Дело № 2-4600/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 ноября 2014 года
Дзержинский районный суд г. Перми в составе:
Председательствующего судьи Казакова М.В.
При секретаре Мальковой Ю.И.
С участием представителя заявителя Бейлина М.М. (по доверенности, л.д. 19), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никулиной Е.Г. об оспаривании решения незаконным,
установил:
Никулина Е.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений, изложенного в письме от Дата №, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав путем рассмотрения заявления от Дата № о предоставлении в собственность по рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №.
В обоснование заявленных требований указано, что соглашением от Дата Никулина Е.Г. приобрела права и обязанности по договору аренды земельного участка №. Никулина Е.Г. обратилась в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении в собственность арендованного земельного участка по рыночной стоимости, однако письмом от Дата ей было отказано в рассмотрении заявления по существу. С данным решением департамента заявитель не согласна. Так, заявитель не согласна с доводами отказа о том, что в заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также вид и срок испрашиваемого права, поскольку цель использования (вид разрешенного использования) земельного участка, его площадь и местоположение границ указаны в кадастровом паспорте, который имеется у департамента как арендодателя. Также указано, что к заявлению не приложена копия документа, удостоверяющего личность заявителя, однако прежним арендатором участка ООО «...» в департамент было направлено уведомление о смене арендатора с приложенным соглашением (цессией) от Дата года, где указаны персональные данные заявителя, необходимые для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги. Также отказ обоснован положениями п. 2.11.1, 2.11.3 административного регламента, утвержденного постановлением администрации г. Перми от Дата №, а именно: заявление не соответствует по оформлению типовой форме и представлен не весь пакет документов для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги, что, по мнению заявителя, противоречит требованиям ст. 7 ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ». Считает, что Департамент незаконно применил нормы Порядка, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года № 260, поскольку данный нормативно-правовой акт регулирует отношения по первоначальному предоставлению земельных участков, однако эта процедура пройдена ООО «...».
В судебное заседание заявитель не явилась, извещалась о слушании дела надлежащим образом. Представитель заявителя настаивал на заявленных требованиях, по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель департамента земельных отношений в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с заявленными требованиями не согласен по доводам письменного отзыва, представленного в суд.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать:
В судебном заседании установлено, что в Дата между ООО «...» и Никулиной Е.Г. заключено соглашение, по условиям которого к заявителю перешли права и обязанности по договору аренды земельного участка №, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для складирования строительных материалов (л.д. 11).
Дата Никулина Е.Г. обратилась в департамент земельных отношений с заявлением о предоставлении данного земельного участка в собственность по рыночной стоимости.
Письмом департамента земельных отношений от Дата в приеме документов отказано по основаниям п. 2.1. Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей не связанных со строительством, на территории г. Перми, а также в соответствии с п. 2.11.1, 2.11.2, 2.11.3 административного регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного постановлением администрации г. Перми от 13.09.2012 года № 73-П (л.д. 5-6).
Данное решение заявитель просит признать незаконным и обязать Департамент земельных отношений рассмотреть заявление повторно.
Вместе с тем, доводы заявителя об этом подлежат отклонению в связи со следующим:
В частности, подлежат отклонению доводы о необоснованном применении департаментом требований порядка, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года № 260, поскольку данный нормативно-правовой акт регулирует отношения по первоначальному предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, данная процедура была пройдена при предоставлении ООО «...».
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, регламентирован ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков, для чего указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с данными требованиями закона решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года № 260 утвержден Порядок предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории города Перми. Данный порядок определяет процедуру предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, устанавливает процедуры и критерии предоставления, а также порядок рассмотрения заявок и принятия решений о предоставлении (отказе в предоставлении) названных земельных участков.
Как было указано выше, участок в аренду предоставлен для целей, не связанных со строительством, что при отсутствии иных законных оснований для предоставления участка в собственность после того, как этот участок был предоставлен в аренду, предопределяет порядок и процедуру предоставления участка в собственность в соответствии с требованиями ст. 34 ЗК РФ, т.е. для целей, не связанных со строительством. Сведений о том, по каким основаниям участок может быть предоставлен заявителю в собственность, заявление Никулиной Е.Г. не содержит. Решение вопроса о предоставлении участка в собственность, учитывая цель его предоставления (для целей, не связанных со строительством), таким образом, должно осуществляться по правилам ст. 34 и принятых во исполнение требований данной статьи правовых актов, в том числе указанного выше Порядка.
Доводы о том, что процедура первичного предоставления участка пройдена ООО «...» подлежат отклонению, поскольку данная процедура пройдена в отношении иного лица и при решении вопроса о предоставлении участка в аренду, тогда как в настоящее время заявлено требование о предоставлении участка в собственность, что не исключает обязанность соблюдения требований установленной процедуры предоставления участка.
Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, является муниципальной услугой, порядок оказания которой установлен административным регламентом предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством», утвержденным постановление администрации г. Перми от 13.09.2012 года № 73-П. Данный административный регламент утвержден в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 № 1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде».
Так, согласно требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», под административным регламентом понимается нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги (ст. 2), предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами (ч. 1 ст. 12).
Пунктом 2.11 указанного выше Административного регламента установлены основания для отказа в приеме документов, в частности: заявление не соответствует по оформлению типовой форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту (п. 2.11.1); представленные документы не соответствуют требованиям пункта 2.7 настоящего Регламента (п. 2.11.2); представлен неполный пакет документов, необходимых для принятия решения о предоставлении муниципальной услуги, указанных в пункте 2.8.1 настоящего Регламента (п. 2.11.3).
Пунктом 2.7 Административного регламента установлены требования к документам, представляемым в Департамент: должны быть написаны разборчиво; фамилии, имена и отчества физических лиц, адреса их мест жительства должны быть указаны полностью; не должны содержать подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений; не должны быть исполнены карандашом; не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание; должны содержать актуальную и достоверную информацию. При подаче заявления лично Заявителем копии документов представляются вместе с подлинными документами. Идентичность копий заверяется непосредственно при подаче заявления печатью Департамента, после чего подлинники возвращаются Заявителю. В случае направления заявления по почте копии документов должны быть заверены нотариально. Листы представляемых документов должны быть пронумерованы. Копии документов удостоверяются специалистами Департамента или МФЦ при условии предъявления оригинала документа при приеме путем проставления на них штампа «копия верна» и личной подписи специалиста, осуществляющего прием документов.
Пунктом 2.8.1. установлен перечень документов, которые прилагаются к заявлению. В частности, представляемые лично заявителем в соответствии с частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: заявление с описью приложенных документов. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также вид и срок испрашиваемого права на землю; копия документа, удостоверяющего личность Заявителя (Заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица; копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель Заявителя (Заявителей); копии учредительных документов юридического лица (устав, положение, учредительный договор).
Кроме того, в силу п. 2.1 Порядка, утвержденного решением Пермской городской Думы от 23.10.2007 года № 260, предоставление земельного участка для целей, не связанных со строительством, заинтересованным гражданам и юридическим лицам (далее - заявители) осуществляется уполномоченным органом в сфере земельных отношений на основании следующих документов: заявление, подписанное лично гражданином, представителем юридического лица, имеющим право действовать без доверенности, либо уполномоченным лицом. В заявлении должны быть определены цель использования испрашиваемого земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение (данные сведения могут быть предоставлены в виде графических материалов, прилагаемых к заявлению), а также вид и срок испрашиваемого права на земельный участок. Если в качестве цели использования земельного участка заявителем указано размещение автостоянки открытого типа, к заявлению прилагается проект организации автостоянки открытого типа, подготовленный в соответствии с Правилами. В заявлении гражданина также должны быть указаны паспортные данные и адрес фактического проживания, юридического лица - полное наименование и место нахождения (почтовый адрес). К заявлению должна быть приложена опись представленных документов.
По указанным основаниям (п. 2.1 Порядка, п. 2.11.1, 2.11.2, 2.11.3 Административного регламента) в приеме документов заявителя отказано, что является обоснованным, поскольку фактически заявителем предъявлено заявление в произвольной форме и с приложением лишь копии соглашения об уступке прав и обязанностей и копия доверенности представителя.
Доводы о том, что все необходимые сведения содержатся в кадастровом паспорте (размер и местоположение, вид и срок испрашиваемого права, цель использования земельного участка), соглашении об уступке прав и обязанностей по договору аренды (паспортные данные заявителя), не свидетельствуют о незаконности оспариваемого отказа. Так, заявление Никулиной Е.Г. не соответствует установленной форме, не содержит обязательные для такого заявления сведения, не содержит полного пакета документов, не содержит копию документа, удостоверяющего личность заявителя.
Ссылка заявителя на положения ч. 4 ст. 28 ЗК РФ в данном случае несостоятельна, поскольку решение об отказе в настоящее время не принято.
Ссылка на положения ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», также несостоятельна, поскольку ответ на заявление Никулиной Е.Г. департаментом земельных отношений дан в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов и в установленные сроки. Отказ департамента в приеме документов не препятствует повторному обращению заявителя с аналогичным требованием.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Никулиной Е.Г. о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми, изложенного в письме от Дата №, возложении обязанности рассмотреть заявление Никулиной Е.Г. от Дата № № о предоставлении в собственность по рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером: № - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (26 ноября 2014 года).
Судья: М.В. Казаков