Решение по делу № 2-149/2017 ~ М-14/2017 от 10.01.2017

Дело № 2-149/2017

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

02 марта 2017 года                                                                                            г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе председательствующего судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Никитиной М.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Костромского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Север-Кострома», Ефремову М.Е. об обязании разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию,

УСТАНОВИЛ:

Костромской межрайонный природоохранный прокурор обкатился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ООО «Север-Кострома», Ефремову М.Е. об обязании разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию. В обоснование требований указал, что Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой по обращениям жителей д. (адрес) о несанкционированном размещении отходов производства и потребления на территории указанного населенного пункта проведена проверка, в ходе которой в деятельности предприятия деревообработки ООО «Север-Кострома, выявлены нарушения природоохранного законодательства. Так, проверкой установлено, что основным видом ООО «Север-Кострома» является производство - распиловка и строгание древесины 1 адресу: (адрес).При данном производстве образуются древесные отходы (опилки,, которые размещаются ООО «Север-Кострома» на территории земельного участка (кадастровый №) по адресу: (адрес), переданного Ефремовым М.Е. ООО «Север-Кострома» (земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства) по договору аренды от 01.01.2016 г. на срок до 31.12.2016 г Указанные обстоятельства подтверждаются кадастровой выпиской филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, свидетельствами о государственной регистрации прав, договором аренды, объяснением директора,обследованием территории Кузьмищенсксто сельского поселения в районе д.Кузьмищи от 17 июня 2016 года, объяснение ведущего специалиста администрации Кузьмищенского сельского поселения Голубевой О.Н. от 28.06.2016, объяснением водителя Т. от 19.09.2016.В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов (ФККО), утв. приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 N 445, опилки являются отходом производства пятого класса опасности (ФККО №).Вывоз отходов - опилок данным предприятием на указанный земельный участок подтверждается объяснениями жителей д. Кузьмищи (К., К.П., Б., Голубевой О.Н.).В ходе осмотра государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям данного земельного участка, расположенного в Костромском районе Костромской области в кадастровом квартале № выявлено складирование отходов.Таким образом, в настоящий момент несанкционированно размещаются отходы производства и потребления на земельном участке в районед.Кузьмищи, принадлежащем Ефремову М.Е. и являющимся землями сельскохозяйственного назначения, не предназначенными для размещения отходов.Отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделии или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (ч.1 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охран; окружающей среды»).Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (ч.2 ст.51Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и средь обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения»).

В силу части 2 статьи 39 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9).

Названные конституционные положения в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции Российской Федерации целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (статья 58). Указанная конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии.

В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» одними из компонентов окружающей природной среды являются земля и почвы.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, в том числе физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

В силу ч. 1 ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В силу ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранениеэкологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель и других природных ресурсов; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (ст. 42 ЗК РФ).

Общие требования при проведении работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивации земель определены Основными положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденными приказом Минприроды РФ № 525 и Роскомзема № 67 от 22.12.1995 (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.1996 № 1136) «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», разработанными в соответствии Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 № 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы».

Согласно Основных положений рекультивации подлежат земли, нарушенные при складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов (п.5) и требующих восстановления их длясельскохозяйственных целей (п.3).

В соответствии с п. 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. приказом Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995, проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, возможно только при наличии специального разрешения.

Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы, устанавливаются органами,предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Рекультивация земель - это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценностинарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды в соответствии с интересами общества. Рекультивации подлежат земли,нарушенные при ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений (п. 5 Основных положений о рекультивации земель).

Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.

Указанные действия ООО «Север-Кострома» оказали негативное воздействие на окружающую природную среду и причинили вред объектам окружающей природной среды, выразившийся в изменении первоначального состояния природно-территориального комплекса, загрязнении данного участка отходами.

Бездействие собственника земельного участка Ефремова М.Е. в части игнорирования требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления и не пресечения незаконных действий ООО «Север-Кострома» оказало негативное воздействие на окружающую природную среду и причинило вред объектам окружающей природной среды.

В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствие со ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

Таким образом, обязанности по обеспечению чистоты и порядка территорий возлагаются на собственника земельного участка и на лицо допустившее загрязнение земель либо иное нарушение природоохранного законодательства.

Данное предприятие и собственник земельного участка являются надлежащими ответчиками т.к. в силу ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от 28.05.2015 Ефремов М.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером № по адресу: (адрес)

Согласно расчетов, произведенных Управлением Россельхознаднадзора по Костромской и Ивановской областям, в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, утвержденной приказом Минприроды РФ от08.07.2010 № 238, размер вреда, причиненный почвам как объекту охраны окружающей природной среды, составил 448 000 (четыреста сорок восемь тысяч) рублей.

По факту нарушения требований нормативно-правовых актов, устанавливающих обязанности по использованию земельного участка и выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель от захламления и иного негативного воздействия на окружающую среду Ефремов М.Е. привлечен к административной ответственности по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.

Прокуратурой в отношении данного предприятия вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ. Виновное лицо привлечено к административной ответственности.

В соответствии с п.4 ст. 4.1 КоАП РФ, назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.

Кроме того, Костромской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес предприятия вносилось представление с требованием устранить нарушения природоохранного законодательства, однако, до настоящего момента действенные меры по устранению нарушений со стороны ООО «Север- Кострома» не предприняты.

В соответствии со ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов, и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно и. 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» при наличии такс и методик исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, указанные таксы и методики подлежат обязательному применению судами для определения размера возмещения вреда в его денежном исчислении.

Проведение Ефремовым М.Е. и ООО «Север-Кострома» рекультивации земельного участка в соответствии со ст. 1082 Гражданского кодекса РФ будет являться возмещением причиненного вреда окружающей среде в натуре.

Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ к способам защиты гражданских прав относится восстановления положения, существовавшего до нарушения права, присуждения к исполнению обязанности в натуре.

На основании изложенного, просит обязать ООО «Север-Кострома» и Ефремова М.Е. разработать проект рекультивации нарушенных земель и провести рекультивацию части земельного участка, расположенного по адресу: (адрес) в кадастровом квартале № в срок до 01 октября 2017 года.

В процессе рассмотрения дела истец Костромской межрайонный природоохранный прокурор уточнил заявленные требования, просил возложить на ООО «Север-Кострома» и Ефремова М.Е. обязанность в срок до 01.10.2017 г. выполнить рекультивацию загрязненного древесными опилками земельного участка площадью около *****, расположенного по адресу: (адрес) в границах земельного участка с кадастровым номером №, на основе разработанного в установленном порядке проекта рекультивации.

В судебном заседании представитель истца заместитель Костромского межрайонного природоохранного прокурора Орловская И.В. уточненные исковые требования поддержала, по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика генеральный директор ООО «Север - Кострома» Саренко А.В., действующий на основании приказа № 1 от 15 декабря 2015 года, в судебном заседании исковые требования Костромского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на ООО «Север-Кострома» и Ефремова М.Е. обязанности в срок до 01.10.2017 г.выполнить рекультивацию загрязненного древесными опилками земельного участка площадью около *****, расположенного по адресу: (адрес) в границах земельного участка с кадастровым номером № на основе разработанного в установленном порядке проекта рекультивации, признал в полном объеме, о чем представил заявление. Последствия признания иска, предусмотренные ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны. Данное заявление приобщено к материалам дела.

Ответчик Ефремов М.Е. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о признании исковых требований Костромского межрайонного природоохранного прокурора о возложении на ООО «Север-Кострома» и Ефремова М.Е. обязанности в срок до 01.10.2017 г.выполнить рекультивацию загрязненного древесными опилками земельного участка площадью около *****, расположенного по адресу: (адрес) в границах земельного участка с кадастровым номером №, на основе разработанного в установленном порядке проекта рекультивации. Последствия признания иска, предусмотренные ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны. Данное заявление приобщено к материалам дела.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Суд считает возможным принять признание иска ответчиками, так как признание заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно с ч. 2 ст. 173 ГПК РФ, судом разъяснены ответчикам последствия признания иска и принятия его судом, а именно то, что судом будет принято решение об удовлетворении заявленных истцом требований, разъяснено положение ч. 4. ст. 198 ГПК РФ.

Заявление представителя ответчика ООО «Север - Кострома» Саренко А.В., ответчика Ефремова М.Е. от 01 марта 2017 года о признании иска и о разъяснении им последствий признания иска и принятия его судом приобщено к материалам дела.

Таким образом, суд считает возможным принять признание иска межрайонного природоохранного прокурора ответчиками ООО «Север - Кострома», Ефремовым М.Е.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ***** ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░), ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░                                                                                         ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-149/2017 ~ М-14/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Ефремов Михаил Евгеньевич
ООО "Север-Кострома"
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Соболева Марина Юрьевна
Дело на сайте суда
kostromskoy--kst.sudrf.ru
10.01.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.01.2017Передача материалов судье
12.01.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.01.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.02.2017Предварительное судебное заседание
14.02.2017Судебное заседание
02.03.2017Судебное заседание
02.03.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.03.2017Дело оформлено
24.10.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее