Решение по делу № 2-1200/2013 ~ М-677/2013 от 19.02.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2013 года                                                                                                     г. Оренбург

Дзержинский районный суд г. Оренбурга в составе судьи Трифоновой О. М., при секретаре Гвоздевой Л. П., при участии истца Терехина <ФИО>11, представителя истца Запара <ФИО>9, представителя третьего лица Инспекции Государственного строительного надзора Оренбургской области Ермолаева <ФИО>10,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Терехина <ФИО>12, Пивоварова <ФИО>13 к администрации г.Оренбурга о признании права собственности на здание,

УСТАНОВИЛ:

Терехин В. А., Пивоваров А. С. обратились в суд с иском к администрации <...>, указав, что у каждого в собственности имеется по одному земельному участку, площадью <Номер обезличен> кв. метров, расположенных рядом по адресу: <...>, п<...>, <...> На указанных участках на основании Договора о совместном строительстве было выстроено административно - складское здание литер Е без разрешения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации <...>. Данное здание соответствует строительным нормам и правилам, постройка не создает угрозу жизни и здоровью граждан, сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, что подтверждается Актом предварительного обследования ЗАО ПИ «Оренбурггражданпроект», заключением о соответствии санитарно - эпидемиологическим нормам и правилам, справкой ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». Истцы обращались в администрацию <...> с заявлением о выдаче акта ввода в эксплуатацию объекта, однако получили отказ. Истцы просят суд признать за ними право собственности <Номер обезличен> за каждым на трехэтажное с мансардой административно - складское здание литер Е, нежилое, общей площадью <Номер обезличен> кв. метров, расположенное по адресу: <...>, п<...> на земельных участках площадью 720 кв. метров, с кадастровым номером <данные изъяты> кв. метров, с кадастровым номером <данные изъяты>

В ходе рассмотрения дела определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция государственного строительного надзора <ФИО>3 <...>.

Истец Терехин В.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Истец Пивоваров А. С. в судебном заседании не присутствовал, в письменном заявлении просил суд рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель истца Пивоварова А. С. - Запара Н. С., действующая на основании доверенности от <Дата обезличена>, в судебном заседании просила суд исковые требования удовлетворить.

Представитель третьего лица Инспекции государственного строительного надзора <ФИО>3 <...> Ермолаев В. М., действующий на основании доверенности от <Дата обезличена>, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просил отказать, поскольку истцами суду не представлены доказательства, подтверждающие соответствие самовольно возведенного здания обязательным требованиям.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном пользовании) которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом (ч. 3 ст. 222 ГК РФ).

Из свидетельств о государственной регистрации права <...> следует, что Пивоваров А. С. является собственником земельного участка, площадью <Номер обезличен> метров с кадастровым номером <данные изъяты>, Терехин В. А. является собственником земельного участка, площадью <Номер обезличен>. метров, с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенных по п<...>, <...> <...>.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по п<...> учтен объект - административно - складское здание литер Е, нежилое, трехэтажное с мансардой, 2012 года постройки, общей площадью <Номер обезличен>.

Согласно заключению санитарно - эпидемиологической экспертизы от <Дата обезличена> трехэтажное с мансардой административно - складское здание литер Е по адресу: <...>, п<...>, 12Е соответствует СанПиН 2.<Дата обезличена>-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений, СанПин2.2.1/2.<Дата обезличена>-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».

Из Акта предварительного (визуального) обследования спорного объекта, составленного ЗАО Проектный институт «Оренбурггражданпроект» <Дата обезличена>, следует, что проведение детального (инструментального) обследования здания не требуется; общее техническое состояние строительных конструкций обследуемого здания оценивается как исправное; здание обладает необходимой степенью эксплуатационной надежности и пригодно к нормальным условиям эксплуатации; на первом этаже здания возможно расположение складских помещений, гаража и вспомогательных помещений, на втором, третьем и мансардном этаже здания возможно размещение только офисных помещений; прочность, устойчивость и долговечность строительных конструкций обеспечены; строительные конструкции обследуемого административно - складского трехэтажного здания с мансардой литер Е не создают угрозы для жизни и здоровья граждан.

Согласно сообщению Отдела надзорной деятельности по <...> управления МЧС России по <ФИО>3 <...> от <Дата обезличена> трехэтажное с мансардой административно - складское здание литер Е, общей площадью 3 305, 3 кв. метров по п<...> <...> соответствует требованиям пожарной безопасности.

Истцами в материалы дела также представлено заключение независимой оценки пожарного риска, подготовленное ООО «Эгида», согласно которому полученные величины пожарного риска для трехэтажного с мансардой административно - складского здания, расположенного по адресу: <...>, п<...> (<...> не превышают допустимых значений, установленных Федеральным законом от <Дата обезличена> <Номер обезличен> - ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Согласно заключению «СтройСнабСервис» от <Дата обезличена> в результате визуального обследования спорного здания установлено, что инструментальное обследование не требуется; конструкция здания и несущая способность основных несущих строительных конструкций надземной части здания соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил; построенное здание соответствует градостроительным нормам и правилам; прочность, устойчивость и долговечность конструкций обеспечена; все несущие конструкции здания являются работоспособными и не представляют угрозу здоровью жизни людей.

Также истцами в материалы дела представлен градостроительный план земельных участков, из которого следует, что истцами здание возведено в пределах земельных участков и допустимого размещения строений.

Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <Номер обезличен>, Пленума ВАС <Номер обезличен> от <Дата обезличена> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая споры о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 26 указанного Постановления отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода в эксплуатацию. Право собственности на самовольную постройку, возведенную без необходимых разрешений, не может быть признано за создавшим ее лицом, которое имело возможность получить указанные разрешения, но не предприняло мер для их получения.

Из пояснений истцов в судебном заседании установлено, что за выдачей разрешения на строительство Терехин В. А. и Пивоваров В. С. до начала строительства не обращались, при этом истцы не указали суду причины, которые препятствовали такому обращению.

Из материалов дела следует, что истцы обратились в администрацию <...> с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию спорного объекта либо мотивированного отказа.

Письмом Департамента градостроительства и земельных отношений администрации <...> Терехину В. А. и Пивоварову В. С. сообщено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не может быть выдано по причине непредоставления заявителями документов, предусмотренных ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Предложено предоставить градостроительный план земельного участка для определения возможности размещения зданий, строений, сооружений на земельном участке.

Таким образом, истцы надлежащих мер к получению необходимых разрешений не предпринимали, а разрешение на ввод объекта в эксплуатацию администрацией <...> не выдано в связи с тем, что заявители не предоставили необходимый перечень документов.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

В соответствии с ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства: 1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства); 2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки); 3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок - секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования; 4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 кв. метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.; 5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1 500 кв. метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно - защитных зон и для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно - защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со ст. 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Учитывая характеристики объекта - трехэтажное с мансардой административно - складское здание, литер Е, общей площадью 3 305, 3 кв. метров, его проектная документация подлежит экспертизе, а сам объект подпадает под государственный строительный надзор.

Из пояснений истца Терехина В. А. в судебном заседании следует, что проектная документация на объект не составлялась по причине значительной материальной затратности.

В соответствии с п. 8 Положения «Об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства РФ <Номер обезличен> от <Дата обезличена>, государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ, во внутренних морских водах, в территориальном море РФ, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах (ч. 7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно ст. 6 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен> - ФЗ «О пожарной безопасности» в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 44 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен> - ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения» если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный санитарно - эпидемиологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В силу ч. 8 ст. 65 Федерального закона от <Дата обезличена> <Номер обезличен> - ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление негосударственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

<ФИО>3 <...> от <Дата обезличена> создана Инспекция государственного строительного надзора <ФИО>3 <...>.

Согласно п. 12 Положения «Об Инспекции государственного строительного надзора <ФИО>3 <...>» инспекция в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет государственный строительный надзор в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности, за соответствием выполняемых работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, а в случае отсутствия технических регламентов государственный строительный надзор осуществляется за соответствием выполняемых работ, применяемых строительных материалов и результатов таких работ строительным нормам и правилам, федеральным нормам и правилам в области использования атомной энергии, санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам, требованиям пожарной безопасности, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия и требованиям к сохранению объектов культурного наследия, нормам и правилам инженерно - технических мероприятий гражданской обороны, требованиям промышленной безопасности, нормам и правилам безопасности гидротехнических сооружений, иным правилам безопасности и государственным стандартам, а также требованиям других нормативных правовых актов РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.

Кроме того, Инспекция государственного строительного надзора <ФИО>3 <...>, в силу указанного Положения, осуществляет государственный строительный надзор за наличием разрешений на строительство.

Учитывая, что истцы в Инспекцию государственного строительного надзора <ФИО>3 <...> для осуществления государственного строительного надзора не обращались, то предусмотренный законом государственный строительный надзор при строительстве спорного объекта капитального строительства не осуществлялся.

При указанных обстоятельствах, в силу вышеприведенных норм законодательства РФ, представленными истцами в материалы дела заключениями специалистов не может подтверждаться соответствие возведенного объекта действующим техническим нормам и правилам, поскольку единственным документом, подтверждающим соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, строительным нормам и правилам, санитарно - эпидемиологическим нормам, требованиям пожарной безопасности, отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, должно являться заключение Инспекции государственного строительного надзора <ФИО>3 <...>, которое в материалы дела не представлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что возведенный истцами объект капитального строительства является самовольной постройкой, разрешения на строительство и ввод его в эксплуатацию отсутствуют и не представлены доказательства, подтверждающие его соответствие требованиям технических регламентов, строительным нормам и правилам, санитарно - эпидемиологическим нормам, требованиям пожарной безопасности, отсутствия угрозы жизни и здоровью граждан, в связи с чем, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░>14, ░░░░░░░░░░ <░░░>15 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░>3 ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <...> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░:                                                                                                ░. ░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░ ░░░░░░░░░░>.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1200/2013 ~ М-677/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пивоваров Анатолий Сергеевич
Терехин Владимир Анатольевич
Ответчики
Администрация г.Оренбурга
Другие
Инспекция государственного строительного надзора Оренбургской области
Суд
Дзержинский районный суд г. Оренбурга
Судья
Трифонова О.М.
Дело на сайте суда
dzerzhinsky--orb.sudrf.ru
19.02.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.02.2013Передача материалов судье
25.02.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2013Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
01.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.03.2013Подготовка дела (собеседование)
16.04.2013Подготовка дела (собеседование)
16.04.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2013Судебное заседание
29.05.2013Судебное заседание
03.06.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2013Дело оформлено
21.08.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее