследодателю на основании договора на передачу квартиры (дома) в собственность граждан от <Дата обезличена> и решения Зейского районного суда <адрес> от <Дата обезличена>.
В рамках наследственного дела <Номер обезличен> наследникам умершего ФИО12 – Петрова ИА, Онучин АА и Хабарова ЕА выдано свидетельство о праве на наследство, которое состоит из ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>. Из указанной ? доли <адрес> доля в праве общей долевой собственности принадлежит наследодателю на основании договора на передачу квартиры (дома) в собственность граждан от <Дата обезличена> и решения Зейского районного суда <адрес> от <Дата обезличена>, <данные изъяты> доля в праве общей долевой собственности принадлежала ФИО13, наследником которой был ФИО12, принявший наследство, но не оформивший своего права.
Как следует из выписки из ЕГРН <Номер обезличен> от <Дата обезличена> в отношении помещения, расположенного по адресу: <адрес>, правообладателями указанного помещения являются Петрова ИА, Онучин АА, Хабарова ЕА по <данные изъяты> долям в праве общей долевой собственности каждый.
<адрес> от <Дата обезличена> <Номер обезличен>-ОЗ«Об объединении <адрес> и <адрес> сельсоветов в <адрес> и внесении изменений в <адрес> «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования <адрес> и муниципальных образований в его составе», внесены изменения административно-территориального устройства <адрес> и <адрес> сельсоветов, а именно: преобразовано путем объединения <адрес> и <адрес> сельсоветов в <адрес> во вновь образованное сельское поселение - <адрес> сельсовет. Установлено, что в состав вновь образованного <адрес> сельсовета входят сельские населенные пункты: села <адрес>, в состав территории вновь образованного <адрес> сельсовета входят территории объединяемых <адрес> и <адрес> сельсоветов.
В силу ст. 18 закона <Номер обезличен> при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Поскольку юридическое лицо – <данные изъяты> прекратило свое существование, спорная квартира на балансе администрации Сосновоборского сельсовета не состоит (муниципальной собственность не является), обязательства по договору сторонами исполнены в полном объёме, надлежащим способом защиты своих прав на государственную регистрацию перехода права собственности на квартиру, переданную безвозмездно в собственность истцов, будет обращение истцов с иском о признании права собственности на недвижимое имущество, что истцами и было сделано.
Таким образом, суд пришёл к выводу, что фактически между <данные изъяты> в лице директора ФИО6 и ФИО13 был заключенный письменный договор на безвозмездную передачу квартир (домов) в собственность граждан от <Дата обезличена> о передаче ФИО13, ФИО12, ФИО7, Онучин АА, ФИО8 спорной квартиры, который был исполнен сторонами в день его заключения, однако не прошёл государственную регистрацию.
Единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие владельца (прекращение деятельности юридического лица <данные изъяты>).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что истцы не способны иным образом восстановить своё нарушенное право, в связи с чем, их требования о признании за ними права собственности на <данные изъяты> долю в праве собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, с учетом того, что ранее за ними уже было признано право собственности на <данные изъяты> доли за каждым, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Хабарова ЕА, Онучин АА, Петрова ИА к администрации <адрес> о признании права собственности на недвижимое имущество, удовлетворить.
Определить доли и признать право общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в следующих долях: за Хабарова ЕА – <данные изъяты> доля, за Онучин АА – <данные изъяты> доля, за Петрова ИА – <данные изъяты> доля.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня провозглашения.
Председательствующий