РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2016 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Мухаметовой С.И., при секретаре судебного заседания С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Степановой Л.В. к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, обязании отменить решение,
установил:
В Кировский районный суд <адрес> обратилась Степанова Л.В. с исковым заявлением к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, обязании отменить решение.
В обоснование иска указала на следующие обстоятельства: ее супруг, гвардии майор запаса ФИО2 в 2007 г. в общем порядке сдал документы жилищной комиссии войсковой части № для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и был признан нуждающимся в получении жилого помещения с составом семьи три человека в <адрес> (решение № от ДД.ММ.ГГГГ).
Документы для получения жилого помещения были направлены в ФГКУ «Центррегионжилье» <адрес>. Письменных сообщений об устранении недостатков в адрес ее супруга не поступило.
В 2012 г. в адрес ФГУ «Центррегионжилье» <адрес> направлено решение Усольского городского суда о признании членом семьи военнослужащего внука Степанов Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. для реализации права на дополнительные квадратные метры при распределении целевого жилья.
До декабря 2014 г. право на получение жилого помещения для постоянного места жительства супругом не реализовано по независящим от него причинам.
ДД.ММ.ГГГГ супруг обратился в ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны <адрес> с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи жилищной субсидии для приобретения постоянного жилья, ДД.ММ.ГГГГ сдал полный пакет документов в 3 отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны, где ему было разъяснено устно, что военнослужащие, уволенные с военной службы в первоочередном порядку будут обеспечиваться жилищной субсидией.
ДД.ММ.ГГГГг супруг скончался от тяжелого заболевания, истец приехала переоформить документы как на вдову военнослужащего через 3 отдел ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения «Министерства обороны. Все недостатки в документах на получение жилищной субсидии были устранены ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ принято решение № о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений ее и членов семьи на основании п. 6. ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
С 2007 г. по настоящее время жилищное положение семьи не улучшалось. В настоящее время истец и члены семьи проживают в служебном жилье, расположенном по адресу: <адрес>.
Со ссылкой на ст. 24 ФЗ «О статусе военнослужащего» истец просит признать незаконным решение начальника 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений, обязать начальника 3 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить как незаконно изданное решение № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Степановой Л.В. и членов семьи военнослужащего с учета нуждающихся в получении жилых помещений, взыскать судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб.
Судом третьими лицами, не заявляющими самостоятельные требования, на стороне истца, привлечены Степанова Е.В. и Степанов Д.Д.
В судебном заседании истец – Степанова Л.В. отсутствует, заявила о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В судебном заседании Степанова Е.В., действующая за истца Степанову Л.В. на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и за себя и Степанова Д.Д. (как законный представитель несовершеннолетнего), как третьих лиц на стороне истца, иск Степановой Л.В. поддержала по основаниям, в нем изложенным.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации» Рыкун Л.О. полагала требования истца необоснованными, указав, что оспариваемое ответчиками решение принято уполномоченным лицом и при наличии законных к тому оснований.
Заслушав стороны, изучив имеющиеся в деле иные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что требования истца подлежат частичному удовлетворению в виду следующего:
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Согласно с. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Основания отказа в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ст. 54 ЖК РФ.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 54 ЖК, определено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.
Согласно т. 55 ЖК РФ, право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей определены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих» (далее Закон).
Согласно ст. 2 Закона, социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:
военнослужащим и членам их семей;
гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;
К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:
супруга (супруг);
несовершеннолетние дети;
дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Закона, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В судебном заседании установлено, что гвардии майор запаса ФИО2 решением жилищной комиссии № в/ч № от ДД.ММ.ГГГГ признан бесквартирным, поставлен на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 3 человека, что подтверждается копией выписки из протокола жилищной комиссии.
Также судом установлено, что гв. майор ФИО10. имеет календарную выслугу лет в ВС 27 лет 7 месяцев, уволен приказом командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ, исключен из списков части и всех видов обеспечения с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из приказа.
На момент увольнения гв. майор ФИО11 и члены его семьи жилым помещением не обеспечены, субсидия на получение жилья им не назначалась и не выплачивалась, что подтверждается всей совокупность доказательств и в судебном заседании, сторонами данное обстоятельство не оспаривалось.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 умер. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о смерти (л.д. 14).
Согласно оспариваемого истцом решения № о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, Степанова Л.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р. – вдова гв. майора ФИО2 и совместно проживающие с ней члены семьи – дочь Степанова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., внук Степанов Д.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р., сняты с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Основанием снятия с учета указан пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ – неправомерные действия должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет.
В мотивировочной части указанного решения указано, что «согласно данным, полученным из ЕГРП, установлено, что за ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на жилое помещение, общей площадью 62.7 кв.м расположенное по адресу: <адрес>, микрорайон 7, <адрес>. Обеспеченность ФИО2 и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного человека до совершения действия по отчуждению составляла <данные изъяты> что превышало учетную норму и исключало возможность быть признанным нуждающимся в получении жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО2 на указанный объект недвижимости было прекращено.
Изучив данное решение, заслушав стороны, изучив представленные ими документы, суд находит указанное решение ответчика № о снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным, нарушающим права членов семьи умершего военнослужащего на обеспечения жилым помещением в порядке, установленном законом.
Согласно статье 53 Жилищного кодекса РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи со статьей 10 ГК Российской Федерации, согласно которой добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (определения от ДД.ММ.ГГГГ N 258-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1543-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 924-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1842-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 2363-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1190-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1975-О и др.). Таким образом, сама по себе норма статьи 53 данного Кодекса и взаимосвязанная с нею норма пункта 3 части 1 статьи 54 данного Кодекса не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявительницы, перечисленные в жалобе.
Таким образом добросовестность стороны при презюмируется, иное – доказывается.
Из представленных ответчиком документов, в обоснование законности оспариваемого решения и из самого решения, следует, что единственным документом, послужившим основанием к признанию действий членов жилищной комиссии по постановке на учет в 2007 явилась выписка из ЕГРП о наличии у ФИО2 в 2003 г. в собственности жилого помещения и его реализации в том же 2003 <адрес> выписка получена ответчиком в 2015 г. (спустя более 8 лет).
Как следует из совокупности всех документов, гв. майор ФИО2, отдал служению России 27 лет 7 месяцев, государственными органами власти (в том числе по линии Министерства обороны РФ) ФИО2 жильем никогда не обеспечивался, семья ФИО2 зарегистрирована и проживает с 1996 г. по настоящее время в служебном жилом помещении по адресу: <адрес>.
Доказательств того, что своими действиями в 2003 г. (до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, и ст. 53 ЖК РФ, впервые установившего указанное в нем основание к отказу постановке на учет нуждающихся) по реализации помещения, расположенного по адресу: <адрес>, микрорайон 7, <адрес> ФИО2 намеренно ухудшил свое жилищное положение, суду не представлено, такие доказательства у ответчика отсутствуют.
Как пояснила в судебном заседании представитель истца - Степанова Е.В., данное жилое помещения было завещано двум лицам- ее отцу - ФИО2 и его брату ( у которого также имеется семья). По взаимному согласию последних, право собственности на наследство после смерти родителей было оформлено на одного из сыновей - ФИО2, имущество продано, а денежные суммы разделены между братьями. Умышленных действий, указанных в ст. 53 ЖК РФ ее отец не совершал, ему, при его жизни, совершение таких действий никогда не вменялось.
Суд, изучив все материалы дела, приходит к выводу о том, что у ответчика имелось не только право, но и обязанность своевременно проверить все обстоятельства постановки на учет военнослужащего ФИО2, состоящего на учете с 2007 г. - до увольнения его со службы и тем более, до его смерти.
В целях ограничения злоупотребления со стороны государственных органов своими правами по снятию с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, недопущении нарушения конституционного права граждан на жилое помещение, пунктом 2 статьей 56 ЖК РФ закреплено императивное правило, согласно которого решения о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Довод ответчика в части того, что основание к снятию с учета им стали известно только в 2015 г., суд находит несостоятельным, подтверждает факт злоупотребления ответчиком своими правами: из материалов дела следует, что ФИО2 длительное время состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях, виновных действий, влекущих его снятие с учета нуждающихся не совершал, ответчик имел и должен был своевременно проверить легитимность решения о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях ФИО2
Указанное ответчиком к снятию с учета нуждающихся в жилом помещении основание ( при добросовестности ответчика) было преодолимым для ФИО2. Незаконность постановки ФИО2 на учет по вине должностных лиц не свидетельствовала о безусловном отсутствии у военнослужащего права на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Действия ответчика о фактическом аннулировании решения жилищной комиссии 2007 г. только в 2015 г., после увольнении ФИО2 со службы, более того, после смерти последнего, нарушили право членов семьи умершего военнослужащего на обеспечение жилым помещением в порядке и по основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 13 ст. 15 Закона, граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Как установлено судом, такого согласия военнослужащего ответчик не имеет, все разумные сроки на снятие с учета военнослужащего ФИО2 ответчиком пропущены.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что решение начальника 3 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управления жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации №—№ от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Степановой Л.В. и членов семьи военнослужащего: дочери - Степанова Е.В., внука – Степанов Д.Д. с учета нуждающихся в жилом помещении является незаконным, требования истца в указанной части -обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Факт признание судом решения ответчика незаконным является достаточным для защиты нарушенного права истца, и возлагает на ответчика обязанность устранить последствия нарушения права истца, в том числе восстановить истца и членов ее семьи в список нуждающихся в жилом помещении датой первоначальной постановки на такой учет- с ДД.ММ.ГГГГ.
Требования истца в части возложения на ответчика обязанности по отмене незаконного приказа удовлетворению не подлежат, как находящиеся за пределами полномочий суда, данный способ защиты права федеральным законом не предусмотрен.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Степановой Л.В. к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить частично.
Признать незаконным решение начальника 3 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Степановой Л.В. и членов семьи военнослужащего: дочери - Степанова Е.В., внука – Степанов Д.Д. с учета нуждающихся в жилом помещении.
Исковые требования Степановой Л.В. к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в большем размере оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: С.И.Мухаметова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>