Решение
Именем Российской Федерации
13 сентября 2021 года с. Кинель-Черкассы
Кинель-Черкасский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи Казанцева И.Л., при секретаре Зубковой Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-768/2021 по исковому заявлению Отыч <данные изъяты> к АО "Ремонтно-Эксплуатационное Управление" в лице Самарского филиала АО "РЭУ" "Самарский", третьим лицам Администрации Кинель-Черкасского района, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения обязанностей по договору холодного и горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения) с потребителем и присуждении к исполнению обязанности в натуре
Установил:
Истец обратился в суд с иском, в заявлении указав, что ответчик является ресурсоснабжающей организацией и межу истицей и ответчиком был заключен договор холодно водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения) от 01.09.2020г.
Истица своевременно оплачивает услуги и не имеет задолженности, что подтверждается, в частности, платёжным документом за май 2021г. и квитанцией об оплате.
Истица получила от ответчика заказное письмо (РПО №), в котором содержалось уведомление об одностороннем отказе ответчика от договора.
Истица полагает односторонний отказ ответчика от исполнения договора по предоставлению коммунальных ресурсов незаконным, по основаниям, изложенным далее, и ставящим истицу в крайне тяжёлую жизненную ситуацию.
Ответчик не правомочен в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора по поставке потребителю коммунальных ресурсов, так как это запрещено законом.
Согласно п. 1 ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Договор водоснабжения и теплоснабжения является договором об энергоснабжении (в силу ст.548 ГК РФ). Право одностороннего отказа от такого договора предоставлено только абоненту-гражданину - п. 1 ст. 546 ГК РФ.
Отношения по централизованному холодному и горячему водоснабжению регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно указанному закону, поставщик соответствующих коммунальных ресурсов имеет право на односторонний отказ от исполнения договора только в случае, предусмотренном ч. 6 ст.21 указанного закона, то есть в случаях, если по истечению 60 дней абонентом не устранены нарушения, указанные в данной статье, применительно к водоснабжению, в частности:
воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к узлам учета абонента для осмотра, контроля, снятия показаний средств измерений;
наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более;
Со стороны истицы подобного нарушения не имелось, и её о возможном ограничении поставки коммунальных ресурсов, в связи с какими-либо нарушениями её стороны, Ответчик не уведомлял.
Кроме того, поставка горячей воды через централизованные системы и порядок теплоснабжения через централизованные системы регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", который также не содержит нормы позволяющей ресурсоснабжающей организации отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке. Даже в случае несвоевременной оплаты ресурсов потребителем поставщик теплоэнергии вправе лишь ограничить временно поставку соответствующего ресурса, и потребовать платы неустойки (пени).
Аналогичные нормы содержаться и в подзаконных актах регулирующих сферу представления коммунальных ресурсов гражданам проживающим в МКД, в частности:
Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов";
Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Ни один НПА не предусматривает права ресурсоснабжающей организации на произвольный отказ от договора с потребителем.
Основания, указанные ответчиком в уведомлении об одностороннем отказе от договора не состоятельны, и не соответствуют требованиям закона.
Как видно из уведомления ответчик мотивирует односторонний отказ от договора двумя причинами:
Решением Арбитражного суда от 02.02.2021г. по делу А55-3891/2020 и статьей 416 ГК РФ.
Однако ни одна из указанных ответчиком причин не является основанием для одностороннего отказа от договора с истицей так как решение Арбитражного суда от 02.02.2021г. по делу А55-3891/2020 никаким образом не затрагивает правоотношения ответчика с истицей по договору водоснабжения и теплоснабжения, истица не является участником судопроизводства в арбитражном суде по делу А55-3891/2020, и арбитражный суд не вправе был выносить судебный акт, затрагивающий права истицы, не привлечённой к участию в деле. Указанное решение Арбитражного суда не содержит каких-либо выводов и постановлений, затрагивающих права истицы
Статья 416 ГК РФ не предоставляет ответчику права на односторонний отказ, а регулирует вопрос прекращения обязательств в связи с невозможностью их исполнения. Ответчику ничто не препятствует исполнять договор с истицей. Спор ответчика с МО РФ о праве собственности на ряд имущественных объектов, рассматривавшийся Арбитражным судом в рамках дела А55-3891/2020 не влияет на обязательства ответчика по договору с истицей. Ответчик и до решения Арбитражного суда не являлся собственником указанных объектов, и решение арбитражного суда ничего не изменило в «титуле» спорного имущества.
Фактически, ответчик в своём уведомлении пытается ввести истицу в заблуждение апеллируя к решению арбитражного суда и статье 416 ГК РФ, рассчитывая, видимо, на правовую неграмотность потребителя.
Ответчик не имеет права на отказ от договора ещё и в силу того, что является субъектом естественной монополии и единственной организацией, которая может поставлять соответствующие коммунальные ресурсы истице и другим жителям данного мкд.
Согласно Реестру субъектов естественных монополий, Ответчик с 09.06.2014г. зарегистрирован в Реестре СЕМ за номером 77.1.1.
Поставка коммунальных ресурсов истице осуществляется ответчиком через централизованные системы водоснабжения и отопления, и в случае одностороннего отказа ответчика от исполнения обязательств по договору, истица не имеет возможности заключить договор с иным поставщиком необходимых коммунальных ресурсов.
Односторонний отказ ответчика от договора водоснабжения и отопления приведёт к крайне тяжёлой для истицы жизненной ситуации.
Истице 73 года, она проживает на 5-м этаже МКД и в случае отключения водоснабжения и отопления не сможет обеспечить себя водой и теплом самостоятельно.
Истица в своём возрасте не сможет поднимать на 5-й этаж необходимое для бытовых нужд количество воды, то есть утратит возможность готовить пищу, стирать одежду и бельё, пользоваться гигиеническими процедурами, пользоваться канализацией для отведения естественных отходов жизнедеятельности.
Согласно статье 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Просит признать односторонний отказ ответчика от исполнения обязательств по договору холодно водоснабжения, горячего водоснабжения, отопления (теплоснабжения) от 01.09.2020 г. незаконным и нарушающими права потребителя.
Обязать Ответчика исполнять указанный договор в натуре, в соответствии с условиями договора и требованиями закона.
В судебном заседании представитель истца Смирнов А.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал, по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель ответчика АО «РЭУ» Краснощекова Н.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, в возражениях указав, что ответчик не является ресурсоснабжающей организацией, у него отсутствуют права на объекты коммунальной инфраструктуры, с использованием которых оказывались коммунальные услуги истице.
В соответствии с Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 11.04.2003 № 1123-р «О реорганизации государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской федерации» создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об окрытом акционерном обществе - «Оборонсервис», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» ФГУП «РЭУ МО РФ» преобразовано в Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление», которое является правопреемником ФГУП «РЭУ МО РФ».
В соответствии с п. 1, п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ», Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.05.2009 № 470 «Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Ремонтноэксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации» был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «РЭУ МО РФ», которое включено в Передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «РЭУ МО РФ», в том числе тепло-водоснабжающие объекты недвижимости по адресу: <адрес> с использованием которых осуществлялось оказание коммунальных услуг истице.
19.11.2019 АО «РЭУ» обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>
Управлением Росреестра по Самарской области принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на Объекты.
В этой связи АО «РЭУ» 17.02.2020 обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании права собственности за АО «РЭУ» на объекты.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2021 года по делу № А55- 3891/2020 в исковом заявлении о признании права собственности за АО «РЭУ» на Объекты отказано. Судебный акт вступил в законную силу 09.03.2021.
Приказом Департамента военного имущества Минобороны России от 25.05.2021 № 1541 данные объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации, закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.
Таким образом, в настоящее время правообладателем объектов коммунальной инфраструктуру, с использованием которых осуществляется оказание коммунальных услуг истице, является ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.
В соответствии с ч. 2 ст. 13, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 109-ФЗ «О теплоснабжении» потребители, подключенные к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения.
По договору теплоснабжения теплоснабжающая организация обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а потребитель тепловой энергии обязан принять и оплатить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, соблюдая режим потребления тепловой энергии (п. 20 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808.
Для передачи тепловой энергии потребителям теплоснабжающие организации также заключают с теплосетевыми организациями договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя (ч. 6 ст. 13, ч. 4 ст. 15 Закона о теплоснабжении).
При этом под теплоснабжающей организацией законом о теплоснабжении понимается организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенной или приобретенной тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (пп. 11 ст. 2 Закона о теплоснабжении).
В связи с принятием решения Арбитражным судом Самарской области от 02.02.2021 № А55-3891/2020 об отказе в признании права собственности на объекты АО «РЭУ» утратило правовые основания для их использования и престало отвечать критериям теплоснабжающей организации.
Следовательно, заключение и исполнение договоров по поставке коммунальных ресурсов с использованием объектов, противоречит закону о теплоснабжении, определяющего субъектный состав данных правоотношений.
При этом, Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» содержит понятие гарантирующей организации, т.е. организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, к которой АО «РЭУ» также не отнесено.
Из схемы водоснабжения сельского поселения Кинель-Черкассы, утвержденного постановлением Администрации Кинель-Черкасского района от 31.01.2020 № 115, следует: «...в с.п. Кинелъ-Черкассы организована централизованная система водоснабжения. Согласно Постановлению Главы с.п. Кинель-Черкассы «Об определении гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах сельского поселения Кинелъ-Черкассы муниципального района Кинелъ-Черкасский Самарской области» выбрано предприятие ООО «Водоканал Сервис».
В указаных условиях, при которых АО «РЭУ» не имеет законных прав владения объектами, а также учитывая, что АО «РЭУ» не является гарантирующим поставщиком в сфере холодного водоснабжения и (или) водоотведения продолжение правоотношений по поставке коммунальных ресурсов с их использованием не представляется возможным.
Уведомление АО «РЭУ» соответствует нормам действующего законодательства
В соответствии с ч. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
Действуя добросовестно и разумно АО «РЭУ» не могло предполагать, что в признании права собственности на объекты коммунальной инфраструктуры, с использованием которых осуществлялось оказание услуг
Истице, и которые получены АО «РЭУ» в порядке приватизации будет отказано, что лишит его правовой возможности эксплуатировать объекты и как следствие оказывать услуги по заключенным договорам.
В определение Верховного Суда РФ от 28.11.2014 № 307-ЭС14-4892 выбытие энергопринимающего устройства из обладания абонента, состоявшего в договорных отношениях с энергоснабжающей организацией, в силу пункта 1 статьи 416 Гражданского кодекса Российской Федерации квалифицировано как прекращение обязательства невозможностью исполнения.
В настоящем случае аналогичные обстоятельства возникли и у АО «РЭУ», в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, с использованием которого осуществлялось оказание услуг истице.
Права и законные интересы истицы не нарушены АО «РЭУ».
В соответствии с п.п. 1, 5 ч. 1 статьи 6 Закона о теплоснабжении и п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов.
Аналогичные положения содержаться в Федеральном законе от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Таким образом, обязанность по обеспечению населения коммунальными услугами действующим законодательством возложена на Администрацию Кинель-Черкасского района Самарской области.
АО «РЭУ» неоднократно уведомляло Администрацию Кинель-Черкасского района Самарской области, что в связи с принятием решения Арбитражным судом Самарской области от 02.02.2021 № А55-3891/2020 об отказе в признании права собственности на объекты АО «РЭУ» утратило правовые основания для их использования и перестало отвечать критериям теплоснабжающей организации, и как следствие, заключение и исполнение договоров по поставке коммунальных ресурсов с использованием данных объектов, противоречит Закону о теплоснабжении, определяющему субъектный состав таких правоотношений.
Переписка с Администрацией Кинель-Черкасского района по вопросу принятия объектов, в том числе по причине признания АО «РЭУ» несостоятельным (банкротом), ведется с 2019 года. Администрация неоднократно давала согласие на приемку объектов в муниципальную собственность для организации коммунальных услуг населению Кинель- Черкасского района Самарской области.
Таким образом, Администрация Кинель-Черкасского района Самарской области имело и имеет возможность организовать поставку коммунального ресурса в границах поселения в пределах своих полномочий, о чем была уведомлена истица.
Просит в удовлетворении исковых требований отказать полностью.
Представитель ответчика Долин С.Н. исковые требования не признал.
Представители третьих лиц ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России, Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, на момент окончания рассмотрения дела отзывов не направили.
Представители третьего лица Администрации Кинель-Черкасского района Широкорад О.В., Сибарцев М.М. считают, что требования подлежат удовлетворению.
Представитель Коробейников В.Л. просил о рассмотрении дела без его участия, указав, что не располагает доказательствами по предмету спора.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии с п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 данной статьи, на территории сельского поселения реализуются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся:
организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 6, 15, 16 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;
Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, отдельных объектов такой системы. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим горячее водоснабжение, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1, ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся:
организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств;
определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации. Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Холодное и горячее водоснабжение с использованием нецентрализованных систем соответственно холодного и горячего водоснабжения осуществляются на основании соглашений с лицами, эксплуатирующими указанные системы.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения, заключают с гарантирующими организациями договоры холодного водоснабжения.
Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к закрытой системе горячего водоснабжения, заключают договоры горячего водоснабжения с организацией, эксплуатирующей эту систему.
В соответствии с ч. 4 указанной статьи абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении".
В соответствии с ч. 7 статьи 7 Федерального закона до определения гарантирующей организации, а также в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, договоры холодного водоснабжения и (или) водоотведения заключаются с организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой подключены (технологически присоединены) объекты капитального строительства абонента
Пунктом 1 и 1.1 ч. 11 указанного Федерального закона горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение осуществляются в соответствии с правилами горячего водоснабжения и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими соответственно:
порядок временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, порядок отказа от исполнения договора горячего водоснабжения, договора холодного водоснабжения, договора водоотведения, в том числе особенности применения этих мер в отношении отдельных категорий абонентов и в случае невыполнения абонентами своих обязательств по таким договорам;
порядок определения абонентов, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате горячей, питьевой и (или) технической воды, подаваемой по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, и абонентов, обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате водоотведения, и порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, а также требования к условиям его предоставления.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе прекращать эксплуатацию централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или отдельных объектов таких систем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 416 ГК РФ обязательство прекращается невозможностью исполнения, если она вызвана наступившим после возникновения обязательства обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает.
В судебном заседании установлено, что Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 11.04.2003 № 1123-р «О реорганизации государственных унитарных предприятий, входящих в состав органов строительства и расквартирования войск Вооруженных Сил Российской федерации» создано Федеральное государственное унитарное предприятие «Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации».
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.09.2008 № 1359 «Об окрытом акционерном обществе - «Оборонсервис», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис» ФГУП «РЭУ МО РФ» преобразовано в Открытое акционерное общество «Ремонтно-эксплуатационное управление», которое является правопреемником ФГУП «РЭУ МО РФ».
В соответствии с п. 1, п.п. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1082 «Вопросы Министерства обороны РФ», Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, осуществляет, в пределах своей компетенции, правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 29.05.2009 № 470 «Об условиях приватизации Федерального государственного унитарного предприятия «Ремонтно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации» был утвержден состав подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «РЭУ МО РФ», которое включено в Передаточный акт подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП «РЭУ МО РФ», в том числе тепло-водоснабжающие объекты недвижимости по адресу: <адрес>, с использованием которых осуществлялось оказание коммунальных услуг истице.
19.11.2019 АО «РЭУ» обратилось в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>
Управлением Росреестра по Самарской области принято решение об отказе в государственной регистрации права собственности на Объекты.
АО «РЭУ» 17.02.2020 обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о признании права собственности за АО «РЭУ» на объекты.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.02.2021 года по делу № А55-3891/2020 в удовлетворении требований о признании права собственности за АО «РЭУ» на объекты отказано.
Приказом Департамента военного имущества Минобороны России от 25.05.2021 № 1541 данные объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации, закреплены на праве оперативного управления за ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.
Правообладателем объектов коммунальной инфраструктуры, с использованием которой осуществляется оказание коммунальных услуг истице, является ФГКУ «Приволжско-Уральское ТУИО» Минобороны России.
Согласно данных из ЕГРН объекты, посредством которых осуществляется тепло-водоснабжение части многоквартирных домов с. Кинель-Черкассы, расположенные по адресу: <адрес> являются собственностью Российской Федерации.
Правоотношения по передаче объектов в пользование ответчика со стороны третьих лиц, как правообладателя имущества, так и органа местного самоуправления, компетентного в решении вопроса об организации водоснабжения населения, в том числе принятия мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, отсутствуют.
Суд считает, что оснований для удовлетворения требований о признании одностороннего отказа ответчика от исполнения обязательств незаконным не имеется. Материалы дела содержат многочисленные документы, подтверждающие наличие долгосрочных взаимоотношений между органами местного самоуправления и ответчиком по урегулированию ситуации, сложившейся при предоставлении коммунальных услуг населению.
Из переписки следует, что ответчик неоднократно переносил сроки прекращения эксплуатации объектов, для решения вопроса с органами местного самоуправления по принятию объектов инфраструктуры, принадлежащих Российской Федерации, в собственность сельского поселения Кинель-Черкассы Самарской области, при этом, не являясь правообладателем имущества.
Из установленных обстоятельств, следует, что фактического отказа от выполнения обязательств со стороны ответчика не следует, поскольку после рассылки уведомлений ответчик продолжает выполнять обязательства, исполняя требования ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ
"О водоснабжении и водоотведении".
Уведомления об окончании деятельности направляются ежемесячно на протяжении значительного периода, имеются сведения об отзыве писем о расторжении договоров с поставщиками, в связи с чем, суд делает суждение о том, что направление уведомлений, в том числе абонентам, о прекращении деятельности, носит превентивный характер, направленный к побуждению администрации в принятии объектов инфраструктуры для исполнения обязанностей, предусмотренных законом, в части обеспечения населения ресурсами и коммунальными услугами, в условиях исполнения ответчиком таких обязанностей без наличия какого-либо права обладания и пользования объектами ресурсоснабжения, в условиях введения процедуры конкурсного управления, и не свидетельствует об одностороннем отказе от исполнения обязательств.
При рассмотрении вопроса о применении такого способа защиты как присуждение к исполнению обязанности в натуре, необходимо определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения обязательств.
Учитывая установленные обстоятельства, что ответчик, фактически, без наделения каким-либо вещным правом на инфраструктуру водоснабжения и теплоснабжения в с. Кинель-Черкассы, осуществлял деятельность, связанную с водоснабжением и теплоснабжением, при наличии судебного решения о признании его несостоятельным (банкротом), открытии в отношении него процедуры конкурсного производства, установить возможность реального исполнения обязательств лицом, не являющимся собственником имущества, не обладающего правом пользования данным имуществом, в отсутствие каких-либо, оформленных документально, прав и, как следствие, обязать такое лицо к выполнению обязательств, суд оснований не усматривает.
Заслуживают внимания доводы ответчика о том, что заключение и исполнение договоров после принятия решения Арбитражным судом Самарской области от 02.02.2021 г. № А55-3891/2020 об отказе в признании права собственности на объекты, будет противоречить закону, в части, определяющей субъектный состав правоотношений.
Учитывая указанные выше нормы закона в той ситуации, когда организация отказывается от поставок энергоресурсов, вопрос о водоснабжении, теплоснабжении разрешается органами местного самоуправления в пределах их компетенции, что исключает нарушения прав собственников жилых помещений в многоквартирном доме на получение коммунальных услуг, поскольку функции по предоставлению коммунальных услуг, в таком случае, обеспечиваются органами местного самоуправления в силу прямого указания закона.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Отыч <данные изъяты> оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кинель-Черкасский районный суд Самарской области.
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено 20.09.2021 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты> |
<данные изъяты> <данные изъяты> |
<данные изъяты> |