Дело № 2а-675/2020/ 40RS0017-01-2020-000868-23 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Малоярославец 10 сентября 2020 года
Малоярославецкий районный суд Калужской области в составе председательствующего судьи Артёмовой Г.С.,
при секретаре Соловьевой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Зайцевского ФИО8 к Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» о признании незаконными акта в части наличия фактов нарушений и обязанности по их устранению и уведомления о демонтаже строения,
установил:
8 июня 2020 года в суд поступило административное исковое заявление Зайцевского ФИО8 к Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» о признании незаконными акта в части наличия фактов нарушений и обязанности по их устранению и уведомления о демонтаже строения.
В обоснование административного иска указано, что 7 апреля 2020 года Малоярославецкой районной администрацией муниципального района «Малоярославецкий район» был составлен акт осмотра земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Калужская область, Малоярославецкий район, д.Чулково, который передан Зайцевскому ФИО8. в аренду для сельскохозяйственного производства. В данном акте указан вывод о том, что для сельскохозяйственного использования земельный участок не используется, что объект (хозпостройка) возведен незаконно и самовольно, поскольку разрешительная документация на возведение указанной постройки органом местного самоуправления не выдавалась. Зайцевский ФИО8. не согласен с указанными выводами, считает, что участок используется для сельскохозяйственных целей, указанная хозпостройка не относится к объектам капитального строительства, не имеет неразрывной связи с землей, не имеет капитального фундамента, может быть перемещена или демонтирована без причинения вреда строению и без изменения его основных характеристик, не требует разрешительной документации. Кроме того Зайцевский ФИО8 получил по почте письмо-уведомление Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район», которое устанавливает для него обязанность демонтировать указанную хозпостройку, предупреждает об угрозе расторжения договора аренды участка. Зайцевский ФИО8. полагает, что данные действия Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» нарушают его права и законные интересы.
Административный истец Зайцевский ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» по доверенности Халилов Р.Р. возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения «Село Маклино» в суд не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания.
Выслушав административного истца, представителя административного ответчика, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантирует право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1 статьи 4).
Положениями пункта 35 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся осуществление муниципального земельного контроля на межселенной территории муниципального района.
Под муниципальным земельным контролем, согласно пункту 1 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации, понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением, в том числе гражданами, в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения.
Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора, который в срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии указанного акта проверки обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления (пункты 5, 6 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации).
Этой же статьей Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений данной статьи (пункт 2).
Распоряжением № 264-р от 25 июня 2019 года временно исполняющего обязанности Главы Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» создана комиссия по контролю целевого использования земельных участков, предоставленных в аренду, комиссии дано распоряжение организовать выезды с целью проверки земельных участков, переданных в аренду на предмет соблюдения условий договора аренды и использования земель исключительно в соответствии с целевым назначением и их разрешенным использованием.
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования, предоставлен Зайцевскому ФИО8. в аренду на основании договора аренды № 1 земельного участка от 20 февраля 2017 года, заключенного между Администрацией сельского поселения «Село Маклино» и Зайцевским ФИО8 сроком с 20 февраля 2017 года до 20 февраля 2066 года.
7 апреля 2020 года на основании заявления Зайцевского ФИО8 о предоставлении ему в собственность указанного земельного участка комиссией Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» осуществлен осмотр земельного участка, по результатам которого установлено, что границы не установлены в соответствии с требованиями норм действующего законодательства; на земельном участке расположено здание размером 10х12м, состоящее из металлоконструкций на ленточном фундаменте по периметру здания; разрешительная документация на строительство данного здания органом местного самоуправления не выдавалась, соответственно объект возведен самовольно и незаконно; на земельном участке организована несанкционированная свалка мусора, а также осуществляется складирование строительного материала; для целей сельскохозяйственного использования земельный участок не используется. По результатам данного осмотра комиссией принято решение: в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями по использованию земельного участка с кадастровым номером № отказать арендатору в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка; направить письмо-уведомление арендатору о демонтаже возведенного объекта и о восстановлении плодородного слоя деградированных земель; назначить повторную проверку на предмет устранения выявленных нарушений; в случае выявленных нарушений при повторной проверке подготовить и направить арендатору на подписание соглашение о расторжении договора аренды № 1 от 20 февраля 2017 года.
Письмом-уведомлением от 23 апреля 2020 года, направленным в адрес Зайцевского ФИО8., Малоярославецкая районная администрация муниципального района «Малоярославецкий район» в лице временно исполняющего обязанности Главы Малоярославецкой районной администрации муниципального района «Малоярославецкий район» Парфенова В.В. уведомила административного истца о необходимости проведения мероприятий по демонтажу возведенного объекта на указанном земельном участке в тридцатидневный срок с момента получения письма.
По делу была назначена и проведена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно заключению эксперта № 490/2-2 от 3 августа 2020 года ФБУ Калужская лаборатория судебной экспертизы здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером 40:13:060409:25, не является объектом капитального строительства. Также из данного заключения эксперта следует, что определить назначение данного здания при осмотре не представляется возможным, так как на момент осмотра оно находится в стадии неоконченного строительства.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства обозначен как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно подпункту 2 пункту 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам граждане, обратившиеся в суд в защиту своих прав, свобод и законных интересов, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия).
Однако доказательств того, что здание, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №, возведено незаконно и подлежит демонтажу, административным ответчиком не представлено. Данное здание не является объектом капитального строительства, что подтверждается заключением эксперта. Выдача разрешения на строительство данного здания не требуется.
В материалы дела административным истцом представлено заключение кадастрового инженера Цыбульникова С.Н. со схемой расположения земельного участка с кадастровым номером №, металлического строения на этом участке и мусора, согласно которым при натурном обследовании было выявлено, что земельный участок не огорожен забором, на участке расположено металлическое строение, перед строением навален мусор. При совмещении сведений из ЕГРН с данными съемки выявлено, что куча мусора не попадает на земельный участок и расположена ориентировочно в 3,5 м от границы участка.
Административный истец в судебном заседании пояснил, что он не знает, кто осуществил указанную в акте осмотра несанкционированную свалку мусора и складировал строительный материал.
Из показаний допрошенной в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО18 следует, что при проведении осмотра земельного с кадастровым номером № какие-либо специальные измерительные приборы комиссией не использовались; закрепление границ данного земельного участка на местности отсутствовало, в связи с чем, комиссия указала в акте о том, что границы участка не установлены в соответствии с требованиями норм действующего законодательства; вывод о том, что в границах земельном участке с кадастровым номером № организована несанкционированная свалка мусора и складированы строительные материалы, был сделан комиссией на основе визуального осмотра, приблизительно.
Таким образом, административным ответчиком не представлено суду доказательств того, что на земельном участке с кадастровым номером № организована несанкционированная свалка мусора и складированы строительные материалы. Кроме того, данные обстоятельства опровергаются вышеуказанным заключением кадастрового инженера Цыбульникова С.Н. с приложенной к нему схемой.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о незаконности акта осмотра земельного участка от 7 апреля 2020 года в части указания в нем на организацию на данном земельном участке несанкционированной свалки мусора и складирования строительных материалов, незаконного возведения объекта, а также к выводу о незаконности письма-уведомления от 23 апреля 2020 года в части требований о демонтаже возведенного на земельном участке с кадастровым номером № объекта.
В судебном заседании административным истцом не опровергалось, что на момент осмотра комиссией земельного участка с кадастровым номером № на земельном участке отсутствовало закрепление его границ на местности, то есть отсутствовали межевые, геодезические и другие специальные знаки, обозначающие границы данного земельного участка, и что земельный участок не использовался им для целей сельскохозяйственного использования, а велась подготовка к такому использованию. В связи с чем, оснований для признания незаконным акта осмотра в указанной части не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░8 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 7 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ 23 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░