РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
8 июня 2017 года город Усть-Лабинск
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе председательствующего судьи Ярушевской В.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района Краснодарского края к администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края по несоблюдению требований земельного законодательства.
УСТАНОВИЛ:
В Усть-Лабинский районный суд обратился прокурор Усть-Лабинского района Краснодарского края к администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края по несоблюдению требований земельного законодательства. В обоснование административного искового заявления указал, что прокуратурой Усть-Лабинского района в апреле 2017 года проведена проверка соблюдения земельного законодательства в части реализации полномочий по оформлению права собственности на невостребованные земельные доли. Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, установлены правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определены условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность. Участниками отношений, регулируемых настоящим Федеральным законом, являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. В связи с этим, прокуратурой района неоднократно в адрес главы администрации Железного сельского поселения с 2014г. вносились представления по аналогичным доводам об устранении нарушений законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Однако до настоящего времени нарушения не устранены, меры, направленные на устранения нарушений не принимаются. Просил суд признать незаконными бездействие администрации Железного сельского поселения по несоблюдению требований земельного законодательства, в части реализации полномочий по оформлению права собственности на невостребованные земельные доли. Возложить на администрацию Железного сельского поселения обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия мер по оформлению права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Прокурор просил рассмотреть административное исковое заявление в порядке упрощённого судопроизводства.
В адрес суда от административного ответчика поступило ходатайство, администрация Железного сельского поселения Усть-Лабинского района не возражает против рассмотрения административного искового заявления в порядке упрощённого судопроизводства с исковыми требованиями согласны.
В соответствии со ст. 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощённого (письменного) производства в случае, если ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела.
При таких обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть административное исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района Краснодарского края к администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края по несоблюдению требований земельного законодательства, в порядке упрощённого (письменного) производства.
Суд, исследовав представленные материалы, находит административное исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района Краснодарского края к администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края по несоблюдению требований земельного законодательства, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» регулируются отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, установлены правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, определены условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также изъятия их в государственную или муниципальную собственность.
Согласно ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", не могут быть признаны невостребованными земельными долями по основанию, указанному в настоящем пункте.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее - список невостребованных земельных долей).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае, если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно.
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Постановлением администрации Железного сельского поселения от 08.08.2013г. №89 утвержден список невостребованных долей.
Проверкой прокуратуры установлено, что по настоящее время администрацией Железного сельского поселения Усть-Лабинского района не принято мер по признанию права собственности на невостребованные земельные доли.
Таким образом, своим бездействием администрация Железного сельского поселения Усть-Лабинского района нарушает интересы МО Железного сельского поселения Усть-Лабинского района, т.к. признанные в законном порядке невостребованные земельные доли могут быть вовлечены в гражданский оборот путем заключения легитимных возмездных сделок, что влечет пополнение бюджета поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Руководствуясь ст. ст. 39, 218-227, 291 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Усть-Лабинского района Краснодарского края к администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края по несоблюдению требований земельного законодательства – удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края о признании незаконным бездействие администрации Железного сельского поселения Усть-Лабинского района Краснодарского края по несоблюдению требований земельного законодательства, в части реализации полномочий по оформлению права собственности на невостребованные земельные доли.
Возложить на администрацию Железного сельского поселения обязанность устранить допущенные нарушения путем принятия мер по оформлению права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья подпись
СОГЛАСОВАНО
Судья
Усть-Лабинского районного суда В.В. Ярушевская