Решение по делу № 2-455/2015 ~ М-351/2015 от 20.04.2015

Дело №2-455/2015 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации

Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Сухопарова В.И.,

при секретаре Аникиной Т.П.

рассмотрев в с.Выльгорт 16 июня 2015 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зобнина Е.В. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», государственному учреждению «Центр поддержки развития экономики Республики Коми» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Зобнин Е.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», государственному учреждению «Центр поддержки развития экономики Республики Коми» о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий по состоянию на 12.05.2014. В обоснование заявленных требований указал, что он и члены его семьи зарегистрированы в <адрес> с. Пажга, где на каждого члена семьи приходится менее 12 кв. м. жилой площади. В связи с указанными обстоятельствами, истец обращался в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с просьбой о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий. 12.05.2014 между Е.., Зобниным Е.В. и ОАО «Сбербанк России» заключен кредитный договор на приобретение готового жилья, и приобретено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, г. Сыктывкар. В последующем, истец обратился в государственное учреждение «Центр поддержки развития экономики Республики Коми» с заявлением о возмещении 2/3 фактических затрат на уплату процентов по кредиту в соответствии с Постановлением Правительства от 5.02.2014 № 49. По результатам рассмотрения документов комиссией было установлено, что согласно справки администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 29.09.2014 года № 01-27/2392, Зобнин Е.В. на момент заключения кредитного договора от 12.05.2014 года, не состоял на учете и не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, что не соответствует требованиям установленным пунктом 2 настоящего Порядка, в связи с чем в удовлетворении его заявления было отказано. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Зобнина Е.В. в суд с рассматриваемым иском.

Истец Зобнин Е.В. и его представитель Холоша Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Казанцев Д.С. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что истцом нарушен утвержденный Постановлением Правительства Республики Коми от 05.02.2014 N 49 Порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа. На момент заключения кредитного договора истец не состоял на учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. При обращении в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по вопросу постановки семьи истца на соответствующий учет, истцу специалистом администрации разъяснен соответствующий порядок. Истец, заключая кредитный договор до признания его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий действовал по своей инициативе.

Ответчик государственное учреждение «Центр поддержки развития экономики Республики Коми», надлежащим образом извещенное о дне, времени и месте рассмотрение дела, в судебное заседание своего представителя не направило, предоставило отзыв на исковое заявление, в котором указало, что государственное учреждение «Центр поддержки развития экономики Республики Коми» является ненадлежащим ответчиком по рассматриваемому делу, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан. Кроме того, Зобнин Е.В. на момент заключения кредитного договора от 12.05.2014 года, не состоял на учете и не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Зобнин В.А., а также его супруга Е.., сын К. и родители В.., М.. зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес> с. Пажга, Сыктывдинский район, Республика Коми.

С целью улучшения жилищных условий Зобнин В.А. и Е.., выступив в качестве созаемщиков, 12.05.2014 заключили с ОАО «Сбербанк России» кредитный договор № 174091, по условиям которого кредитор предоставил заемщикам кредит в сумме <данные изъяты> под <данные изъяты> годовых на приобретение готового жилья – квартиры <адрес> г. Сыктывкара.

8.09.2014 Зобнин Е.В. обратился в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа.

19.09.2014 указанное заявление с приложенными к нему документами направлено в государственное учреждение «Центр поддержки развития экономики Республики Коми» для рассмотрения.

Заявление Зобнина Е.В. и приложенные к нему документы были рассмотрены Комиссией по рассмотрению документов граждан, подавших заявление на получение социальных выплат их республиканского бюджета Республики Коми.

По результатам рассмотрения документов комиссией вынесено решение об отказе в удовлетворении заявления, поскольку было установлено, что Зобнин Е.В. на момент заключения кредитного договора не состоял на учете и не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий.

О принятом решении Зобнин Е.В. был уведомлен письмом государственного учреждения «Центр поддержки развития экономики Республики Коми» от 02.10.2014 № 04/1850 с объяснением причины отказа.

Зобнин Е.В., обращаясь в суд с настоящим иском, указал, что на момент заключения кредитного договора на каждого члена семьи истца приходилось менее 12 кв.м. жилой площади, в связи с чем он и его семья относились к категории граждан, нуждающихся в улучшение жилищных условий.

При разрешении спора суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Согласно п. 2, 3 ст.1 Жилищного кодекса РФ, граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.

Истец, обратившись 8.09.2014 в администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» с заявлением, просил предоставить ему меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту на приобретение жилья.

В соответствии с пунктом 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 05.02.2014 № 49 «О Порядке предоставления социальных выплат в виде компенсации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам или целевым займам строительство или приобретение жилья, полученным гражданами по кредитным договорам или договорам целевого займа» (далее – Порядок) право на получение социальных выплат имеют граждане, заключившие в период с 1 января по 31 декабря 2014 года с кредитной организацией, организацией, наделенной правом на заключение договоров целевого займа кредитный договор или договор целевого займа в целях получения средств на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми (далее - кредитный договор) и на момент заключения кредитного договора, договора целевого займа состоявшие на учете и признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, или признанные после 1 марта 2005 года в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или состоявшие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».

По результатам рассмотрения документов Комиссией по рассмотрению документов граждан, подавших заявление на получение социальных выплат их республиканского бюджета Республики Коми, было установлено, что согласно справки администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 29.09.2014 года № 01-27/2392, Зобнин Е.В. на момент заключения кредитного договора № 174091 от 12.05.2014 года, не состоял на учете и не был признан в установленном порядке нуждающимся в улучшении жилищных условий, что не соответствует требованиям установленным пунктом 2 Порядка.

Статьей 1 Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 г. N 30-РЗ "О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья" предусмотрено, что право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют следующие категории граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми: состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья.

Таким образом, из буквального толкования приведенных положений следует, что правом состоять на учете на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по нормам Закона N 30-РЗ обладают граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В свою очередь право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют указанные в статье 49 Жилищного кодекса РФ граждане: малоимущие и иные, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (часть 2).

Согласно пункту 3 статьи 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.

Из толкования указанных норм закона, следует, что принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда носит заявительный характер, и осуществляется путем подачи в орган местного самоуправления совместного заявления гражданина и всех совершеннолетних членов его семьи и представления соответствующих документов.

Обращаясь в суд, Зобнин Е.В. указывает на нуждаемость в улучшении жилищных условий по состоянию на 12.05.2014.

Из материалов дела следует, Зобнин Е.В. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоял и не состоит, малоимущим не признан.

Из объяснений как истца, так и представителя ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» установлено, что с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий истец не обращался.

Доказательств обратного суду не представлено.

Проживание истца на момент заключения кредитного договора, то есть на 12.05.2014, в квартире, в которой общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, не является основанием к удовлетворению иска, поскольку в данном случае юридически значимым обстоятельством по делу является установление именно факта обращения истца в органы местного самоуправления с заявлением о принятии на учет в целях обеспечения жилым помещением.

Поскольку судом не установлено фактов обращения истца с соответствующим заявлением, а равно обстоятельств, когда истцу необоснованно было отказано в постановке на соответствующий учет нуждающихся в жилых помещениях при обращении в орган местного самоуправления, то правовых оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.

Учитывая вышеприведенные нормы закона и исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что исковые требования Зобнина Е.В. удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Зобнину Е.В. в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», государственному учреждению «Центр поддержки развития экономики Республики Коми» о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий составом семьи три человека с 12 мая 2014 года, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 21 июня 2015 года.

аСудья В.И. Сухопаров

2-455/2015 ~ М-351/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Зобнин Евгений Владимирович
Ответчики
администрация МО МР "Сыктывдинский"
ГУ РК "Центр поддержки развития экономики РК"
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Сухопаров Владимир Игоревич
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
20.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2015Передача материалов судье
24.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.05.2015Предварительное судебное заседание
16.06.2015Судебное заседание
21.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2017Дело оформлено
22.11.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее