Дело № 12-13/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Луга Ленинградской области 12 марта 2018 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Рядновой Л.Л.,
с участием: представителей ООО <наименование> действующих по доверенности - Х.Е.С.., В.Е.Ф.
государственного инспектора в области охраны окружающей среды по СЗФО - К.О.А. специалиста правового обеспечения Б.Ф.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО <наименование> на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по СЗФО К.О.А.
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды по СЗФО К.О.А. от ДД.ММ.ГГГГ ООО <наименование> привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в сумме <размер штрафа> рублей.
12.01.2018 в Лужский городской суд Ленинградской области на указанное постановление поступила жалоба генерального директора ООО <наименование> К.А.Ф. считающего, что указанное постановление подлежит отмене. Обществом по существу не оспариваются факты выявленных нарушений, но в судебном заседании представители Х.Е.С. и В.Е.Ф. просили ограничиться предупреждением или снизить штраф.
В судебное заседание представители, действующие по доверенности, жалобу поддержали по изложенным в ней доводам, пояснили, что действия ООО <наименование> формально имеют признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляют существенного нарушения по смыслу ст. 2.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Диспозиция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Как следует из материалов дела, должностным лицом административного органа в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ а также в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО <наименование> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения (приказа) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо-Западному федеральному округу № от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя» начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу О.Н.Ж. Распоряжения (приказа) органа государственного надзора о продлении плановой выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ начальника Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу О.Н.Ж. Распоряжения органа государственного контроля (надзора) о внесении изменений в распоряжение (приказ) органа государственного контроля (надзора) о проведении плановой выездной проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что ООО <наименование> в нарушение требований ст. 8.2 КоАП РФ допускает нарушения.
Так, в нарушение ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», не осуществляется производственный экологический контроль в области обращения с отходами производства и потребления;
В нарушение ст. 39, ст. 51 ФЗ от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.11ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Гигиенических требований к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления СанПиН 2.1.7.1322-03,территория (почвы) производственной площадки ООО <наименование> расположенной по адресу: <адрес> захламлена отходами производства и потребления (в том числе металлическими бочками, покрышками, б/у металлическими изделиями, древесными отходами, пластиком и пластиковыми канистрами, боем стекла и кирпича и бетона),
В нарушение ст. 51 Федерального Закона РФ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; ст.11 Федерального закона РФ от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; СанПиН 2.7.1.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», места временного накопления (МВНО) организованы не должным образом (МВНО №2 не оборудовано крышками, а МВНО №4 не оборудовано крышками, а также на дне одного из контейнеров обнаружено сквозное отверстие);
В нарушение ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления", не соблюдается периодичности вывоза отходов; а также нарушены сроки допустимого накопления отходов;
В нарушение ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 2, Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, п. 2, п. 3, п. 15 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного Приказом Минприроды России от 16.02.2010 № 30, не направлен в установленный законом срок (до 15 января года, следующего за отчетным периодом) в адрес Департамента отчёт об образовании, использовании, обезвреживании, размещении отходов для субъектов малого и среднего предпринимательства за 2016 год для производственных площадок, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>;
В нарушение ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Приказа от 28 января 2011 года № 17 «Об утверждении статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления», не представлен госстаточёт по форме 2-ТП (отходы) за 2016 год в уполномоченный орган исполнительной власти в установленный законом срок (до 01 февраля года, следующего за истекшим отчетным периодом);
В нарушение ст. 24.2, ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», не разработана и не направлена в адрес Департамента Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за 2016 год. А также ООО «Петербургское стекло» не направлена в адрес Департамента за 2016 год ни отчетность о выполнении нормативов утилизации, ни расчет экологического сбора, а также не внесен экологический сбор.
Действия ООО <наименование> должностным лицом административного органа квалифицированы по ст. 8.2 КоАП РФ верно.
Событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и виновность ООО <наименование> в его совершении подтверждены: протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составленным уполномоченным должностным лицом в отношении ООО <наименование> распоряжением о проведении плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ уведомлением о проведении плановой выездной проверки; распоряжением о продлении срока проведения плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; уведомлением о продлении сроков проведения плановой выездной проверки; актом проверки органом государственного контроля (надзора); фотоматериалом и другими доказательствами.
При рассмотрении жалобы, проверив представленные документы с точки зрения относимости и допустимости, выслушав представителей подателя жалобы, представителя органа государственного контроля, на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения.
В соответствии со статей 26 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об отходах производства и потребления", юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами. Производственный контроль в области обращения с отходами является составной частью производственного экологического контроля, осуществляемого в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 6 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля, включает в себя документированную информацию, в том числе и о состоянии окружающей среды, местах отбора проб, методиках (методах) измерений.
В силу ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В настоящем случае имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО <наименование> имелась возможность для соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, за нарушение которого ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы жалобы о том, что проверка проведена за рамками объекта проверки указанного в распоряжении, не могут служить основанием для освобождения от административной ответственности, так как привлечение ООО <наименование> к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ было в пределах полномочий должностных лиц ФС по надзору в сфере природопользования, которые выявили нарушение, связанное с проведением проверки.
Не доверять составленным должностным лицом ФС по надзору в сфере природопользования процессуальным документам, которыми установлен факт несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, оснований не имеется. Лица, выявившие факт административного правонарушения являются должностными лицами в области охраны окружающей среды по С-З федеральному округу, выполняющими служебные обязанности по обеспечению санитарно-эпидемиологического надзора, на основании распоряжений о проведении плановой выездной проверки и ее продлении, выданных начальником департамента ФС по надзору в сфере природопользования.
Довод жалобы о том, что должностным лицом административного органа нарушен порядок проведения плановой выездной проверки в части нарушения срока извещения о проведении, являются несостоятельными.
Согласно ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на пятьдесят часов на протяжении двадцати рабочих дней.
Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО <наименование> проведена на основании распоряжения № ДД.ММ.ГГГГ начальника департамента ФС по надзору в сфере природопользования по С-З федеральному округу. На основании распоряжения о продлении срока проведения плановой выездной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного этим же должностным лицом, срок проверки продлен на 20 рабочих дней, по ДД.ММ.ГГГГ Основанием для продления срока проведения проверки являлось мотивированное предложение должностного лица о необходимости проведения исследований отобранных проб почвы.
Таким образом, должностным лицом административного органа, с учетом положений ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ сроки проверочного мероприятия, составления акта проверки, не нарушены и фактически проверка завершена в срок.
Возражения Учреждения по существу установленных нарушений, изложенные в жалобе, сводятся к несогласию с оценкой административного органа, имеющихся в деле доказательств и к иному толкованию стороной норм законодательства, подлежащих применению в рассматриваемом деле.
Между тем такое несогласие не свидетельствует о неправильном применении административным органом норм материального и процессуального права, а также о допущенной ими ошибке.
Постановление о привлечении ООО <наименование> к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Поскольку все юридически значимые обстоятельства при рассмотрении дела об административном нарушении, имеющие существенное значение для разрешения спора установлены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены оспариваемого постановления должностного лица не имеется.
Каких-либо иных юридически значимых доводов, опровергающих выводы о виновности ООО <наименование> в совершении правонарушения, в жалобе не приведено, они направлены на переоценку доказательств, основания для которой отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, не установлено.
При этом, установив в судебном заседании, что на момент вынесения решения обществом практически вышеуказанные правонарушения устранены, что в судебном заседании подтвердил и инспектор Росприроднадзора, суд, руководствуясь ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ признает как исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь п.4, ч.1, ст. 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░ <░░░░░░░░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ № ░░№ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░░░░░░░░> ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░ <░░░░░░░░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.2 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░.3.2 ░░. 4.1. ░░░░ ░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░