дело №2-11/2018 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Александровск ДД.ММ.ГГГГ
Александровский городской суд в составе:
председательствующего судьи Шерстобитовой Е.Н.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
с участием прокурора Габовой К.С.,
представителей третьих лиц администрации Александровского муниципального района Донских Д.С., ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району Поливода А.А.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Александровска в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яйвинского городского поселения о возложении обязанности обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйной дороги,
установил:
Прокурор г.Александровска обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Яйвинского городского поселения, в котором просит возложить на ответчика обязанность в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о постановке автомобильной дороги общего пользования местного значения от участка автомобильной дороги Кунгур-Соликамск с 264 км + 747 м до начала населенного пункта п.Яйва на учет как бесхозяйную. По истечении одного года с момента постановки на учет совершить действия по оформлению права муниципальной собственности на указанную автомобильную дорогу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой г.Александровска на основании информации ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой в деятельности администрации Яйвинского городского поселения выявлен ряд нарушений.
На протяжении длительного времени на территории Яйвинского городского поселения имеется участок автомобильной дороги, не имеющей собственника, а именно, от участка автомобильной дороги Кунгур - Соликамск с 264 км+747 м до начала населенного пункта п. Яйва протяженностью около 600 метров.
В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края №449-п от 08.07.2016 года (ред. от 06.10.2016 года) «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края и Порядка внесения изменений в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края», участок дороги Кунгур-Соликамск от 264 км+747 м до 270 км+450 м к дорогам регионального или межмуниципального значения не относится. Соответственно является дорогой местного значения.
Не установление собственника или владельца автомобильной дороги является в соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ основанием для принятия этого имущества на учет по заявлению органа местного самоуправления с последующим признанием на него муниципальной собственности.
Администрация Яйвинского городского поселения указанную обязанность не исполнило.
Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным доводам.
Представитель ответчика администрации Яйвинского городского поселения в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, направили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика с иском не согласился, пояснил, что считают требования прокурора противоречащими ст.14 Федерального закона №131-ФЗ. Спорный участок не находится в границах населенного пункта. Спорный участок дороги входит в границы Яйвинского городского поселения, не выходит за границы населенных пунктов. Все, что вышло за границы населенных пунктов – это зона ответственности муниципального района.
Представитель третьего лица администрации Александровского муниципального района Донских Д.С. в судебном заседании выразила мнение о возможности удовлетворить исковые требования, полагает, что вопросами постановки на учет по спорному участку дороги, а также его содержанием должна заниматься администрация Яйвинского городского поселения, но не муниципального района.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району Поливода А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал.
В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом.
Суд, заслушав прокурора, представителей третьих лиц, исследовав материалы дела, пришел к следующему выводу.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту - Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросу местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьями 1, 4, 5 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве.
Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу п. 2 ст. 12 указанного Федерального закона обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью согласно п.6 ст.3 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее по тексту – Федеральный закон №257-ФЗ) понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В ст.5 Федерального закона №257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Как указано в ч. 8 ст. 6 данного Федерального закона № 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с ч.8 ст.6 Федерального закона №257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно положениям ст.17 Федерального закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, что определено ч.3 ст.15 Федерального закона №257-ФЗ.
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Исходя из положений ст.50 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения
При этом согласно ст.51 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В судебном заседании установлено, что 06.04.2017 года сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Александровскому району Пермского края проведена проверка в рамках повседневного контроля участка автомобильной дороги Кунгур-Соликамск, соединяющей начало населенного пункта п.Яйва с 264км+747м, о чем составлен акт, в котором указано на выявление недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно, на протяжении 600 м имеется ямочность, указаны размеры, чем нарушены требования ГОСТ Р 50597-93, а также указано об отсутствии горизонтальной дорожной разметки в нарушение требований ГОСТ Р 52289-2004. К акту приложены фотоснимки указанного участка дороги, отражающие выявленные недостатки (л.д.8-49).
После проведения указанной выше проверки ОГИБДД ОМВД по Александровскому району обратилось в прокуратуру г.Александровска, указав, что на протяжении длительного времени на территории Александровского муниципального района имеется автомобильная дорога, не имеющая собственника, соединяющая начало населенного п.Яйва с 264км+747м автодороги Кунгур-Соликамск протяженностью 600 метров. Сложившаяся ситуация негативно влияет на безопасность дорожного движения, так как состояние автомобильной дороги не отвечает нормативным требованиям (л.д.6-7).
По сообщению администрации Александровского муниципального района у администрации нет оснований для постановки на учет бесхозяйного участка автомобильной дороги Кунгур-Соликамск, так как на территории Александровского муниципального района нет межселенных территорий, полномочия по принятию данной категории дорог находятся у администрации Яйвинского городского поселения (л.д.51).
Администрация Яйвинского городского поселения сообщила, что спорный участок дороги не включен в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края, утвержденный Постановлением Правительства Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно не является собственностью субъекта Пермского края. Обязанность по принятию предусмотренных законом мер по постановке на учет в органе, осуществляющим государственную регистрацию права на объекты недвижимого имущества в качестве бесхозяйной вещи спорного участка дороги, соединяющей начало населенного пункта Яйва Александровского района Пермского края с 264км+747м автодороги Кунгур-Соликамск, лежит на администрации Александровского муниципального района, к собственности которой относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района (л.д.53-54).
Министерство транспорта Пермского края в письме № от ДД.ММ.ГГГГ сообщает, что на основании постановления №-п от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, автомобильная дорога регионального значения Кунгур-Соликамск имеет идентификационный номер №, находится в оперативном управлении КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта», являющимся подведомственным учреждением Министерства транспорта Пермского края.
По Александровскому району проходят следующие участки автодороги: 231-974 – 235+360, 239+039 – 264+747, 270+450 – 273+400, 273+961 – 274+931.
Спорный участок автомобильной дороги зарегистрирован в установленном порядке и имеет кадастровый номер №. Информации о закрепленных правах собственности на указанную автомобильную дорогу после км 264+747 протяженностью 600 метров в сторону п.Яйва не имеется.
В адрес Министерства транспорта Пермского края с заявлением о постановке и принятии на учет бесхозяйственных недвижимых вещей по данному участку не обращались (л.д.55-56).
Согласно приложению №3 Закона Пермской области №1888-412 от 01.12.2004 года «Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территорией г.Александровска Пермской области», а также схем территориального планирования Александровского муниципального района Пермского края спорная территория относится к территории Яйвинского городского поселения.
Как сообщается в письме администрации Яйвинского городского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ года в отношении автомобильной дороги Кунгур-Соликамск с 264км+747м, данный участок находится в ведении Александровского муниципального района на основании перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Пермского края. Администрацией Яйвинского городского поселения заключается муниципальный контракт с ООО <данные изъяты> на автомобильную дорогу Кунгур-Соликамск ПК264+430 – ПК265+216 0586 км по изготовлению технического плана на сооружение и изготовление межевого плана на земельный участок (57).
Указанный участок автомобильной дороги в реестре муниципального имущества Александровского муниципального района не числится (л.д.79).
Согласно п.5 ст.6 Устава Яйвинского городского поселения к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.10 ст.41 Устава Яйвинского городского поселения администрация осуществляет дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечивает безопасность дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществляет муниципальный контроль за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществляет иные полномочия в области использования автомобильных дорог и дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и порядком, установленным Думой.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в рассматриваемом случае органом местного самоуправления, осуществляющим содержание автомобильных дорог в границах населенного пункта является администрация Яйвинского городского поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.3 ст.255 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России №931 от 10.12.2015 года «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В силу п. 5 данного Порядка недвижимые вещи, находящиеся на территориях муниципального образования, принимаются на учет на основании соответствующего заявления органа местного самоуправления.
Разрешая настоящий спор, суд установил, что спорный участок автомобильной дороги Кунгур-Соликамск с 264 км + 747 м до начала населенного пункта п.Яйва собственника не имеет, не числится в реестрах федерального, государственного и муниципального имущества.
Также суд установил, что данный участок является автомобильной дорогой, по установленной схеме, по указанному участку дороги осуществляется регулярная перевозка пассажирским автомобильным транспортом, указанной дорогой пользуются жители как данного населенного пункта, так и других населенных пунктов.
Проанализировав законодательство Российской Федерации в совокупности, суд приходит к выводу, что дороги, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, являются дорогами местного значения. При этом, перечни автодорог федерального, регионального и межмуниципального значения утверждаются Правительством РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, соответственно, эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог. Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.
Составления специального перечня как документа, порождающего отнесение тех или иных дорог к дорогам местного значения, не предусмотрено. Такой перечень может составляться органами местного самоуправления, однако при его составлении органы местного самоуправления все равно должны включить в него все автодороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным или частным. Следовательно, они несут ответственность за состояние таких дорог, независимо от включения их в перечень автодорог местного значения.
Администраций Яйвинского городского поселения данная обязанность не исполнена.
В такой ситуации, когда отсутствие собственника спорного участка дороги, находящейся на территории Яйвинского городского поселения, нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, обязанность по осуществлению мер по приведению указанной автодороги в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей среды, подлежит возложению на местную администрацию.
Срок для исполнения обязанности, предложенный прокурором, - в течение 4-х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда суд находит разумным и достаточным для исполнения возложенных обязанностей.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора г.Александровска удовлетворить.
Возложить на Администрацию Яйвинского городского поселения обязанность в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю о постановке автомобильной дороги общего пользования местного значения от участка автомобильной дороги Кунгур-Соликамск с 264 км + 747 м до начала населенного пункта п.Яйва на учет как бесхозяйную. По истечении одного года с момента постановки на учет совершить действия по оформлению права муниципальной собственности на указанную автомобильную дорогу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Шерстобитова Е.Н.
Копия верна.
Судья: Е.Н. Шерстобитова