Дело № 2-99/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«25» января 2017 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Яловка С.Г.,
при секретаре Кеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвиенко С.Е. к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным возврата заявлений о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, образуемых в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плате территории, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, образуемых в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плате территории,
установил:
Матвиенко С.Е. обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, Министерству лесного хозяйства Красноярского края, в котором после уточнения требований просил:
- признать незаконным действия Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, выраженные в возврате (письмо от <дата> № мпр/5-366ог) заявлений Матвиенко С.Е. о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, образуемых в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плате территории (далее КПТ),
- обязать Министерство лесного хозяйства Красноярского края в пятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решения о предварительном согласовании предоставления Матвиенко С.Е. в безвозмездное пользование следующих земельных участков:
- расположенного: <адрес>, площадью 876 052 кв.м.,
- расположенного: <адрес>, площадью 1 396 253 кв.м.,
- расположенного: <адрес>, площадью 8 973 кв.м.,
- расположенного: <адрес>, площадью 593 910 кв.м.,
- расположенного: <адрес>, площадью 39 989 кв.м.,
образуемых в соответствии со схемами КПТ.
Иск мотивирован тем, что <дата> Матвиенко С.Е. в целях реализации своего права, гарантированного п/п. 9 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, обратился в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края с подписанными электронной цифровой подписью (далее ЭЦП) заявлениями вх. №№ мпр5/-364-ог, мпр5/-366-ог, мпр5/-365-ог, мпр5/-357-ог, мпр5/-363-ог о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование для осуществления сельскохозяйственной деятельности вышеуказанных земельных участков.
Однако Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края, рассмотрев вышеуказанные обращения истца, возвратило заявления заявителю. Основание - непредоставление проектной документации лесных участков (п/п. 3 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ), при этом также было указано, что заявление должно быть удостоверено подписью заявителя.
Истец считает, что Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края созданы надуманные препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов гражданина РФ Матвиенко С.Е., гарантированные ст. 35 Конституции РФ, п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ.
Истец Матвиенко С.Е., извещенный о времени и месте судебного заседания в судебное заседание не явился, его интересы в судебном заседании представляет Ильин А.С. (доверенность от <дата>).
Представитель ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, – КГБУ «Маганское лесничество», извещенные о рассмотрении дела, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, об отложении рассмотрения дела не просили, равно как и о рассмотрении дела в их отсутствие.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Ильин А.С. (доверенность от <дата>) поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Министерства лесного хозяйства Красноярского края Переславцев А.В. (доверенность от <дата>) просил отказать в удовлетворении иска, считает возврат Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края заявлений истца законным, поскольку в нарушение п/п. 3 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ истцом к заявлениям о предварительном согласовании предоставления лесных участков не приложена проектная документация лесных участков, а также не указан вид деятельности, для осуществления которой истец просит предоставить участок.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 25, ст. 38 ЛК РФ одним из видов использования лесов является ведение сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
В силу п/п. 9 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет.
Порядок предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов определен ст. 39.14 ЗК РФ, согласно которому предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов посредством подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать.
Согласно п. 2 ст. 39.14 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 1 ст. 39.15 ЗК РФ в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются: фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина); наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо; основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3, ст. 39.5, п. 2 ст. 39.6 или п. 2 ст. 39.10 настоящего Кодекса оснований; вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав; цель использования земельного участка; почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
Пунктом 2 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям п. 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные п. 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (п. 3 ст. 39.15 ЗК РФ).
Согласно п. 7 ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пункт 8 ст. 39.15 ЗК РФ предусматривает, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п./п. 1-13, 15-19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п/п. 1-23 ст. 39.16 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от <дата> N 361-ФЗ).
Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.17 настоящего Кодекса (п.п. 15,16 ст. 39.15 ЗК РФ).
В соответствии с п. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
В соответствии со ст. 70.1 ЛК РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с настоящей статьей. В проектной документации лесных участков указываются площадь проектируемого лесного участка, описание его местоположения и границ, целевое назначение и вид разрешенного использования лесов, а также иные количественные и качественные характеристики лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются с учетом границ и площади лесных кварталов и (или) лесотаксационных выделов, частей лесотаксационных выделов. Целевое назначение и вид разрешенного использования лесов указываются в проектной документации лесного участка в соответствии со ст.ст. 87 и 91 настоящего Кодекса, с земельным законодательством. Проектирование лесных участков осуществляется в границах соответственно лесничеств и лесопарков. Проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со ст.ст. 81-84 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 3.7. Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от <дата> N 12-п (в редакции, действовавшей в период подачи Матвиенко С.Е. заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка) к компетенции министерства в области лесных отношений относилось: 1) владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности края, 2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, безвозмездное пользование, принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности, 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда.
Судом установлено, что <дата> Матвиенко С.Е. направил в Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края электронной почтой подписанные ЭЦП заявления вх. №№ мпрР5/-357-ог, мпр5/-363-ог, мпр5/-364-ог, мпр5/-365-ог, № мпрР5/-366-ог о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование сроком на 5 лет для осуществления сельскохозяйственной деятельности (сенокошение) следующих земельных участков:
- расположенного: <адрес>, площадью 876 052 кв.м.,
- расположенного: <адрес>, площадью 1 396 253 кв.м.,
- расположенного: <адрес>, площадью 8 973 кв.м.,
- расположенного: <адрес>, площадью 593 910 кв.м.,
- расположенного: <адрес>, площадью 39 989 кв.м.,
образуемых в соответствии со схемами КПТ.
К каждому из заявлений истец приложил схему КТП, каталог координат, копию своего паспорта.
Сведений о том, что к каждому из заявлений приложена проектная документация лесных участков, материалы дела не содержат.
Стороной истца признается, что такая документация к заявлениям не прилагалась, поскольку истец полагает, что имеет право получить земельные участки в безвозмездное пользование на основании лишь схемы КТП.
Письмом за № мпр/5-366ог от <дата> в пределах своей компетенции Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края вернуло Матвиенко С.Е. все заявления с прилагаемыми к ним документами, указав в качестве причины возврата документов, что истцом в нарушение положений п/п. 3 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ, ст. 70.1 ЛК РФ к заявлению не приложена проектная документация лесных участков.
Основания возврата заявлений суд признает законными и обоснованными, поскольку в силу вышеприведенных положений действующего законодательства предоставление проектной документации лесного участка при подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка является обязательным.
Поскольку заявитель претендует на получение в безвозмездное пользование земельных участков, относящихся к землям лесного фонда, то применению подлежит специальная норма – п/п. 3 п. 2 ст. 39.15 ЗК РФ согласно которому если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, то к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается проектная документация лесного участка.
Ссылки истца на «Ответы на часто задаваемые вопросы по реализации положений Федерального закона от <дата> № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Министерства экономического развития Российской Федерации являются несостоятельными.
Таким образом, оснований для удовлетворения иска не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении иска, принятые определением судьи от <дата> меры по обеспечению полежат отмене на основании ст. 144 ГПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Матвиенко С.Е. к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края, Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании незаконным возврата заявлений о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, образуемых в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плате территории, возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, образуемых в соответствии со схемами расположения земельных участков на кадастровом плате территории, отказать.
Принятые определением судьи Березовского районного суда Красноярского края от <дата> меры по обеспечению иска отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья: С.Г. Яловка
Копия верна.
Судья С.Г. Яловка