Производство № 2а-5260/2020
УИД 28RS0004-01-2020-004256-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 сентября 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Коршуновой Т.А.,
при секретаре Матвеевой Н.И.,
с участием представителя административных истцов Красюк И.А., представителя административного ответчика администрации г. Благовещенска Волоха Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Антоненко М.Ф., Архарова В.В., Вишневского А.Н., Жуленева Е.В., Ильина А.А., Нестерова М.А., Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплова Р.А., Ширман П.Н., Шепелевой А.А. к администрации г. Благовещенска о признании незаконными постановления администрации г. Благовещенска № 1855 от 13.06.2019г., возложении обязанностей повторно рассмотреть заявление,
у с т а н о в и л:
Антоненко М.Ф., Архаров В.В., Вишневский А.Н., Жуленев Е.В., Ильин А.А., Нестеров М.А., Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплов Р.А., Ширман П.Н., Шепелева А.А. обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением, в обоснование указав, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером ***. При обращении в администрацию г. Благовещенска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступов с северной, западной и восточной сторон с 6 до 1 метра, получили отказ. Решение было мотивировано п. 11.25 и таблицей 10 «СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*" (утв. Приказом Минрегиона России от 28.12.2010 N 820), в соответствии с которым не соблюдено нормируемое расстояние от гаражей до МЖД. Между тем, согласно п. 5 Примечания к данной норме для гаражей вместимостью более 10 машин указанные в таблице 10 расстояния допускается принимать по интерполяции.
Кроме того, в статье 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года N 74 введена в действие новая редакция санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Пункт 1.2 санитарных правил предусматривает, что требования правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов, и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух (п. 2.3.Санитарных правил).
Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов. Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений (п.2.6.Санитарных правил). Разрывы от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки указаны в таблице 7.1.1. Санитарных правил, которой предусмотрен разрыв от сооружений для хранения легкового автотранспорта до объектов застройки; 10 м от фасадов жилых домов, 25 м от территории школ, детских учреждений, ПТУ, техникумов, площадок для отдыха, игр и спорта, детских площадок. Согласно примечаниям, к таблице указано, что разрыв от наземных гаражей- стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия, разрывы, приведенные в таблице 7.1.1, могут приниматься с учетом интерполяции. Приведенные в таблице размеры санитарных разрывов носят рекомендательный характер и могут быть изменены в зависимости от количества машино-мест, а также с учетом характера воздействия размещенных на автостоянке объектов на окружающую среду и регламентируются табл. 7.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", при этом строительные правила в данном случае указанные в письме СП 42-13330, специалистами службы Роспотребнадзора не применяются.
Указанные положения также регламентируются "СП 113.13330.2016. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*" (утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 776/пр) (ред. от 17.09.2019г.), в п 4.12 которого указано, что расстояния от стоянок автомобилей до других зданий и сооружений следует принимать в соответствии с таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и с нормативными документами по пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что при обращении с заявлением были представлены документы, свидетельствующие об отсутствии неблагоприятного воздействия на окружающую среду, которые администрацией г. Благовещенска не были приняты во внимание административные истцы полагают, что действия органа местного самоуправления по отказу в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части уменьшения отступов размещения гаражей в испрашиваемом месте не соответствуют вышеуказанным нормативно-правовым актам, основания для отказа отсутствуют.
На основании изложенного, просят суд признать незаконнымпостановление администрации г. Благовещенска № 1855 от 13.06.2019г., обязать администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление от 15.01.2019г. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
В судебном заседании представитель административных истцов настаивалана удовлетворении заявленных требований в полном объеме, указала, что норма права, установленная ст. 40 ГрК РФ, направлена на возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, сама по себе ссылка ответчика на несоответствие расстояния от проектируемых гаражей до жилого дома не является основанием для отказа в отсутствие иных обоснований. Администрацией не дана оценка представленному истцами экологическому обоснованию, согласно которому размещаемая автостоянка не является источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека. Одновременно просила восстановить срок на подачу настоящего административного искового заявления, так как об оспариваемом постановлении истцам стало известно только 21.02.2020г., после получения ответа администрации № 04-19/2051 от 21.02.2020г. на их обращение.
В судебном заседании представитель административного ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, указала, что гаражи являются объектами капитального строительства, которые построены без получения разрешения на строительство, то есть самовольной постройкой. При разработке проектной документации «Многоквартирный дом в *** квартале г. Благовещенска» и предоставлении разрешения на его строительство гаражи на прилегающем земельном участке отсутствовали. В рассматриваемом случае не были соблюдены требования СП 42.13330.20111. Кроме этого, представителем административных истцов Красюк И.А. копия обжалуемого постановления была получена 13.06.2019г., а с административным исковым заявлением заявители обратились в суд 18.05.2020г. то есть с пропуском установленного срока.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, причины уважительности неявки суду не представлено. Суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, определил, рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Задачами административного судопроизводства являются, в том числе защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3 КАС РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч.ч. 5, 7 ст. 219 КАС РФ пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как видно из дела обжалуемое постановление администрацией г. Благовещенска было принято 13.06.2019г. Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением 18.05.2020г., то есть с пропуском установленного законом срока. При этом из представленных материалов дела не усматривается, что копия оспариваемого постановления направлялась в адрес административных истцов. Получение копии постановления представителем Красюк И.А. 13.06.2019г. не может свидетельствовать достоверно о том, что заявителям в тот же срок стало известно о вынесенном постановлении. С учетом изложенного, суд определил срок на подачу административного искового заявления восстановить.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, в том числе выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с частями 1, 2, 5, 6 и 7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в части предельного количества этажей, предельной высоты зданий, строений, сооружений и требований к архитектурным решениям объектов капитального строительства в границах территорий исторических поселений федерального или регионального значения не допускается.
На основании заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации.
Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения.
Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в марте 2019 г. Антоненко М.Ф., Архаров В.В., Вишневский А.Н., Жуленев Е.В., Ильин А.А., Нестеров М.А., Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплов Р.А., Ширман П.Н., Шепелева А.А. обратились в администрацию города Благовещенска с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (отдельно стоящая автостоянка (на 16 боксов), предназначенная для хранения личного автотранспорта граждан) для земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 607 кв.м, расположенного в территориальной зоне жилой застройки смешанной этажности (Ж-4), в квартале *** города Благовещенска, в части минимального отступа от границ земельного участка до стен здания - уменьшение с 6,0 до 1,0 м с северной, западной и восточной сторон.
Из проектной документации ООО «Амурремпроект» от 2018 г., автостоянка боксового типа предусматривает 16 боксов (автостоянка № 1 - 8 м/м и автостоянка № 2 - 8 м/м).
05.04.2019г. были проведены публичные слушания по вопросу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
10.04.2019 г. Комиссия по Правилам землепользования и застройки муниципального образования г. Благовещенска дала заключение об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (отдельно стоящая автостоянка (на 16 боксов), предназначенная для хранения личного автотранспорта граждан) для земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 607 кв.м, расположенного в территориальной зоне жилой застройки смешанной этажности (Ж-4), в квартале *** города Благовещенска, в части минимального отступа от границ земельного участка до стен здания - уменьшение с 6,0 до 1,0 с северной, западной и восточной сторон.
13.06.2019г. администрацией г. Благовещенска было принято постановление № 1855 об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (автостоянка боксового типа) для земельного участка с кадастровым номером *** площадью 607 кв.м, находящегося в общей долевой собственности Шепелевой А.А., Антоненко М.Ф., Архарова В.В., Вишневского А. Н., Жуленёва Е.В., Ильина А.А., Нестерова М.А., Прокофичева О.Н., Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплова Р.А., Ширмана П.Н., Юнаева Ю.И., расположенного в территориальной зоне жилой застройки смешанной этажности (Ж-4), в квартале *** города Благовещенска (согласно прилагаемой схеме), в части минимального отступа от границ земельного участка до стен здания - уменьшение с 6,0 до 1,0 с северной, западной и восточной сторон.
Согласно данному постановлению причина отказа - нарушение норм градостроительного законодательства, а именно не соблюдение нормативного расстояния от гаражей до строящегося многоквартирного жилого дома на смежном земельном участке, со ссылкой на пункт 11.25 и таблицу 10 СП 42.13330.20111 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее - СП), согласно которым расстояние от наземных гаражей при числе легковых автомобилей от 11 до 50 до жилых домов следует принимать не менее 15 м. Согласно пункту 3 примечания к таблице 10 СП допускается сократить указанное расстояние на 25%, то есть уменьшить его до 11,25 м. Фактическое расстояние от западной стены первого ряда гаражей до восточной стены строящегося дома составляет 9,3 м.
В силу положений ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила.
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
В соответствии с таблицей 7.1.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" разрыв от автостоянок и гаражей-стоянок при числе легковых автомобилей от 11 до 50 до зданий различного назначения должен составлять не менее 15 метров. Согласно пункту 3 примечания к таблице 10 СП допускается сократить указанное расстояние на 25%, то есть уменьшить его до 11,25 м. Разрыв от наземных гаражей-стоянок, паркингов закрытого типа принимается на основании результатов расчетов рассеивания загрязнений в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия. Разрывы, приведенные в табл. 7.1.1, могут приниматься с учетом интерполяции.
Таким образом, положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не исключают возможность размещения объектов гаражного назначения в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров) при наличии соответствующего расчетного обоснования.
Согласно представленной заявителями в администрацию проектной документации ООО «Амурремпроект» от 2018 года, строительство объекта возможно осуществить с соблюдением всех противопожарных, санитарно-эпидемиологических требований и градостроительных регламентов за исключением соответствия минимальных отступов от границ земельного участка с северной, западной и восточной стороны согласно ПЗЗ. При этом необходимо получить разрешение на условный вид разрешенного использования земельного участка.
Также при обращении в администрацию административным истцом представлено экологическое обоснование - оценка возможности размещения автостоянки боксового типа на земельном участке с кадастровым номером *** в квартале *** г. Благовещенска, выполненная ООО «Инженерная экология», согласно которому приземные концентрации выбросов загрязняющих веществ от проектируемой автостоянки боксового типа вблизи территории участка размещения многоквартирной жилой застройки не превышают нормативных значений ПДК, превышение ПДУ уровня шума на границах жилой застройки не обнаружено. Проектируемая автостоянка боксового типа не будет являться источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Между тем, администрацией г. Благовещенска не была дана оценка указанным обстоятельствам и представленным заявителями документам, свидетельствующие об отсутствии неблагоприятного воздействия на окружающую среду, не приведены причины отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, в связи с чем, оспариваемое постановление не может быть признано законным.
С учетом установленных судом обстоятельства, требования административного истца суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Антоненко М.Ф., Архарова В.В., Вишневского А.Н., Жуленева Е.В., Ильина А.А., Нестерова М.А., Сидоренко А.П., Собко В.П., Утоплова Р.А., Ширман П.Н., Шепелевой А.А. к администрации г. Благовещенска удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации г. Благовещенска № 1855 от 13.06.2019г.
Обязать администрацию г. Благовещенска повторно рассмотреть заявление от 15.01.2019г. о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Коршунова Т.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2020 года.