Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-10531/2021 от 25.02.2021

Судья Чанов Г.М.                                           Дело № 33-10531/2021

№ 2-3514/2020 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 апреля 2021 года                           г. Краснодар

    Суд апелляционной инстанции по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

                председательствующего судьи                      Назаренко О.Н.,

судей:                            Калашникова Ю.В., Кияшко Л.В.,

по докладу судьи:                 Калашникова Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания

помощником судьи                                    Маиловой Н.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Чиркина Сергея Михайловича на решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 11 декабря 2020 года, принятое в рамках рассмотрения гражданского дела по иску Чиркина Сергея Михайловича к администрации муниципального образования города Новороссийск о признании отказа в заключении договора социального найма с правом последующей приватизации квартиры неправомерным,

Заслушав доклад судьи Калашникова Ю.В. об обстоятельствах дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, выслушав участников процесса, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Чиркин С.М. обратился в Октябрьский районный суд города Новороссийск с требованиями к администрации МО г. Новороссийска, уточненными в порядке ст. 39 ГПК РФ о признании отказа в заключении договора социального найма на квартиру <Адрес...>, на семью в составе пяти человек – неправомерным, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения с правом последующей приватизации и выкупом по рыночной цене.

В обоснование исковых требований указано, что он (истец) является офицером запаса по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. С 05.08.1983 по 30.03.2011 проходил службу в вооруженных силах РФ, является ветераном военной службы (27 лет выслуги). При прохождении военной службы в в/ч № 30177 СКВО г. Новороссийска ему предоставлена двухкомнатная квартира на семью из 3-х человек, расположенная по адресу: <Адрес...> о чем в апреле 1994 года выдан ордер Новороссийской КЭЧ района №196, затем ордер № 000324 от 03.10.1994 на основании постановления главы администрации г. Новороссийска № 2001 от 24.05.1994 года. Постановлением главы администрации г. Новороссийска № 482 от 24.04.1998 года указанная квартира переведена из служебной в муниципальную, и ему 01.10.1999 года выдан ордер № 002967 на эту же квартиру на семью в составе четырех человек, с возложением обязанности подписать договор найма жилого помещения. С 15.08.1995 года он (истец) с семьей постоянно были зарегистрированы по указанному, где и проживают в настоящее время. В последующем, в связи с переводом на службу в <Адрес...> ему (истцу) также предоставлена квартира по месту службы, которая приватизирована на супругу Чиркину И.Ю., проданная в дальнейшем третьему лицу. Иные члены семьи в приватизации не участвовали. В связи с увольнением с военной службы он (истец) переехал на постоянное место жительства в <Адрес...>, где проживает в квартире <Адрес...>, иного жилья не имеет. Обратившись в квартирно-правовую службу администрации МО г. Новороссийска с заявлением о заключении договора социального найма для регистрации по месту жительства, письмом от 23.11.2018 года ему отказано со ссылкой на отсутствие законных оснований. Полагает данный отказ незаконным, нарушающим его права, в связи с чем обратился в суд.

В судебном заседании истец Чиркин С.М., действуя в своих интересах, а также по доверенности от третьих лиц Чиркина С.С. и Королевой В.С., представитель Чиркина С.М. по доверенности Будко В.Е. поддержали заявленные исковые требования, настаивали на их удовлетворении.

Представитель ответчика администрации МО г. Новороссийск по доверенности Роменский П.В. исковые требования не признал и просил в удовлетворении отказать, при этом пояснил, что в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на обеспечение жилым помещением предоставляется один раз. Право на повторное обеспечение отсутствует. Министерство обороны предоставило квартиру в г. Петропавловске-Камчатском. Чиркин С.М. не состоит на учете как малоимущий, нуждающийся в жилом помещении.

Представитель третьего лица - Военного комиссариата Краснодарского края по доверенности Крюкова Е.В. просила принять решение на усмотрение суда.

Третьи лица Чиркина И.Ю., Чиркина Н.И., представитель третьего лица-Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны РФ в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Решением Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 11 декабря 2020 года, в удовлетворении исковых требований Чиркина С.М. – отказано.

Не согласившись с принятым решением суда, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела истец Чиркин С.М.    подал    апелляционную жалобу, дополнения к ней, где просит решение суда отменить, принять новое об удовлетворении исковых требований, по доводам подробно изложенным письменно.

Письменных возражений не поступило.

Апеллянт (истец) Чиркин С.М. и его представитель в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Иные участники процесса в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, несмотря на то, что о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены заблаговременно в соответствии с положениями статей 113, 114 ГПК РФ, что подтверждается судебными уведомлениями.

Обсудив возможность рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц, суд апелляционной инстанции в соответствии со ст.ст. 2, 6.1, 167, 327 ГПК РФ во взаимосвязи с положениями ст. 165.1 ГК РФ, исходя из сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, размещении информации о рассмотрении жалобы, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" на интернет-сайте суда апелляционной инстанции, а также в занимаемых судом апелляционной инстанции помещениях, признает возможным рассмотреть дело при данной явке. Оснований для отложения судебного разбирательства не усматривается, поскольку доказательств причин неявки участников процесса не представлено, неявка сторон в судебное заседание безусловным основанием к отложению судебного разбирательства не служит.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела, и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Чиркина С.М. суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, сославшись на положения ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 27.5.1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», ст. 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса РФ, пришел к выводу, что в силу закона у истца отсутствует право на повторное обеспечение жилым помещением, поскольку он добровольно отказался от приватизации квартиры, ранее предоставленной в <Адрес...>, не является нуждающимся в предоставлении жилой площади и на соответствующем учете не состоит.

Между тем, делая такой вывод, суд нарушил подлежащие применению нормы материального права.

Часть 1 статьи 195 ГПК РФ устанавливает, что решение должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 19.12.2003 года № 23 «О судебном решении», решение является законным, когда в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ), решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям постановленное судом решение не отвечает.

Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).

Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.

Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.

Вместе с тем, законодатель установил критерии, которым должен отвечать уволившийся военнослужащий, а также определенный порядок постановки на учет и обеспечения жилыми помещениями.

Так, на основании абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития; при продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 ЖК РФ, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.

Закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, Федеральный закон N 76-ФЗ допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений жилищного фонда, в том числе по договору социального найма.

Из материалов дела следует, что Чиркин С.М. с 05.08.1983 года по 30 марта 2011 года проходил военную службу в вооруженных силах Министерства обороны РФ, является ветераном военной службы.

Чиркину С.М. и членам его семьи (всего 3 человека) в период прохождения военной службы в войсковой части № 30177 г. Новороссийска была предоставлена квартира, расположенная по адресу: <Адрес...> общей площадью <...>, в том числе жилой – <...>

Новороссийской КЭЧ района выдан ордер от 03.10.1994 № 000384 на основании постановления главы администрации г. Новороссийска от 24.05.1994 № 2001.

С 08.11.1995 Чиркин С.М. проходил службу в <Адрес...>, при этом его семья осталась проживать в спорной квартире в <Адрес...>.

Постановлением главы администрации г. Новороссийска от 24.04.1998 № 482, на основании ходатайства начальника Новороссийского гарнизона и начальника жилищной комиссии гарнизона о необходимости «расслужебить» квартиру, предоставленную истцу, признано утратившим силу постановление главы администрации г. Новороссийска от 09.06.1994 № 2328 и квартира предоставлена Чиркину С.М. на семью из 4 человек (он, жена, дочь, сын). Указанная квартира переведена из служебной в муниципальную собственность.

Во исполнение постановления выдан ордер № 002967 от 01.10.1999 года на жилое помещение на состав семьи 4 человека. (т. 1 л.д. 9).

В период прохождения военной службы в <Адрес...> Чиркину С.М. и членам его семьи (жена, дочь, сын) в 2000 году была предоставлена служебная квартира, расположенная по адресу: <Адрес...> площадью <...> выдан ордер от 05.09.2001 № 59.

В дальнейшем с Чиркиным С.М. (на состав семьи 4 чел.) заключен договор социального найма от 06.09.2012 года № 825.

В апреле 2013 г. квартира в <Адрес...> приватизирована Чиркиной И.Ю. – женой Чиркина С.М. Остальные члены семьи, включая истца Чиркина С.М. отказались от участия в приватизации.

Впоследствии Чиркина И.Ю. распорядилась приватизированной квартирой, произведя ее отчуждение по договору купли-продажи от 24.07.2019 года.

11.06.2011 года после увольнения с военной службы Чиркин С.М. и члены его семьи проживают в жилом помещении, расположенном в <Адрес...>

25.08.2018 Чиркин С.М. обратился в квартирно-правовую службу администрации МО г. Новороссийска с заявлением о заключении договора социального найма на указанное жилое помещение.

Письмом от 23.11.2018 года администрация МО г. Новороссийска отказала в заключении договора социального найма на спорное жилое помещение.

Полагая вышеуказанный отказ незаконным, с чем соглашается суд апелляционной инстанции, Чиркин С.М. обратился в суд.

Так, порядок обеспечения военнослужащих жилыми помещениями на дату предоставления данной квартиры Чиркину С.М. регулировался Положением о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенным в действие Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285.

В соответствии с пунктом 23 указанного Положения предоставление жилой площади должно производиться в пределах норм, установленных законодательством союзных республик. Статья 38 ЖК РСФСР, введенного в действие с 01 января 1984 года, предусматривала норму жилой площади на одного человека в размере двенадцати квадратных метров.

Из материалов дела следует, и сторонами не оспаривалось, что заявитель и члены его семьи были обеспечены жилым помещением менее нормы жилой площади, то в соответствии с положениями статей 28, 29 ЖК РСФСР имели право на улучшение жилищных условий.

Согласно абзацу 2 пункта 13 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, утвержденного Приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 года N 285, действовавшего на дату предоставления заявителю жилого помещения в <Адрес...>, при переводе к новому месту службы служебно-должностная площадь должна быть освобождена.

Пунктом 14 данного Положения было предусмотрено, что при переводе военнослужащих для прохождения службы в другие гарнизоны они обеспечиваются жилой площадью по новому месту службы только после сдачи квартирно-эксплуатационным органам Министерства обороны СССР жилой площади по прежнему месту службы.

Вместе с тем, заявитель не оспаривал тот факт, что ранее предоставленная ему квартира сдана не была; в настоящий момент заявитель такой возможности лишен.

Согласно пункту 2 части 1 и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ) нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Существенным обстоятельством является то, что заявитель имел право на данную жилую площадь, в то же время самостоятельно распорядился им, что не может возлагать на государственный орган обязанности по повторному предоставлению заявителю жилого помещения без учета ранее предоставленного ему жилья.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", действовавшего до введения в действие Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспеченные жилыми помещениями, в период прохождения военной службы имели право на улучшение жилищных условий с учетом норм жилой площади, очередности и льгот, установленных этим Законом и жилищным законодательством.

Из анализа положений статьи 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что реализация права на жилье военнослужащих осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать предоставленное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение.

Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.

Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащему во время службы или после увольнения с нее было предоставлено жилое помещение по линии Министерства обороны Российской Федерации менее нормы предоставления, то он имеет право на улучшение жилищных условий и получение от Министерства обороны Российской Федерации жилого помещения по площади не менее нормы предоставления с учетом членов семьи, при этом военнослужащий и члены его семьи обязаны освободить ранее занимаемое помещение.

Вместе с тем, если военнослужащий распорядился ранее занимаемым жилым помещением, предоставленным ему в связи с военной службой, в том числе и путем отказа от права пользования в пользу членов своей семьи, и не может его сдать в установленном порядке, то он имеет право на повторное предоставление жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" с учетом ранее предоставленного и не сданного военному ведомству жилого помещения.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзаце 2 пункта 27 Постановления от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применениями законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Материалами дела подтверждается, что спорная квартира на дату ее первоначального распределения военнослужащему Чиркину С.М. являлась муниципальной, была распределена жилищной комиссией в пределах своих полномочий и предоставлена органом местного самоуправления в пределах своих полномочий, о чем выдан ордер на жилое помещение.

С момента выезда Чиркина С.М. из спорной квартиры в <Адрес...>, последняя иным лицам не предоставлялась, и неоднократно бронировалась за Чиркиным С.М., который выразил желание реализовать право на жилище - по договору социального найма по избранному постоянному месту жительства - в <Адрес...>.

На момент обращения Чиркина С.М. к ответчику с соответствующим заявлением вышеуказанная квартира не является служебной, не имеет статуса специализированного жилого помещения, юридически и фактически свободна.

При этом, постановление главы администрации г. Новороссийска от 24.04.1998 № 482 не отменено и не признано в установленном законом порядке недействительным.

Таким образом, фактически оспариваемый заявителем отказ администрации г. Новороссийска является незаконным, поскольку Чиркин С.М. имеет право на заключение договора социального найма на распределенную ему и его семью квартиру по избранному месту жительства в <Адрес...>, в связи с чем доводы ответчика в данной части, поддержанные судом первой инстанции, являются не состоятельными, и основаны на не правильном толковании положений действующего законодательства РФ, в том числе на момент возникновения спорных правоотношений относительно предоставления истцу спорной квартиры, и момента зачисления на военную службу.

Вместе с этим, ссылки ответчика на то, что Чиркину С.М. ранее предоставлена квартира в <Адрес...>, от приватизации которой он отказался в пользу своей супруги, что является основанием для отказа в повторном предоставлении жилья, также принятые во внимание судом первой инстанции, являются не обоснованными.

Так, согласно п. 14 ст. 15 вышеназванного Федерального закона, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

На основании абз. 5 ч. 5 ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Согласно разъяснениям п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса РФ и Семейного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.

В силу ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Право членов семей военнослужащих на получение жилого помещения от федерального органа исполнительной власти производно от права на получение жилья самого военнослужащего.

Порядок предоставления военнослужащим и членам их семей жилых помещений предполагает, прежде всего, наличие обязательного условия - нуждаемости в жилом помещении.

Как следует из материалов дела, супруга истца состояла на жилищном учете по линии Министерства обороны РФ в качестве члена семьи истца, то есть совместно с ним была признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения, которая приватизировала указанную квартиру, от чего отказался истец.

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу, что в конечном счете права Чиркина С.М. на обеспечение жилым помещением по линии военного ведомства фактически не были им реализованы. Супруга истца приватизировав данное жилое помещение реализовала свое собственное право на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ, а истец лишился возможности сдать указанное жилое помещение в установленном порядке при изменении места прохождения военной службы.

Следовательно, на момент увольнения с военной службы истец не был обеспечен жильем, с учетом того, что уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации признал право Чиркина С.М. на получение жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации.

При этом избранное место жительства отличное от места прохождения службы после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для признания нуждающимися в получении жилых помещений согласно п. "и" пункта 7 Правил учета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N 1054.

В отношении же военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, заключенному до 01.01.1998 года (кроме курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающих с ними членов их семей сохранена ранее существовавшая гарантия в виде возможности предоставления им жилых помещений на общих основаниях при продолжении военной службы свыше 5 лет (абз. 3 п. 1 ст. 15абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ), в том числе по договору социального найма, в рамках которого, согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются как малоимущим гражданам (ч. 2), так и иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным данным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ч. 3).

Так, согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ военнослужащие - граждане Российской Федерации, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.

Одним из таких законов является Закон РФ от 04.07.1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 1541-1), в силу ст. 2 которого граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ в действующей редакции Федерального закона от 28.12.2013 N 405-ФЗ военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона.

Таким образом, по Закону РФ "О статусе военнослужащих" 1993 года право на получение постоянного жилья (жилых помещений по договорам социального найма) возникало у военнослужащих уже после пяти лет военной службы (не считая времени обучения в военных вузах), причем вне зависимости от даты заключения ими первого контракта о прохождении военной службы.

С вступлением в силу Федерального закона "О статусе военнослужащих" 1998 года право на получение постоянного жилья уже стало зависеть не только от срока выслуги на военной службе, но и от даты заключения военнослужащим первого контракта о военной службе. С 01.01.1998 года военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, были разделены на две категории: заключившие контракт до указанной даты и после нее. В зависимости от этого стал разниться и объем их жилищных прав.

Новеллы, введенные Федеральным законом "О статусе военнослужащих" 1998 года, ухудшили права военнослужащих на получение постоянного жилья. Если по одноименному Закону 1993 года для приобретения права на обеспечение постоянным жильем военнослужащим требовалось иметь всего лишь пять лет выслуги на военной службе (не считая времени обучения в военном вузе), то по Закону 1998 года - уже 20 лет выслуги на военной службе (либо не менее 10 лет выслуги и увольнение по "льготным" основаниям).

Вместе с тем, Конституцией РФ предусмотрено, что Россия является демократическим правовым государством (ст. 1 ч. 1), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2); каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ (ст. 6 ч. 2); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55 ч. 2), а ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допускается лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 ч. 3).

По смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилья, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение военнослужащих, рассчитывающих на его получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также предоставление гражданам в случае необходимости возможности, в частности посредством установления временного регулирования, в течение некоего разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о выборе профессии.

Военнослужащие, заключившие контракты о прохождении военной службы до вступления в силу Федерального закона от 28.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", принимая решение о прохождении военной службы по контракту и планируя свое будущее, исходили из норм, закрепленных в действующем в тот период Законе РФ от 22.01.1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих" об условиях предоставления постоянного жилья, в частности требования о наличии выслуги пять лет на военной службе для его получения (не считая времени обучения в военных вузах). Они рассчитывали на добросовестное выполнение государством своих публично-правовых обязательств и полагали, что смогут реализовать право на получение жилья за счет государства.

В связи с этим Конституционный Суд РФ в Определении от 14.05.2013 года N 694-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Цыбина М.Л. на нарушение его конституционных прав абзацем двенадцатым пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указал, что установив для военнослужащих, подлежащих обеспечению (начиная с 1998 года) на весь срок военной службы только служебными жилыми помещениями, особый порядок обеспечения их жилыми помещениями при увольнении с военной службы, федеральный законодатель в то же время сохранил в действующем правовом регулировании ранее существовавшие правила обеспечения жилыми помещениями по избранному в связи с увольнением постоянному месту жительства военнослужащих, вступивших в военно-служебные отношения до введения этого особого порядка.

Подобный подход свидетельствует о намерении законодателя обеспечить преемственность нормативного регулирования права на жилище тех военнослужащих, на которых не распространяются новые, дополнительные формы обеспечения жилищных прав, не допустив при этом снижения ранее достигнутого уровня их социальной защищенности, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ о необходимости соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав (<...>.).

Учитывая, что в силу ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25.02.2013 года N 16-ФЗ) право на бесплатную приватизацию жилых помещений, находящихся в пользовании граждан на условиях социального найма, продлевается до 1 марта 2015 года, соответственно, сохраняется возможность получения военнослужащими, заключившими первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, жилых помещений в собственность в порядке приватизации.

Из материалов дела следует, что первый контракт прохождения военной службы истец заключил до 01.01.1998 года - с 05.08.1983 года.

В связи с этим на дату предоставления спорной квартиры за истцом сохранялась гарантия получения жилого помещения на общих основаниях при продолжении военной службы свыше 5 лет (абз. 3 п. 1 ст. 15абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ), в том числе по договору социального найма, в рамках которого, согласно ст. 49 ЖК РФ, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются как малоимущим гражданам (ч. 2), так и иным категориям лиц, предусмотренным законом.

Соответственно, за истцом и совместно проживающими с ним членами семьи сохраняется возможность приобрести занимаемое жилое помещение в собственность в порядке приватизации на основании п. 6 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ и ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".

Кроме того, учитывая, что на дату увольнения истца с военной службы в запас общая продолжительность военной службы превышала 20 лет, то в соответствии с абз. 12. п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ на дату увольнения с военной службы он относился также к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению жилым помещением по избранному постоянному месту жительства вне зависимости от основания увольнения.

Кроме того, доказательств, свидетельствующих о включении спорного жилого помещения в число служебных в установленном законом порядке на момент обеспечения истца жильем либо предоставления этого жилого помещения ему в качестве служебного на весь срок военной службы, в материалах дела не представлено.

Вышеуказанные обстоятельства судом первой инстанции не приняты во внимание, и оценка представленным в материалы дела доказательствам с учетом требований ст. 56 ГПК РФ, с применением норм права, регулирующих спорные правоотношения, не дана, что привело к вынесению незаконного и необоснованного решения.

С учетом изложенного, имеющиеся в материалах дела доказательства в совокупности подтверждают наличие у Чиркина С.М. права как на заключение договор социального найма спорной квартиры, так и на ее приватизацию.

Достаточных оснований для иных выводов ответчиком не приведено.

    Резюмируя вышеизложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанные в апелляционной жалобе обстоятельства являются существенными, а отсутствие в описательной, мотивировочной частях надлежащей оценки всех доводов по делу, и доказательств, противоречит положениям ст. 67 ГПК РФ, позволяет прийти к выводу о несоответствии оспариваемого решения положениям статей 195-199 ГПК РФ, что в силу положений ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены судебного акта.

Чиркин С.М. обращался к ответчику с предложением заключить с ним договор социального найма (офертой) в соответствии с нормами ст. 432, 435 Гражданского кодекса РФ, а ответчик от заключения данного договора (акцепта) необоснованно уклонился, тогда как заключение такого договора для него в силу закона являлось обязательным.

Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

На основании вышеизложенного и недоказанности обстоятельств, исключающих возможность предоставления спорной квартиры в социальный наем, судебная коллегия считает, что Чиркин С.М. и члены его семьи вправе рассчитывать на пользование спорным жилым помещением на условиях социального найма, в связи с чем такое право за ними необходимо признать и возложить на администрацию г. Новороссийска обязанность заключить с истцом договор социального найма в отношении жилого помещения - спорной квартиры с правом ее последующей приватизации в установленном законом порядке.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328–330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение Октябрьского районного суда города Новороссийска Краснодарского края от 11 декабря 2020 года - отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать администрацию муниципального образования город Новороссийск заключить с Чиркиным Сергеем Михайловичем договор социального найма квартиры <№...> расположенной в доме <Адрес...> с правом ее последующей приватизации в установленном законом порядке.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий:                                       О.Н. Назаренко

Судьи:                                                                     Ю.В. Калашников

                                                                                      Л.В. Кияшко

33-10531/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Чиркин С.М.
Ответчики
Администрация МО г. Новороссийск
Другие
Чиркин С.С.
Королева В.С.
Будко В.Е.
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Чиркина И.Ю.
Военный Комиссариат
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Калашников Юрий Валентинович
Дело на странице суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
25.02.2021Передача дела судье
30.03.2021Судебное заседание
29.04.2021Судебное заседание
20.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.05.2021Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее