Дело № 2-81/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Дубенки 15 февраля 2018 г.
Дубёнский районный суд Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Татаркиной Г.Г.,
при секретаре Юрташкиной Л.В.,
с участием:
представителя заявителя прокуратуры Дубенского района Республики Мордовия - помощника прокурора Дубенского района Республики Мордовия Гурьяновой Д.А.,
заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Дубенского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Прокурор Дубенского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с заявлением в порядке статьи 262 ГПК Российской Федерации о признании информационного материала размещённого на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом <данные изъяты>, запрещённым к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование своих требований указал, что проведённым прокуратурой Дубенского района Республики Мордовия мониторингом Интернет - ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, законодательства о безопасности дорожного движения, выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL-адресом <данные изъяты>, информации о возможности покупки водительских удостоверений любой категории, в том числе на спецтехнику, без прохождения обучения и сдачи экзаменов.
В ходе осмотра сайта установлено, что вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничение на передачу, копирование, и распространение отсутствует. Распространение указанной информации противоречит целям и задачам законодательства о безопасности дорожного движения, о противодействии коррупции, подрывает основы конституционного строя в части обеспечения и защиты прав граждан Российской Федерации на получение водительского удостоверения в установленном порядке.
Просит признать информационные материалы, содержащие сведения о реализации водительских прав, размещённый на сайте в сети «Интернет» с URL- адресом <данные изъяты>, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник прокурора Дубенского района Республики Мордовия Гурьянова Д.А., заявленные требования поддержала в полном объёме, по основаниям, изложенным в заявлении, просила их удовлетворить.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещён своевременно и надлежащим образом. В письменном отзыве представитель Пискунова О.В., действующая на основании доверенности № 58-Д от 10 мая 2017 г., просит рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия.
В соответствии с частью третьей статьи 167 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив доводы заявителя, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 45 ГПК Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой Дубенского района Республики Мордовия проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, об образовании, выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Как следует из Акта осмотра сайта сети «Интернет» от 29 января 2018 г., помощником прокурора Дубенского района Республики Мордовия произведён осмотр Интернет-сайта с URL-адресом: <данные изъяты>.
В ходе осмотра установлено, что при открытии указанного сайта появляется информация о приобретении водительского удостоверения любой категории, в том числе на спецтехнику, без прохождения обучения и сдачи экзаменов. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на этом сайте распространяется бесплатно, срок пользования неограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
В соответствии со статьёй 5 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196 ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон №196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения.
Согласно статей 25 и 26 Федерального закона № 196 – ФЗ, право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении установленных условий. Экзамены принимаются на транспортных средствах с механической или автоматической трансмиссией с учётом имеющихся медицинских ограничений и (или) медицинских показаний. Экзамены проводятся уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации. Экзамены могут проводиться с применением технических средств, контроля теоретических знаний и практических навыков экзаменуемых. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением. К сдаче экзаменов допускаются лица, достигшие определенного возраста, имеющие медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению транспортными средствами, прошедшие в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение.
Согласно пункту 2 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. №1097, проведение экзаменов, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
Приём документов о выдаче, а также выдача поступивших из подразделений Госавтоинспекции российских национальных водительских удостоверений взамен ранее выданных российских национальных водительских удостоверений и выдача международных водительских удостоверений могут осуществляться в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг.
Таким образом, установленный федеральным законодательством порядок получения водительских удостоверений на право управления транспортными средствами предусматривает прохождение теоретической и практической подготовки, оценки состояния здоровья, сдачу экзаменов. При этом, в процедуре получения прав на управление транспортными средствами принимают участие органы системы здравоохранения, образования, МВД России.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон №273-ФЗ) коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданскою общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).В качестве одного из принципов противодействия коррупции в Федеральном законе №273-ФЗ указана приоритетность мер предупреждения коррупции.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 273-ФЗ, одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Как установлено судом на интернет-сайте с URL- адресом <данные изъяты> предлагается услуга по продаже водительского удостоверения за плату без прохождения установленной законом процедуры обучения и получения права на управление транспортными средствами.
В соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 9, 10, 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.
Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со статьёй 15.1 указанного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».
Основанием для включения в реестр указанных сведений (доменные имена, указатели страниц сайтов в сети «Интернет») является в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет» в Российской Федерации, запрещённой.
Таким образом, законодательством предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет» в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, в том числе путём признания её судом запрещённой на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, предлагающей приобретение поддельных водительских удостоверений, фактически способствует совершению таких преступлений как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена статьями 324 и 327 УК Российской Федерации. Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретение и оборота документов.
Размещённая на указанном сайте информация адресована неопределённому кругу лиц, направлена на привлечение внимания к услугам по продаже документов об образовании и является рекламой.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. №38-Ф3 «О рекламе» установлен запрет на рекламу товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации.
Согласно требованиям пункта 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. №436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещённой для распространения среди детей, относится информация, оправдывающая противоправное поведение.
В силу положений Федерального закона от 28 июля 2012 г. №139-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» создан Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Реестр). Внесение в Реестр адресов сайтов, распространяющих запрещённую информацию, может осуществляться только на основании решения суда.
На момент проверки данный указатель сайта, на котором размещена указанная информация, в едином реестре отсутствует.
Статьёй 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность обращения в суд с требованием о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Вынесение соответствующего судебного акта в силу вышеуказанного положения закона влечёт возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.
Информация, размещённая на указанном сайте, подрывает авторитет Российской Федерации, а также основы нравственности граждан России, чем нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, в связи с чем, подлежит ограничению.
Заявление о признании информационных материалов запрещёнными к распространению на территории Российской Федерации подано с целью установления их правового состояния, которое в дальнейшем может иметь юридическое значение не только для привлечения лиц к ответственности за распространение таких материалов, но и для предотвращения их использования в будущем иными лицами, в связи с чем оно подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
В силу статьи 12 ГК Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 262 ГПК Российской Федерации, суд рассматривает дела в порядке особого производства, в том числе об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Пунктом 2 вышеназванной статьи ГПК Российской Федерации установлено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.
В силу статьи 265 ГПК Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
По делам о признании материалов, размещённых в сети Интернет запрещённых к распространению на территории Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт размещения на таком сайте в сети «Интернет» запрещённой информации.
Установление указанного обстоятельства является достаточным основанием для признания такой информации, распространённой в сети «Интернет», запрещённой.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что указанный информационный материал подпадает под требование закона об ограничении доступа к информации, в связи с этим, он является запрещённым к распространению на территории Российской Федерации.
На основании изложенного, в целях восстановления нарушенных прав граждан, суд находит требования прокурора Дубенского района Республики Мордовия, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 268 ГПК Российской Федерации, Дубёнский районный суд Республики Мордовия
решил:
заявление прокурора Дубенского района Республики Мордовия удовлетворить.
Признать информационные материалы, размещённые на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом: <данные изъяты>, запрещёнными к распространению на территории Российской Федерации.
Копию настоящего решения, вступившего в законную силу, направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя сайта в сети «Интернет» с URL-адресом: <данные изъяты> в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи жалобы через Дубёнский районный суд Республики Мордовия.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия (подпись) Г.Г. Татаркина