Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Г. Тюмень 11 июля 2018 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи О.А. Первышиной
при секретаре А.Н. Даутовой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 5037/2018 по иску Никифоровой <данные изъяты> к УМВД России по Тюменской области, Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Тюменской области о понуждении восстановить регистрационный учет транспортного средства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с требованиями обязать УМВД России по Тюменской области Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения восстановить регистрационный учет транспортного средства <данные изъяты> с г/н <данные изъяты>. Свои требования мотивирует тем, что Никифорова О.В., является дочерью <данные изъяты>, который приобрел автобус <данные изъяты> в г. Новосибирске, оформил на имя истца. На отца оформлена доверенность на право пользования, распоряжения автотранспортным средством (в данный момент находится в Межрайонном отделе ГИБДД регистрационно-экзаменационной работы и технического надзора| автомототранспортных средств Управления Министерства Внутренних Дел РФ Тюменской области). В 2011 - 2013 годах автобус прошел таможенную проверку, исследован в лаборатории, поставлен на учет 23 февраля 2013 года. В МРО ГИБДД Новосибирска. Отец приобрел данный автобус по договору купли - продажи № 2 перегнал в г. Тюмень, где также был проверен и ему был выдан новый регистрационный номер. 6 октября 2015 года сотрудником МО ГИБДД в рамках исполнения должностных обязанностей был осуществлен осмотр указанного автобуса <данные изъяты>. По результатам осмотра были выявлены признаки изменения маркировочных обозначений и идентификационный номер автобуса. Согласно заключению эксперта Экспертно-криминалистического центра УМВД России Тюменской области от 23 марта 2016 года № 126 регистрационные действия были признаны недействительными в связи с тем, что на автобусе была изменена заводская маркировка (VIN). Отцу запретили пользоваться автобусом, что подтверждается письмом от МО ГИБДД РЭР и ТН АМТС УМВД РФ по Тюменской области № 17/1-1747 от 29 июня 2016 года, в котором указано, что сотрудниками МО ГИБДД РЭР и ТН АМТС ГИБДД УМ РФ по Тюменской области в отношении автобуса <данные изъяты>, 2010 выпуска, г/н <данные изъяты>, зарегистрированного на имя истца, проведена проверка, в результате которой установлено, что маркировочное обозначение идентификационного номера является вторичным, получено путем нанесения кустарным способом знаков маркировочного обозначения на вертикали поверхности лонжерона рамы в задней части автобуса. Первоначальное маркировочное обозначение идентификационного номера указанного автобуса уничтожено путем механического воздействия на маркировочную площадь, то есть уничтожением первоначальной маркировки и установкой вторичной «заводской таблички», изготовленной кустарным способом, после демонтажа таблички первоначальной маркировки. В соответствии с п. 51 «Правил регистрации АМТС и прицепов к ним в ГИБДД МВД России», утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 г № 1001, установленные обстоятельства являются основанием для признания регистрации недействительной. Истец неоднократно обращалась в различные инстанции, с целью разобраться в сложившейся ситуации, однако всегда получала отказ. Считает, что отказ в восстановлении регистрации автобуса является незаконным, так как приказ Министерства Внутренних Дел Российской Федерации № 28 от 20 января 2011 года «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России», в соответствии с которым были внесены изменения в п. 51 Приказа МВД России № 1001 от 24 ноября 2008 года «О порядке регистрации транспортных средств», абзац третий гласит: «Прекращение (аннулирование) регистрации транспортных средств не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности)». Просит удовлетворить исковые требования.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием ее представителя.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика УМВД России по Тюменской области в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам, изложенным в возражениях, при этом пояснил, что действующим законодательством запрещена регистрация транспортных средств с перебитыми номерами, истец неправильно толкует закон.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Истица является собственником автобус <данные изъяты>.
В 2011 - 2013 годах автобус прошел таможенную проверку, исследован в лаборатории, поставлен на учет 23 февраля 2013 года в МРО ГИБДД г. Новосибирска, впоследствии приобретен истцом по договору купли - продажи № 0009 от 21.02.2013 года у ООО «Сеул –НСК» за 2 670 000 руб.
Автобус был поставлен на учет в ГИБДД, выдан регистрационный номер <данные изъяты>.
6 октября 2015 года сотрудником МО ГИБДД был осуществлен осмотр указанного автобуса <данные изъяты>. По результатам осмотра были выявлены признаки изменения маркировочных обозначений и идентификационный номер автобуса.
Согласно заключения МО ГИБДД РЭР и ТН АМТС УМВД России по Тюменской области от 27.06.2016 года, произведенная регистрация а/м <данные изъяты>, 2010 выпуска, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, идентификационный номер <данные изъяты>, номер двигателя <данные изъяты>, шасси номер <данные изъяты>, номер кузова <данные изъяты> серого цвета, свидетельство о регистрации ТС <данные изъяты>, ПТС <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> – 2шт были признаны недействительными и аннулированы, свидетельство о регистрации ТС <данные изъяты>, ПТС <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты> – 2шт, подлежат сдаче в МО ГИБДД РЭР и ТН АМТС УМВД России по Тюменской области.
Письмом МО ГИБДД РЭР и ТН АМТС УМВД РФ по Тюменской области № 17/1-1747 от 29 июня 2016 года, в адрес истца направлено уведомление, в котором указано, что сотрудниками МО ГИБДД РЭР и ТН АМТС ГИБДД УМ РФ по Тюменской области в отношении автобуса <данные изъяты>, 2010 выпуска, г/н <данные изъяты>, идентификационный номер <данные изъяты> произведена проверка, где по заключении экспертно-криминалистического центра УМВД России Тюменской области от 23 марта 2016 года № 126 регистрационные действия были признаны недействительными в связи с тем, что на автобусе была изменена заводская маркировка (VIN).
Истец считает, данные действия незаконными и просит восстановить регистрацию автобуса.
Согласно заключения эксперта № 126 от 23.03.2016 года экспертом ЭКЦ УМВД России по Тюменской области был сделан вывод о том, что маркировочное обозначение идентификационного номера <данные изъяты> автобуса <данные изъяты>, г/н <данные изъяты> выполнено с нарушением технологии применяемой для маркирования новых автобусов данной серии на предприятии – изготовителе, является вторичным, полученным путем нанесения кустарным способом знаков маркировочного обозначения на вертикали поверхности правого лонжерона рамы в задней части автобуса. Первоначальное маркировочное обозначение идентификационного номера указанного автобуса уничтожено путем механического воздействия на маркировочную площадку, с уничтожением первоначальной маркировки и установкой вторичной «заводской таблички» (выполненной кустарным способом), после демонтажа таблички с первоначальной маркировкой. Установить первоначальное содержание идентификационного номера ( в условиях исследования) экспертным путем не представляется возможным по причинам уничтожения объективных носителей информации с обозначением первичной идентификационной маркировки. Маркировочное обозначение двигателя <данные изъяты> автобуса, не отличается от маркировочных обозначений двигателя, применяемых на предприятии изготовителе. Признаков целенаправленного изменения первоначального содержания маркировочного обозначения двигателя в ходе исследования не установлено.
Постановлением ст. дознавателя ОД ОП № 8 УМВД России по г. Тюмени от 11.05.2016 года возбуждено уголовное дело № <данные изъяты> по части 1 статьи 326 УК РФ в отношении неустановленного лица, которое изменило маркировочные обозначения узлов и агрегатов автобуса <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>
На основании постановления дознавателя ОД ОП № 8 УМВД России по г. Тюмени от 07.09.2017 года автобус <данные изъяты>, г/н <данные изъяты> приобщен к уголовному делу в качестве вещественного доказательства и возвращен истцу под сохранную расписку.
Оценивая в совокупности все представленные истцом доказательства, суд считает, что оснований для удовлетворения не имеется.
Так, регистрация транспортных средств, производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка. Приобретение права собственности на транспортное средство автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.
Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года N 711 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 2 июля 2002 года N 679) "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 12 указанного Положения Госавтоинспекция имеет право не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки.
Согласно пункту 2 статьи 1 ГГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, установил регистрацию транспортных средств.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.
Отказывая в регистрации и выдаче соответствующих документов на автомототранспортные средства и прицепы к ним, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, ГИБДД ограничивает права определенного круга лиц на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такая мера, в частности, способствует борьбе с угонами транспортных средств.
В случае, свидетельствующем, например, об умышленно перебитых номерах, проведение регистрационных действий невозможно, поскольку по данному факту должно быть возбуждено уголовное дело по статье 326 Уголовного кодекса Российской Федерации, установившей ответственность за подделку или уничтожение идентификационного номера, номера кузова, шасси, двигателя и т.п. Неустановление лица, перебившего номера, является основанием для приостановления производства по этому делу, но не влечет за собой его прекращение.
Поскольку автомобиль, приобретенный истцом, имеет перебитые номера, истец не может требовать восстановления регистрации автобуса, так как это противоречит действующему законодательству.
Согласно пункту 6, 9 Приказ МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 (ред. от 30.08.2012) "Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", паспорта транспортных средств и паспорта шасси транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.
Таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.
В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии ОТТС или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии ОТШ. Допускается выдача паспортов на основании ОТТС и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Бланки паспортов изготавливаются в виде одного листа размером 210 х 297 мм, относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют отличительные коды субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнем цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств (приложение N 1 к настоящему Положению), а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты. При изготовлении паспортов их учетные серии и номера одновременно не повторяются.
Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями.
Таким образом, нарушение порядка выдачи ПТС, установленного главой II, в силу пункта 9 Положения "О паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств" является препятствием для регистрации транспортного средства.
Согласно второму и третьему абзацам пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств", в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, при установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, одного из обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности).
Вместе с тем, как следует из 3 Приказа МВД России от 24.11.2008 N 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (вместе с "Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", "Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним"), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами по следующим основаниям:
- представлены документы и (или) сведения, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, а также содержащие недостоверную информацию;
- представлены транспортные средства, изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввезенные на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо подтверждающих их выпуск на территории Таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению или с таможенными ограничениями, установленными таможенными органами;
- представлены транспортные средства, конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах;
- обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями - изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных);
Таким образом, поскольку при проверке автобуса было выявлено изменение, уничтожение идентификационной маркировки, нанесенной на транспортное средство организациями – изготовителями, установление первоначальной маркировки невозможно, согласно экспертного заключения, следовательно установить правомерность ввоза транспортного средства невозможно, как и проверить его по факту утилизации, угона, и т.д., поэтому регистрация автомобиля истца в силу действующего законодательства невозможна.
Доводы истца о применении п. 51 Приказа ( о том, что прекращение ( аннулирование) регистрации транспортных средств не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которой на основании документов, признанных поддельными (подложными), либо недействительными, прошло 5 лет ( срок давности), суд считает несостоятельными, основанными на неверном толковании норм, поскольку в рассматриваемом случае установлено изменение, уничтожение идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями – изготовителями, а не подделка, недействительность документов.
Таким образом, аннулирование регистрации транспортного средства основано на требованиях действующего законодательства и не допускает данное транспортное средство к участию в дорожном движении, при этом не влияет на право собственности заявителя на спорный автомобиль. Такое ограничение связано с защитой прав и интересов других граждан и организаций, в том числе участников дорожного движения, и направлено на упорядочение отношений по пользованию автомобильными дорогами.
Доводы истца о том, что автомобиль с 2013 года эксплуатировался в России и неоднократно проверялся сотрудниками ГИБДД, правового значения для разрешения данного спора не имеют.
Оценивая в совокупности все представленные доказательства, суд не усматривает никаких оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении ответчика восстановить регистрацию транспортного средства.
Руководствуясь ст. 56, 194 - 199, ГПК РФ, ГК РФ, п. 34-40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Никифоровой <данные изъяты> к УМВД России по Тюменской области, Управлению Государственной инспекции безопасности дорожного движения по Тюменской области о понуждении восстановить регистрационный учет транспортного средства <данные изъяты> г/н <данные изъяты> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы
Мотивированное решение изготовлено 18.07.2018 года.
Судья О.А. Первышина