Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-6978/2010 ~ М-6884/2010 от 13.07.2010

27366.html

Дело ***

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

*** года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе: председательствующего судьи Бабича В.В., при секретаре ФИО0

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО3 о начислении пенсии с повышенным районным коэффициентом,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском в обоснование которого указал, что является пенсионером Министерства обороны РФ с *** года и получает пенсию на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Пенсионное обеспечение осуществляется ФИО3. Согласно ст. 43 указанного Закона в составе денежного довольствия для исчисления пенсии учитываются должностной оклад, оклад по воинскому званию и процентная надбавка за выслугу лет. Согласно ст. 48 Закона к размеру пенсии применяется районный коэффициент. При увольнении из рядов Вооруженных сил РФ и перемене места жительства с *** года истец встал на воинский учет в ФИО3 и ему была назначена пенсия с районным коэффициентом 1,3. В отдаленной местности Амурской области районный коэффициент в размере 1,2 никаким законом не установлен. Амурская область к отдаленной местности отнесена постановлением Совета Министров СССР *** и приказом Министра обороны СССР ***. Перечень местностей СССР с тяжелыми климатическими условиями утвержден постановлением Совета Министров СССР от *** года ***. Перечень отдаленных местностей Российской Федерации определен в приложении *** к постановлению Совета Министров - Правительства РФ от *** года ***. С *** года ФИО3 уменьшил районный коэффициент к пенсии истца с 1,3 до 1,2. С таким уменьшением истец получает пенсию до настоящего времени. Данные действия осуществлялись ФИО3 без уведомления и объяснения истцу причин. Информации в средствах массовой информации в этот период о снижении или повышении районного коэффициента не было, а поэтому действия ФИО3 являются незаконными и нарушающими права истца на получение пенсии с соответствующим районным коэффициентом в размере 1,3. О снижении районного коэффициента истцу стало известно случайно, из распечаток пении. Между тем, действующее законодательство не предусматривало порядка пересмотра (уменьшения) районного коэффициента, ошибочно назначенного при определении размера пенсии военнослужащего. Ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации данный вопрос не регулировался. Уменьшение районного коэффициента, установленного на момент выхода истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного коэффициента. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии. По смыслу положений Закона РФ от *** года *** пенсия назначена истцу пожизненно. В силу ч. 2 ст. 58 этого же закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Учитывая изложенное, ответчиком нарушено право истца на получение пенсии, исчисленной с применением районного коэффициента 1,3. Требование о восстановлении нарушенного права обосновано и подлежит удовлетворению. Поэтому истец просит восстановить его право на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязав ФИО3 производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, взыскать с ответчика недоплаченную пенсию за период с *** года по *** года в сумме 54345 руб. 36 коп.

Истец ФИО1, представитель ответчика ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просят о рассмотрении дела без своего участия. Поэтому руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.

В письменных возражениях на иск представитель ответчика ФИО3 ФИО2 указала, что Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** года *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (в этих районах районный коэффициент установлен 1,3 Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** года ***). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу....». Поскольку до настоящего времени другого правового акта на федеральном уровне в РФ не принято, продолжают действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено разъяснением Постановления Министерства труда и социального развития РФ от *** года ***. В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** года *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. На основании указанного закона было издано Постановление Главы администрации Амурской области от *** года ***, по которому предприятиям и организациям было предоставлено право по согласованию с соответствующими профсоюзными органами вводить к заработной плате рабочих и служащих предельный районный коэффициент 1,3. При этом затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов по мере изыскания средств и решению органов государственного управления. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,3 установлен органом государственной власти субъекта РФ и применяться при исчислении пенсии военным пенсионерам не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Истцу до *** года ошибочно выплачивался районный коэффициент 1,3 с выходом Постановления Главы администрации Амурской области от *** года ***, но так как выплата районного коэффициента 1,3 должна была производиться за счет средств местных органов власти, которые приняли это Постановление, а при исчислении пенсий военным пенсионерам этот районный коэффициент может применяться только при условии выделения дополнительных бюджетных средств, которые не выделялись ответчику и не выделяются до настоящего времени, то с *** года во исполнение указания Первого Заместителя Министра обороны РФ от *** года *** и телеграммы начальника Финансово-экономического Управления Дальневосточного военного округа ***, выплата районного коэффициента была приведена в соответствие с районным коэффициентом 1,2, установленным на федеральном уровне Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** года ***. Доводы истца о том, что ответчик должен был поставить пенсионера в известность о причинных снижения ему районного коэффициента несостоятельны, так как вышеназванные нормативно-правовые акты являются официальными и подлежали опубликованию в установленном законом порядке в средствах массовой информации и каждый гражданин, интересы которого они затрагивали в той или иной мере, мог самостоятельно знакомиться с ними. Ответчиком не производилось взыскание денежных средств с истца, выплачиваемых вплоть до *** года в результате ошибочно примененного районного коэффициента в большем размер, чем это предусмотрено законом и заложено в федеральный бюджет. Таким образом, право истца нарушено не было. Доводы истца о том, что уменьшение размера пенсии произведено незаконно с *** года также несостоятельны, так как в силу ст. 55 Закона РФ *** от *** года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...», а также ст. 121 Закона РФ от *** года *** «О государственных пенсиях в Российской Федерации» при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера пенсии, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили эти обстоятельства. Изменения в Постановление Главы администрации Амурской области от *** года *** внесены Постановлением Главы администрации Амурской области и Президиума Совета Федерации профсоюзов от *** года, а пенсия истцу пересчитана только с *** года, при этом сам размер пенсии не уменьшился, а наоборот увеличился. Согласно Закону, финансирование пенсий военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством. Акта федерального уровня, определяющего районный коэффициент в Амурской области в размере 1.3, не имеется. Поэтому просит в удовлетворении исковых требований истцу отказать.

Исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.

Удостоверением серии *** от *** года подтверждается, что ФИО1 проходил действительную военную службу, является военным пенсионером в звании полковника и с *** года получателем пенсии за выслугу лет.

Из материалов дела следует, и не оспаривалось ответчиком, что на день увольнения на пенсию истцу был установлен районный коэффициент 1,3, который применялся в расчете пенсии до *** года. С *** года при расчете пенсии за выслугу лет применяется районный коэффициент 1,2.

Государственные пенсии в соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции РФ устанавливаются законом.

В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ст. 8) пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в порядке, предусмотренном Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Согласно ст. 43 этого Закона пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

В соответствии со ст. 48 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Названный закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета военным пенсионерам.

Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.

Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местностей, в которых истец проходил службу, установлен постановлением Совета Министров СССР от *** года *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** г. *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.

Суд не может согласиться с доводами истца о том, что при назначении пенсии у него имелось право на исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, так как этот довод не подтверждается положениями законодательства, действовавшего на момент назначения пенсии.

Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.

Право истца на назначение пенсии с районным коэффициентов 1,3 не следовало также из приказа Министра обороны РФ *** от *** года, поскольку данным приказом не устанавливается порядок определения размера пенсии военнослужащих. Приказ *** издан во исполнение постановления Правительства РФ *** от *** года «О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала», которым Министру обороны Российской Федерации было предоставлено право устанавливать районный коэффициент к заработной плате гражданского персонала (то есть лиц, не получающих денежное довольствие) в пределах размеров коэффициентов, установленных для соответствующих территорий (ч. 4 п. 1 постановления).

Практика исполнения приказа Министра обороны РФ от *** года *** в части применения на территории Амурской области районного коэффициента 1,3 к заработной плате гражданского персонала воинских частей, а также к исчислению денежного довольствия военнослужащих, на что ссылается истец, не свидетельствует о том, что этот же районный коэффициент в отсутствие соответствующего федерального законодательства подлежал применению при исчислении пенсий военнослужащих.

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** года *** "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов.

В этом же документе предусмотрено, что затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.

На основании данного постановления Главой Администрации Амурской области и Президиумом Совета федерации профсоюзов Амурской области принято постановление *** от *** года «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.

Таким образом, районный коэффициент в размере 1,30 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.

Согласно Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» финансирование пенсий военнослужащих осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.

Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** года (***).

Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,3 был применен ошибочно.

Вместе с тем, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии со ст. 55 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсий, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства. В случае, если пенсионер приобрел право на повышение пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии при несвоевременном его обращении может быть выплачена ему за прошлое время, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом пенсии.

По смыслу приведенных норм права, действующее пенсионное законодательство не предусматривает возможности пересмотра назначенной военнослужащему пенсии в сторону ее уменьшения.

Согласно ст. 49 этого Закона в редакции, действующей по состоянию на *** года (дата изменения районного коэффициента, применяемого в расчете пенсии истца), а также в редакции, действующей на момент рассмотрения спора, пенсии военных пенсионеров подлежали пересмотру в следующих случаях:

а) при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения;

б) при увеличении денежного довольствия военнослужащих, исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава одновременно с его увеличением;

в) при повышении установленного Федеральным законом минимального размера пенсии по старости.

Других оснований к пересмотру назначенной военнослужащему пенсии указанный Закон, а также постановление Правительства РФ от *** года *** «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» не предусматривали.

Также действующее законодательство не предусматривало порядка пересмотра (уменьшения) районного коэффициента, ошибочно назначенного при определении размера пенсии военнослужащего.

Ведомственными актами Министерства обороны Российской Федерации данный вопрос не регулировался.

Суд считает, что уменьшение размера районного коэффициента, установленного на момент увольнения истца на пенсию, является фактическим пересмотром пенсии военнослужащего, так как влечет уменьшение сумм пенсии, которые бы причитались истцу в случае применения в расчетах ранее установленного районного коэффициента.

В этой связи заслуживает внимания, что по смыслу положений Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия назначена истцу пожизненно. Ответчик официально не уведомлял истца о принятии решения об уменьшении применяемого в расчетах пенсии районного коэффициента, о причинах уменьшения коэффициента, о том, что это уменьшение будет действовать во всех дальнейших расчетах пенсии.

В силу ч. 2 ст. 58 этого же закона сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Учитывая изложенное, суд считает, что ответчиком нарушено право истца на получение пенсии, исчисленной с применением районного коэффициента 1,3. Требование истца о восстановлении нарушенного права обосновано и подлежит удовлетворению. На ответчика следует возложить обязанность производить исчисление пенсии ФИО1 с применением районного коэффициента 1,3.

Из расчета недоплаченной истцу пенсии за выслугу лет за период с *** года по *** года, представленного истцом, следует, что разница в размере пенсии, исчисленной с районным коэффициентом 1,3 и с районным коэффициентом 1,2, составляет 54345 руб. 36 коп. Согласно расчету, представленному стороной ответчика, размер такой разницы составляет 54345 руб. 90 коп.

Учитывая ч.3 ст.196 ГПК РФ, суд полагает необходимым удовлетворить требования истца в заявленных им пределах, то есть в размере 54345 руб. 36 коп.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ

РЕШИЛ:

Обязать ФИО3 производить начисление пенсии ФИО1 с применением районного коэффициента в размере 1,3.

Взыскать с ФИО3 в пользу ФИО1 недоплаченную пенсию за период с ***г. по ***г. в сумме 54345 (пятьдесят четыре тысячи триста сорок пять) рублей 36 копеек.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение десяти дней через Благовещенский городской суд.

Председательствующий В.В. Бабич

2-6978/2010 ~ М-6884/2010

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Соловей Вячеслав Константинович
Ответчики
Военный комиссариат Амур обл
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
_Бабич Вячеслав Викторович
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
13.07.2010Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.07.2010Передача материалов судье
30.07.2010Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2010Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2010Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2010Судебное заседание
17.11.2011Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее