Решение по делу № 2-314/2016 ~ М-198/2016 от 24.02.2016

Дело № 2-314/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«28» марта 2016 года с. Корткерос

Корткеросский районный суда Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Федотовой М.В.,

при секретаре Карповой М.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Королевой Г.И. к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» о признании действий незаконными, признании права на выплату компенсации в полном объеме, обязании выплатить оставшуюся часть компенсацию расходов по оплате освещения, взыскании государственной пошлины,

установил:

Королева Г.И. обратилась в суд с иском к ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района» (далее ЦСЗН) о признании действий ЦСЗН по осуществлению расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой услуг по освещению исходя из нормативов потребления незаконными, признании за ней права на выплату компенсации в полном объеме, обязании ЦСЗН произвести выплату оставшейся части компенсации за период с <дата> по <дата> в сумме 13393,81 руб., взыскании оплаченной государственной пошлины.

В обоснование иска указано, что Королева Г.И. является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник, проживающий и работающий в сельском населенном пункте. С <дата> и по настоящее время ЦСЗН предоставляет истцу меры социальной поддержки по оплате освещения исходя из норматива потребления электрической энергии, тогда как законом предусмотрена компенсация в виде 100% оплаты таких расходов.

Впоследствии истец требования уточнила, просила признать действия ЦСЗН в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой ею услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, незаконными, признать за ней право выплату компенсации в полном объеме, обязать ЦСЗН произвести ей компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с <дата> по <дата> в сумме 13393,81 руб., взыскать с ответчика уплаченную ею государственную пошлину.

Истец Королева Г.И., ответчик ЦСЗН надлежащим образом уведомлены о дате и времени рассмотрения дела, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Представитель ответчика в представленном суду отзыве исковые требования не признал, просил в иске отказать в полном объеме.

Третье лицо Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о дате и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в суд своего представителя не направило, об отложении дела ходатайство не направило.

Суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, Королева Г.И. осуществляет педагогическую деятельность в МОУ «СОШ» <адрес>, является получателем мер социальной поддержки по категории «педагогические работники муниципальных образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности или поселках городского типа. Истец зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что Королева получает меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилищно–коммунальных услуг по указанной выше категории.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии пунктами «е» и «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно требованиям части 2 статьи 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, обязан применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

На основании абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания приведенной нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности (поселках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Положения Федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Федеральный закон от 29.12.2010 № 439-ФЗ) абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не установило какие-либо ограничения гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции была подтверждена статьей 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1, не могли снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

С 01.09.2013 Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепившего для педагогических работников аналогичные социальные гарантии.

Так, в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Пункт 4 части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в редакции Закона РК от 02.05.2012 № 26-РЗ устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах, на меры социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения.

Согласно положениям пунктов 15 и 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 в редакции Постановления Правительства РК от 25.12.2012 № 605, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись в виде ежемесячной денежной компенсации (далее - компенсация). Расчет суммы компенсации выполнялся центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за коммунальные услуги (с учетом перерасчетов), объема прав граждан на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

Закон Республики Коми от 24.06.2013 № 54-РЗ внес изменения в редакцию части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 12.07.2013.

Согласно внесенным в закон изменениям, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 процентов за освещение (пункт 3 части 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ).

Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения в новой редакции пункта 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ (редакция Закона до 22.12.2015) исключена.

Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ возложены на Правительство Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383 Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 дополнены пунктом 15-1, согласно положениям которого, сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», определяется: 1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учета потребления электроэнергии на освещение жилого помещения; 2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).

При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение.

Постановление Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383 вступило в силу с 28.10.2013.

Судом установлено, что жилое помещение истца отдельными приборами учета потребления электроэнергии на освещение не оборудовано. На этом основании с <дата> до <дата> ответчик производил истцу начисление и выплату денежной компенсации по оплате освещения, исходя из размеров нормативов, утвержденных приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 № 62/21 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми», а с <дата> - по нормативам потребления коммунальной услуги по электроснабжению, установленных Приказом Службы РК по тарифам от 25.03.2015 № 16/1. При этом нормативы потребления электрической энергии учитывают расход электроэнергии на использование электробытовых приборов в жилых помещениях и расход электроэнергии на освещение жилых помещений. В скобках указаны нормативы потребления электрической энергии только на освещение.

Согласно справке ЦСЗН, справке МОУ «СОШ» <адрес>, детализированному отчету по балансу ОАО «Коми энергосбытовая компания», разница между фактическими расходами истца на оплату электроснабжения и выплаченной ей денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, в период с <дата> по <дата> включительно составила 13393,81 руб. Приведенный расчет ответчиком не оспаривался.

Анализ приведенных выше правовых норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми в их системном единстве, позволяет суду сделать вывод о том, что педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, в период с <дата> по <дата> включительно гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением.

При этом положения Федерального закона «Об образовании» (по правоотношениям до <дата>), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (по правоотношениям с <дата>) и Закона Республики Коми «О социальной защите населения в Республике Коми» (в редакции Закона РК от 24.06.2013 № 54-РЗ) не предполагают какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг.

В силу указанных выше положений закона, обладающих большей юридической силой, чем нормы постановления Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383, истец имеет право на получение меры социальной поддержки по оплате освещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, в том числе, на выплату ответчиком недоплаченной части денежной компенсации за указанный в иске период, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения.

Поскольку гарантированные законом права истца на меры социальной поддержки были нарушены, действия ответчика в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов по оплате освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, не могут быть признаны законными. При таких обстоятельствах требования иска в части признания действий ЦСЗН в части осуществления расчета и выплаты компенсации расходов, связанных с оплатой истцом услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления, незаконными, обязания ЦСЗН произвести ей компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с <дата> по <дата> в сумме 13393,81 руб., суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В части требования о признании за истцом права выплату компенсации в полном объеме судом установлено следующее.

Законом Республики Коми от 22.12.2015 № 118-РЗ, от 01.03.2016 № 11-РЗ в ст. 18 Закона № 55-РЗ внесены изменения, распространяющиеся на правоотношения сторон с <дата>. Согласно новой редакции ст. 18 Закона № 55-РЗ педагогическим работникам государственных и муниципальных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, за исключением работающих по совместительству, предоставляются меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (включая услуги, работы по управлению многоквартирным жилым домом и взнос на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме), отопления и освещения.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 20 указанного Закона компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с учетом установленных настоящим законом природно-климатических зон Республики Коми лицам, указанным в чч. 2 и 3 ст. 18 Закона № 55-РЗ составляют:

южная природно-климатическая зона – 2040 руб.;

северная природно-климатическая зона – 2760 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным исковым требованиям.

Учитывая буквальное прочтение заявленных требований истца, следует, что она просит признать за ней право на выплату компенсации в полном объеме понесенных расходов на освещение без разграничения на период времени. Таким образом, суд считает, что данное требование подлежит удовлетворению частично – за период с <дата> по <дата> включительно.

В соответствии с положениями статей 88, 132 ГПК РФ при обращении в суд подлежит уплате государственная пошлина. В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 ГПК РФ. Судебные расходы присуждаются судом, если они понесены фактически, являлись необходимыми.

Положениями статьи 333.36 Налогового кодекса РФ ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района», наделенный полномочиями государственного органа по исполнению публичных обязательств, в качестве ответчика освобожден от уплаты госпошлины, но не освобожден от понесенных истцом по делу судебных расходов.

Истцом при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере 844 руб., что подтверждается чеками ордерами Коми отделения ХХХ Филиала ХХХ Сбербанка России. Однако, исходя из заявленных требований, положений ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, оплате подлежала государственная пошлина в размере 836 руб.

В этой связи с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" в пользу Королевой Г.И. подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 836 руб.

Согласно ст. 93 ГПК РФ основания и порядок возврата государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Так, ст. 333.40 НК РФ уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью, также в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой (п. 1 ч. 1). Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина. Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Поскольку Королевой Г.И. при подаче иска излишне уплачена государственная пошлина в сумме 8 руб., указанная сумма подлежит возврату истцу.

Руководствуясь статьями 93, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" в части осуществления расчета и выплаты Королевой Г.И. компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, исходя из норматива потребления.

Признать право Королевой Г.И. на выплату компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения в полном объеме, за период с <дата> по <дата> включительно.

Обязать ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" произвести Королевой Г.И. компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения за период с <дата> по <дата> включительно, за пределами норматива потребления в сумме 13393,81 рублей.

Взыскать с ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района" в пользу Королевой Г.И. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 836 руб.

Королевой Г.И. излишне уплаченную государственную пошлину (по чеку ордеру от <дата> ХХХ) в размере 8 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение одного месяца через Корткеросский районный суд со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                          Федотова М.В.

Решение в окончательной форме изготовлено 01.04.2016.

2-314/2016 ~ М-198/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Королева Галина Ивановна
Ответчики
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Корткеросского района"
Другие
Министерство труда, занятости и социальной защиты РК
Суд
Корткеросский районный суд Республики Коми
Судья
Федотова Марина Владимировна
Дело на странице суда
kortsud--komi.sudrf.ru
24.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2016Передача материалов судье
24.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.03.2016Судебное заседание
01.04.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2016Дело оформлено
05.09.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее