Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7592/2019 ~ М-7358/2019 от 15.10.2019

№ 2-7592/2019

10RS0011-01-2019-009695-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

05 декабря 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия

в составе председательствующего судьи Бингачовой Е.М.,

при секретаре Коваленко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Разувайло Р.Е. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском по следующим основаниям. Он относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Однако до настоящего времени указанным жилым помещением он не обеспечен. Истец просит обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в Петрозаводском городском округе, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям применительно к условиям Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе, взыскать расходы по оплате госпошлины в сумме <данные изъяты> руб.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство социальной защиты Республики Карелия.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Петрозаводского городского округа Карпова Ж.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных требований.

Третье лицо Министерство социальной защиты Республики Карелия явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, ранее представили отзыв на заявленные исковые требования, ходатайствуют о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, заслушав истца, представителя ответчика, пояснения свидетелей, исследовав материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В силу положений п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, действовавших до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежали обеспечению жилыми помещениями по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свобод.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон о дополнительных гарантиях), как в редакции Федерального закона от 29.02.2012 года № 15-ФЗ (далее Закон № 15-ФЗ), так и в ранее действовавших, государство гарантирует детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, нуждающимся в жилье, предоставление жилого помещения.

Так, абз.2 п.1 ст.8 названного закона, в редакции Федеральных законов от 08.02.1998 года и от 22.08.2004 года, было предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции ФЗ от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу приведенных норм для реализации положений об обеспечении жильем ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, либо лиц их числа имеет значение только факт его нуждаемости в жилом помещении.

В соответствии с абз.2, 3 п.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Пунктом 3 ст.8 того же Федерального закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

Согласно п.7 ст.8 того же закона по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п.п.8, 9 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ, в редакции Федерального закона № 15-ФЗ, дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с ч.6 ст.3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 года № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.

В силу п.п.3 и 4 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства РК от 16.04.2013 года № 129-П, благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа. Решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения на основании списка.

В силу ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Статья 19 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает два основных требования, которые должны быть соблюдены в целях обеспечения надлежащей передачи государственных полномочий: наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законом субъектов Российской Федерации; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводится в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

Статьей 4 Закона Республики Карелия № 921-ЗРК государственные полномочия по обеспечению данной категории граждан жилой площадью переданы органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Карелия и предусмотрено соответствующее финансирование за счет средств бюджета Республики Карелия расходов по обеспечению дополнительных мер социальной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу п.«з» ч.2 ст.4 Закона Республики Карелия орган исполнительной власти РК, уполномоченный Правительством РК, формирует список детей - сирот, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Таковым органом является Министерство социальной защиты Республики Карелия (подпункт 21 пункта 9 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 25 октября 2017 года № 374-П), которому для формирования списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляются сведения органами местного самоуправления.

Согласно ст.20 Федерального закона №131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных государственных полномочий. Основанием для отказа от исполнения указанных полномочий, может являться только признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным статьей 19 настоящего Федерального закона.

В целях установления и исполнения переданных государственных полномочий администрация Петрозаводского городского округа постановлением от 29.03.2013 года № 1206 утвердила Положение об осуществлении переданных государственных полномочий Республики Карелия по обеспечению жилой площадью детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п.6 данного Положения жилые помещения детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договорам найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям Петрозаводского городского округа, по нормам, установленным пунктом 7 настоящего Положения.

Пунктом 7 Положения предусмотрено, что в качестве нормы предоставления площади жилого помещения при осуществлении переданных государственных полномочий (далее - норма предоставления жилого помещения) применяются нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, действующие на территории Петрозаводского городского округа с учетом требований ст.58 ЖК РФ.

В судебном заседании установлено, что Разувайло Р.Е. в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ истец внесен в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по Петрозаводскому городскому округу, состоит под номером .

Согласно представленным в материалы дела документам, Разувайло Р.Е. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имел регистрацию по адресу <адрес>, в настоящее время регистрации не имеет.

Как пояснил истец, снятие с регистрационного учета носило вынужденный характер, поскольку имел регистрацию по месту жительства бабушки, что обременяло последнюю дополнительными расходами по оплате жилищных и коммунальных услуг.

Факт проживания истца в г.Петрозаводске после снятия его с регистрации нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, в частности показаниями свидетелей ФИО1, ФИО2, ФИО3.

Согласно пояснениям свидетеля ФИО1 истец приходится ей племянником, находился под ее опекой, снят с регистрации, поскольку на него производилось начисление платы за ЖКУ, до ДД.ММ.ГГГГ проживал у девушки по <адрес>, сейчас живет у нее по <адрес>, иногда у своих друзей.

Свидетель ФИО2 пояснил, что является другом истца, последний проживает на территории г.Петрозаводска, иногда ночует у него.

Свидетель ФИО3 в судебном заседании указал, что истец проживает в г.Петрозаводске у своей тети, иногда жил у него, за пределы г.Петрозаводска не выезжал.

Сведений о наличии у истца занимаемого на основании договора социального найма или права собственности жилого помещения не имеется. Факт нуждаемости истца в предоставлении жилого помещения не оспаривается ответчиком.

Вместе с тем, соответствующее право истца не реализовано, в настоящее время жилого помещения, соответствующего требованиям действующего законодательства, истец для постоянного проживания не имеет.

Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, исходя из положений действующего законодательства, принимая во внимание, что жилое помещение истцу не предоставлено, что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Разувайло Роману Евгеньевичу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека, установленной в Петрозаводском городском округе.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Исковые требования Разувайло Р.Е. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Разувайло Р.Е. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа, общей площадью не менее нормы предоставления на одного человека.

Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа в пользу Разувайло Романа Евгеньевича госпошлину в сумме 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.

Судья Е.М.Бингачова

Мотивированное решение составлено 10.12.2019.

2-7592/2019 ~ М-7358/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Разувайло Роман Евгеньевич
Ответчики
администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Бингачова Е.М.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
15.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.10.2019Передача материалов судье
16.10.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.11.2019Судебное заседание
20.11.2019Судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
10.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.02.2020Дело оформлено
20.02.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее