РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 августа 2014г. г.о. Самара
Кировский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи: Головиной Е.А.
при секретаре: Абдулловой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2972/14 по иску Макаримовой А.Д. к Министерству имущественных отношений по Самарской области о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что согласно свидетельству о праве собственности на земельный участок № от (дата). ей принадлежит земельный участок площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> В (дата) она приступила к строительству садового дома, который как объект незавершенного строительства в (дата) поставила на технический и кадастровый учет. (дата). на основании свидетельства № в государственный кадастр недвижимости внесен номер земельного участка. (дата). по результатам межевания присвоен кадастровый номер №. Управлением Росреестра по Самарской области сообщено об отказе в гос.регистрации права собственности на данный земельный участок на основании свидетельства № от (дата). по мотиву отсутствия в архиве право удостоверяющих документов о его предоставлении. Данное обстоятельство послужило основанием для удовлетворения исковых требований Министерства имущественных отношении Самарской области об изъятии у нее земельного участка. Решением Кировского районного суда г. Самары от (дата). вступило в законную силу, однако она имеет право на получение данного земельного участка на основании закона Самарской области «О земле» от (дата). Полагает, что ей не может быть отказано в предоставлении бесплатно занимаемого с (дата) земельного участка, поскольку он свободен от прав третьих лиц и по состоянию на (дата) когда выдавалось свидетельство о праве собственности на земельный участок № от (дата)., и по состоянию на (дата)., когда был принят Закон Самарской области «О земле». Просит признать за ней право собственности на земельный участок, площадью 900 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> кадастровый номер №, назначение «под садоводство».
В судебном заседании представитель истца по доверенности Халова А.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, пояснив, что заявленные требования основываются на ст. 9 Закона Самарской области «О земле», согласно которой Макаримова А.Д. имеет право на приобретение в собственность бесплатно занимаемого земельного участка. Кроме того, на спорном земельном участке расположен садовый дом, который стоит на кадастровом учете, как объект незавершенного строительством. Истец с (дата) открыто пользуется и владеет данным земельным участком. Также указала, что неважно, каким образом было подано заявление о предоставлении земельного участка, какие документы к нему прикладывались, в порядке ст.9, либо с приложением иных документов, Министерство обязано проверить все основания для бесплатного предоставления заявленного земельного участка, досудебный порядок ими соблюден был.
В судебном заседании представитель Администрации г.о. Самары по доверенности Захарова О.Г. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель Министерства имущественных отношений по Самарской области в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором просил в иске отказать.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в суд не явился, извещался судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил отзыв, в котором рассмотрение требований оставил на усмотрение суда.
Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области в суд не явился, извещался судом надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
Представитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в суд не явился, извещался судом надлежащим образом, о причине неявки суду не сообщил.
Выслушав стороны, исследовав материал дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
На основании п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно ст. 209 ГК РФ право владение, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежит собственнику.
В соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ, по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
С данными законоположениями согласуется ст. 29 Земельного кодекса РФ, устанавливающая, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, единственным предусмотренным действующим законодательством основанием возникновения права собственности граждан на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются сделки о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан, заключенные с уполномоченными органами публичной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей не связанных со строительством" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Постановления Правительства Самарской области от 20 июня 2007г. № 79 "Об утверждении Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области", Министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области. Министерство является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области. На министерство возлагается в том числе, решение задач по обеспечению в пределах своей компетенции осуществления прав граждан и юридических лиц в отношении земельных участков в городском округе Самара, государственная собственность на которые не разграничена.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006г. № 74.
В соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной собственности или муниципальной собственности, предоставляются в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса РФ установлен заявительный порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Статья 9 Закона Самарской области "О земле" содержит перечь оснований для предоставления в собственность граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.. Земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3, 4, 8, 10, 12, 13 и 14 настоящей статьи.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Как следует из материалов дела, (дата). истец обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ей бесплатно в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Из пояснений представителя истца данное заявление было подано в Министерство имущественных отношений по Самарской области в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области "О земле".
Однако (дата). Министерство имущественных отношений по Самарской области возвратило истцу документы, указав, что земельные участки предоставляются в собственность граждан и юридических лиц бесплатно в порядке и при наличии оснований, предусмотренных частями 3,4,8,10,12,13 и 14 ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005г. № 94-ГД «О земле», однако из представленного свидетельства о праве собственности на землю от (дата). № следует, что земельный участок, расположенный по спорному адресу, принадлежит истцу на праве собственности.
Ссылка заявителя на то, что неважно, каким образом было подано заявление о предоставлении земельного участка, какие документы к нему прикладывались, в порядке ст.9, либо с приложением иных документов, Министерство обязано проверить все основания для бесплатного предоставления заявленного земельного участка, суд находит несостоятельными.
Сведений о том, что с момента возврата документов истец обжаловала действия, либо бездействие Министерства имущественных отношений Самарской области, не представлено.
Кроме того, на момент обращения истца в Министерство имущественных отношений по Самарской области решением Кировского районного суда г. Самары от (дата). были удовлетворены исковые требования Министерства имущественных отношений Самарской области. Суд решил: истребовать из чужого незаконного владения Макаримовой А.Д. земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 900 кв.м. кадастровый номер №. Настоящее решение является основанием для прекращения права собственности в ЕГРП на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 900 кв.м. кадастровый номер №. Настоящее решение является основанием для прекращения существования в государственном кадастре недвижимости, то есть для снятия с кадастрового учета объекта недвижимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 900 кв.м. кадастровый номер №
Решение вступило в законную силу.
Решением суда от (дата). установлено, что данный земельный участок по адресу: <адрес> площадью 900 кв.м. ответчице ни кем и ни когда не предоставлялся. Ссылка представителя ответчицы на свидетельство о праве собственности на землю (л.д.49) безосновательна. В нем идет ссылка на постановление администрации (без указания конкретного органа власти) от (дата) года № в соответствии с которым ответчице предоставлен земельный участок площадью 0,09 га. Однако, согласно указанного постановления участок с таким адресом вообще ни кому не предоставлялся (л.д.13-21). Ответчица не смогла объяснить причины, по которым у нее отсутствует оригинал свидетельства о праве собственности на землю.
Исходя из требований ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Однако, обращаясь в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, в приложение истец прикладывает копию свидетельства о праве собственности на землю № от (дата)., и указывает его кадастровый номер №
Таким образом, суд приходит к выводу, что у Макаримовой А.Д. отсутствуют основания для судебной процедуры разрешения спора о предоставлении в собственность земельного участка по вышеуказанному адресу, поскольку данный вопрос не разрешался уполномоченным органом.
Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Вместе с тем, истцом суду не представлено доказательств, подтверждающих возникновения у нее соответствующего права на спорный земельный участок, а также доказательств наличия оснований для предоставления данного земельного участка в ее собственность в порядке ст. 9 Закона Самарской области «О земле».
Кроме того, по сведениям Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары земельный участок по адресу: <адрес> площадью 900 кв.м., находится зане предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны - до 100м) (ПК-1) по Карте правового зонирования, что не предусматривает предоставление заявленного земельного участка для использования под садоводство.
Руководствуясь, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Макаримовой А.Д. к Министерству имущественных отношений по Самарской области о признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е.А. Головина
Окончательная форма решения суда принята 25 августа 2014г.