Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Кривошеино 27 августа 2015 года
Кривошеинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Петрушенко Ф.З., при секретаре Рыжаковой И.И., с участием прокурора – помощника прокурора <адрес> <адрес> Беленченко Д.О., представителя ответчика – Главы Администрации <адрес> сельского поселения Петровой Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора <адрес> <адрес> к Администрации <адрес> сельского поселения и Администрации <адрес> района <адрес> области о признании незаконным бездействия по организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории <адрес> сельского поселения и о возложении обязанности по устранению нарушения законодательства,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> района <адрес> области обратился в Кривошеинский районный суд <адрес> с иском к Администрации <адрес> сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории поселения и о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства. Просил обязать Администрацию <адрес> сельского поселения в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ создать на территории <адрес> сельского объекты размещения отходов поселения, отвечающие требованиям действующего законодательства, внести (зарегистрировать) их в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном законом порядке. При рассмотрении заявленного прокурором иска к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация <адрес> района <адрес> области.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в результате проверки исполнения Администрацией <адрес> сельского поселения полномочий по организации утилизации и переработки бытовых отходов прокурором района выявлено нарушение требований действующего законодательства в сфере обращения с бытовыми отходами. Установлено, что на территории поселения отсутствуют объекты размещения отходов, внесенные в государственный реестр таких объектов. Полномочие, возложенное федеральными законами на органы местного самоуправления, надлежащим образом не осуществляется. Отсутствие этих объектов, внесенных в государственный реестр, влечет загрязнение окружающей среды, атмосферного воздуха, создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, способствует возможности возникновения лесных пожаров, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций. Тем самым нарушается конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.
Дело, направленное прокурором в порядке ст.254 ГПК РФ, в соответствии с ходатайством прокурора, учитывая наличие спора о праве, рассмотрено судом в порядке искового производства.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования в части признания незаконным бездействия Администрации <адрес> района <адрес> области по организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории <адрес> сельского поселения и возложения обязанности по созданию на территории поселения объектов размещения отходов, отвечающих требованиям действующего законодательства, с внесением их в государственный реестр объектов. Истец уточнил срок выполнения обязанности - не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Прокурор отказался от поддержания иска в части заявленных исковых требований к Администрации <адрес> сельского поселения. В обоснование заявленных требований прокурор привел доводы, изложенные в заявлении. Указал, что указанное полномочие возложено на Администрацию <адрес> района <адрес> области. Соглашение, которым указанные полномочия были переданы Администрации <адрес> сельского поселения расторгнуто, дополнительного соглашения сторонами не заключено.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> района <адрес> области, в судебное заседание не явился. Участвовавший при подготовке дела к судебном у разбирательству представитель ответчика, наделенный полномочиями для участия в рассмотрении дела, была надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела. Представитель ответчика о причинах неявки суду не сообщила, не просила об отложении судебного заседания, своих возражений относительно заявленных требований суду не представила. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика – Администрации <адрес> района <адрес> области.
Представитель ответчика – Администрации <адрес> сельского поселения Петрова Р.П. в судебном заседании считает обоснованным отказ прокурора от заявленных требований к Администрации <адрес> сельского поселения. Пояснил, что считает обоснованными по существу требования прокурора о создании на территории поселения объектов размещения отходов, отвечающих требованиям действующего законодательства, с внесением их в государственный реестр объектов. Считает, что исполнение данной обязанности должно быть по праву возложено на Администрацию <адрес> района, к полномочиям которой относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. По ранее действовавшему соглашению эти полномочия были переданы <адрес> поселению. Однако Администрация <адрес> поселения в одностороннем порядке заявила о расторжении указанного соглашения. В связи с изменением законодательства требования были ужесточены, создание таких объектов является непосильным бременем для местного поселения.
Суд, выслушав пояснения участвующих в деле представителей сторон, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему:
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, а статьей 58 Конституции - обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с частью 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» и с частью 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с бытовыми отходами.
Частью 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ « Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ №7) предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
В соответствии с частью 6 ст. 2 ФЗ № 7, отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Согласно статье 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 – ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее – ФЗ №52), условия и способы сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89 - ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ №89) содержится понятие объекта размещения отходов. Объектом размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и так далее) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
Частью 2 статьи 8 ФЗ №89 и статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ №131) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых отходов.
Полномочия Администрации <адрес> района по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов закреплены в пункте 14 статьи 9 Устава муниципального образования «<адрес> район».
Согласно пунктам 6,7 статьи 12 ФЗ № 89, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ года, проведенной помощником прокурора <адрес> района, проверены места размещения отходов в <адрес> сельском поселении. При проверке установлено, что в поселении отсутствует объект размещения отходов, отвечающий требованиям действующего законодательства.
Согласно ответу заместителя Главы муниципального образования « <адрес> район» по вопросам ЖКХ, строительства, транспорта, ГО и ЧС и социальным вопросам от ДД.ММ.ГГГГ года, на территории <адрес> сельского поселения находится санкционированный объект для накопления твердых бытовых отходов, не включенный в государственный реестр объектов размещения отходов. Указанный санкционированный объект является площадкой (земельным участком), который был обустроен в соответствии с постановлением Губернатора <адрес> области от 16.06.1999 года № 227 «Об утверждении порядка обустройства санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов» (далее - постановление Губернатора <адрес> области № 227), с разрешенным использованием для накопления твердых бытовых отходов. Право собственности на санкционированный объект и на земельный участок под ним отсутствует по причинам отсутствия созданных объектов недвижимости (сооружений).
В соответствии с соглашением, заключенным Администрацией <адрес> района с Администрацией <адрес> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, Администрация района передала Администрации поселения свои полномочия по решению вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, находящихся на территории муниципального образования Володинское сельское поселение (далее – Соглашение).
Таким образом, на территории <адрес> сельского поселения находится и эксплуатируется объект размещения твердых бытовых отходов, созданный в соответствии с постановлением Губернатора <адрес> области № 227. Указанным Постановлением Губернатора <адрес> области № 227 органам местного самоуправления разрешалось использовать санкционированный объект размещения твердых бытовых отходов – территорию (существующую площадку) для размещения твердых бытовых отходов в ограниченный период времени. Согласно пункту 2 Постановления № 227 предусматривалось, что существующие площадки являются временными и подлежат обустройству в соответствии с настоящим положением либо закрытию и переносу.
Постановление Губернатора <адрес> области № 227 утратило силу в связи с принятием постановления Губернатора <адрес> области от 29.11.2013 года № 150 «О признании утратившим силу постановления Главы Администрации (Губернатора) <адрес> области от 16.06.1999 № 227».
Как следует из уведомления, направленном ДД.ММ.ГГГГ Главе <адрес> района, Глава Администрации <адрес> сельского поселения сообщило о расторжении указанного соглашения в одностороннем порядке в связи с изменением действующего законодательства.
Возможность одностороннего расторжения Соглашения в случае изменения действующего законодательства, в связи с которым реализация переданных полномочий становится невозможной, предусмотрено пунктом п.6.1.2 Соглашения. Сторонами предусмотрено, что уведомление о расторжении Соглашения в одностороннем порядке направляется другой стороне в письменном виде. Соглашение считается расторгнутым по истечении тридцати дней со дня направления настоящего уведомления.
Таким образом, судом установлено изменение действующего законодательства, в связи с которым Администрация <адрес> сельского поселения сделала вывод о невозможности осуществления переданных ей полномочий.
Администрация <адрес> района, привлеченная определением суда от 14 июля 2015 года к участию в деле в качестве соответчика, не представила суду своих возражений относительно поступившего более месяца назад уведомлении о расторжении от Соглашения. Также не заявила о том, что в связи с односторонним отказом от Соглашения предъявило другому соответчику требования иного характера за пределами настоящего судебного разбирательства.
Представитель Администрации <адрес> сельского поселения предоставила суду проект дополнительного соглашения, который был получен им после предыдущего судебного заседания и после истечения месячного срока и после истечения месячного срока со дня получения Администрацией <адрес> района уведомления о расторжении Соглашения, по истечении которого Соглашение расторгнуто. Пояснила, что в связи с расторжением Соглашения Администрация <адрес> сельского поселения не намерено подписывать указанное дополнительное соглашение с отметкой «проект».
Сопоставив содержание предмета Соглашения с предложенным в Дополнительном соглашении вариантом указания предмета договора, суд приходит к выводу о том, что Администрация <адрес> района фактически признала наличие оснований для одностороннего расторжения Соглашения в связи с изменением законодательства.
Так, согласно пункту 1.2 Соглашения, муниципальное образование «<адрес> район» передает полномочия муниципальному образованию «<адрес> сельское поселение» по решению вопросов организации утилизации и переработки бытовых и промышленных (Перечень №1. Перечень санкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов).
В предложенной редакции проекта Дополнительного соглашения, в п.1.2 после указания о передаче полномочий указано: (Перечень №1. Перечень мест накопления отходов, находящихся на территории <адрес> сельского поселения).
Таким образом, санкционированный объект размещения твердых бытовых отходов – территорию (существующую площадку) для размещения твердых бытовых отходов в ограниченный период времени, именуемый часто как «санкционированная свалка», созданный в соответствии с Постановлением Губернатора <адрес> области № 227, не может далее использоваться в том виде, как он существует на территории Володинского сельского поселения.
Орган местного самоуправления обязан создать объект размещения отходов, отвечающих требованиям действующего законодательства, с внесением их в государственный реестр объектов размещения отходов.
Мероприятия по организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории муниципального района являются расходными обязательствами муниципальных районов. Согласно статье 52 Федерального закона от 9.10.2003 г. № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 статьи 9, пунктам 1 и 2 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и ФЗ № 131, а также принимаемым в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно указанным нормам, независимо от передачи своих полномочий сельским поселениям, муниципальное образование «<адрес> район» обязано самостоятельно устанавливать гарантии осуществления принадлежащих ему полномочий.
Администрация <адрес> сельского поселения отказалась от осуществления переданных полномочий, воспользовавшись правом, предоставленном ей Соглашением. Судом установлены условия, при которых такой отказ возможен.
Учитывая, что полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов закреплены, в силу ФЗ № закреплены в пункте 14 статьи 9 Устава муниципального образования «<адрес> район» и не переданы Администрации <адрес> сельского поселения, обязанность их осуществления должна быть возложена именно на Администрацию <адрес> района.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> района о признании незаконным бездействия Администрации <адрес> района по организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории <адрес> сельского поселения и о возложении обязанности по созданию объектов размещения отходов, отвечающих требованиям действующего законодательства, с внесением их в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном законом порядке, является законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При таких данных суд считает обоснованным отказ прокурора от заявленных исковых требований к Администрации <адрес> сельского поселения. Отказ истца от иска в силу части 1 ст. 39 ГПК РФ не нарушает прав и законных интересов других лиц, обусловлен тем, что выполнение указанной в иске обязанности отнесено к полномочиям другого ответчика. Поэтому отказ истца от иска в данной части должен быть принят судом. В связи с принятием отказа истца от иска производство по гражданскому делу в данной части должно быть прекращено.
Согласно части 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Прокурор просит установить ответчику для исполнения решения суда в части создания объектов размещения отходов на территории <адрес> сельского поселения и внесения их в государственный реестр срок до ДД.ММ.ГГГГ года.
Суд считает, что требуемый прокурором срок для исполнения решения суда о возложении обязанности на орган местного самоуправления по созданию объектов размещения отходов, отвечающих санитарно- эпидемиологическим требованиям и требованиям природоохранного законодательства, является разумным и достаточным.
Органы местного самоуправления, выступающие в качестве ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> района <адрес> области по организации утилизации и переработки бытовых отходов на территории <адрес> сельского поселения.
Обязать Администрацию <адрес> района <адрес> области в срок не более поздний, чем ДД.ММ.ГГГГ создать объекты размещения отходов на территории <адрес> сельского поселения <адрес> района <адрес> области, отвечающие требованиям действующего законодательства и внести их (зарегистрировать) в государственный реестр объектов размещения отходов в установленном законом порядке.
Принять отказ прокурора от заявленных исковых требований к Администрации <адрес> сельского поселения. Прекратить производство по гражданскому делу в данной части в связи с отказом истца от иска и принятия его судом.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Кривошеинский районный суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Судья Ф.З. Петрушенко.
Решение суда на момент публикации не вступило в законную силу.