Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гончарова А.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование своих требований истцы указали, что ФИО1, проживающий в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, пользуется ею на условиях найма жилого фонда.
На данной жилой площади зарегистрированы истец ФИО1, его жена - ФИО2 и сын – ФИО3. В соответствии с согласием от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 участие в приватизации принимать не будет.
В целях реализации права на приватизацию ФИО1 обратился в Управление жилищных отношений Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес>. В ответе Управления жилищных отношений Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> было указано, что данное жилое помещение не учтено в реестре муниципальной собственности, в связи с чем, заключить договор на передачу жилого помещения в собственность не представляется возможным.
Истец указал, что ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» также не имеет права выступать стороной по договору передачи квартиры в собственность, поскольку не входит в ограниченный круг юридических лиц, обозначенных в ст. 6 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и имеющих на то право.
ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и ФГУ «центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, уклоняясь от государственной регистрации права оперативного управления, передачи жилого фонда в муниципальную собственность или внесению в федеральный реестр, препятствует в реализации истцами конституционных прав нарушается равенство всех перед законом и судом, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и право на судебную защиту, что противоречит ч. 1,2 ст. 19, ч. 2 ст. 35, ч. 1,2 ст. 46, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.,
Считая свои права и законные интересы нарушенными, истцы обратились в суд и просили признать право общей долевой собственности за ФИО1 и ФИО2 по ? доле соответственно на квартиру №№ в доме № по <адрес> в порядке приватизации.
В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2 заявленные требования поддержали, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения МО РФ, Департамента имущественных отношений МО РФ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представители третьих лиц Администрации городского округа <адрес>, Управления жилищных отношений Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес>, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был выдан ДД.ММ.ГГГГ ордер на жилое помещение № на семью из 3 человек ( на ФИО1, жену – ФИО2, сына – ФИО3) на право занятия жилого помещения размером общей площадью 55 кв.м (жилой площадью - 31,0 кв.м), состоящего из двух комнат в квартире по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из домовой книги (по квартирной карточке) по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО1, ФИО2, ФИО3. Нанимателем спорного жилого помещения является ФИО1.
В соответствии с согласием от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказался от участия в приватизации спорной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Участия в приватизации жилых помещений истцы не принимали.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества
Истцы, решив воспользоваться предоставленным Законом правом на бесплатную приватизацию жилого помещения, обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлениями о передаче квартиры №№ дома №№ по <адрес> в собственность в порядке приватизации.
Согласно ответу Управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитывается.
ФИО1 разъяснено право обратиться в суд для признания права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьёй 2 названного Закона предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
В силу разъяснения, содержащегося в пунктах 5 и 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе и долевую. При этом гражданину не может быть отказано в приватизации занимаемых им жилых помещений на не предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В судебном заседании установлено, что оснований, исключающих приватизацию согласно ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не имеется, истцы ранее участия в приватизации не принимали.
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Данным положениям Закона отвечают и пункты 6, 7 Постановления Воронежской городской Думы «Об утверждении Положения о приватизации жилищного фонда», согласно которых передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется Комитетом по управлению жилищным фондом городского округа <адрес> – по жилым помещениям муниципального жилищного фонда <адрес>; предприятием или учреждением в отношении государственного жилищного фонда, за которыми закреплен государственный жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или передан в оперативное управление.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы данного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Кроме того, как указано в п.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Учитывая, что истцу был выдан ордер на жилое помещение № на основании Постановления <адрес>, и оснований, исключающих приватизацию согласно ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судом не установлено, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2, 8 и 35 Конституции РФ) во взаимосвязи со статьей 2 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ФИО1, ФИО2 право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру № № в доме № <адрес> по <адрес> по 1/2 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Гончаров
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Гончарова А.А.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения МО РФ, Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование своих требований истцы указали, что ФИО1, проживающий в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, пользуется ею на условиях найма жилого фонда.
На данной жилой площади зарегистрированы истец ФИО1, его жена - ФИО2 и сын – ФИО3. В соответствии с согласием от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 участие в приватизации принимать не будет.
В целях реализации права на приватизацию ФИО1 обратился в Управление жилищных отношений Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес>. В ответе Управления жилищных отношений Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес> было указано, что данное жилое помещение не учтено в реестре муниципальной собственности, в связи с чем, заключить договор на передачу жилого помещения в собственность не представляется возможным.
Истец указал, что ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» также не имеет права выступать стороной по договору передачи квартиры в собственность, поскольку не входит в ограниченный круг юридических лиц, обозначенных в ст. 6 ФЗ « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и имеющих на то право.
ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ и ФГУ «центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, уклоняясь от государственной регистрации права оперативного управления, передачи жилого фонда в муниципальную собственность или внесению в федеральный реестр, препятствует в реализации истцами конституционных прав нарушается равенство всех перед законом и судом, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, и право на судебную защиту, что противоречит ч. 1,2 ст. 19, ч. 2 ст. 35, ч. 1,2 ст. 46, ч. 3 ст. 55 Конституции РФ.,
Считая свои права и законные интересы нарушенными, истцы обратились в суд и просили признать право общей долевой собственности за ФИО1 и ФИО2 по ? доле соответственно на квартиру №№ в доме № по <адрес> в порядке приватизации.
В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2 заявленные требования поддержали, просил суд их удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчиков Департамента жилищного обеспечения МО РФ, Департамента имущественных отношений МО РФ в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Представители третьих лиц Администрации городского округа <адрес>, Управления жилищных отношений Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес>, Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был выдан ДД.ММ.ГГГГ ордер на жилое помещение № на семью из 3 человек ( на ФИО1, жену – ФИО2, сына – ФИО3) на право занятия жилого помещения размером общей площадью 55 кв.м (жилой площадью - 31,0 кв.м), состоящего из двух комнат в квартире по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из домовой книги (по квартирной карточке) по адресу: <адрес>, зарегистрированы ФИО1, ФИО2, ФИО3. Нанимателем спорного жилого помещения является ФИО1.
В соответствии с согласием от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 отказался от участия в приватизации спорной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Участия в приватизации жилых помещений истцы не принимали.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества
Истцы, решив воспользоваться предоставленным Законом правом на бесплатную приватизацию жилого помещения, обратились в Управление жилищных отношений администрации городского округа <адрес> с заявлениями о передаче квартиры №№ дома №№ по <адрес> в собственность в порядке приватизации.
Согласно ответу Управления жилищных отношений администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: <адрес>, в реестре муниципального имущества (жилые объекты) не учитывается.
ФИО1 разъяснено право обратиться в суд для признания права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ», приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Статьёй 2 названного Закона предусмотрено, что граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность.
В силу разъяснения, содержащегося в пунктах 5 и 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как статья 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе и долевую. При этом гражданину не может быть отказано в приватизации занимаемых им жилых помещений на не предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
В судебном заседании установлено, что оснований, исключающих приватизацию согласно ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не имеется, истцы ранее участия в приватизации не принимали.
Круг лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в порядке приватизации, определен в статье 6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Данным положениям Закона отвечают и пункты 6, 7 Постановления Воронежской городской Думы «Об утверждении Положения о приватизации жилищного фонда», согласно которых передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется Комитетом по управлению жилищным фондом городского округа <адрес> – по жилым помещениям муниципального жилищного фонда <адрес>; предприятием или учреждением в отношении государственного жилищного фонда, за которыми закреплен государственный жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или передан в оперативное управление.
Согласно ч.3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, закрепленное Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы данного Закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Кроме того, как указано в п.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 03.11.1998г. №-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», государство, закрепляя в законе право на приватизацию, государство обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.
Учитывая, что истцу был выдан ордер на жилое помещение № на основании Постановления <адрес>, и оснований, исключающих приватизацию согласно ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» судом не установлено, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, применяя в качестве акта прямого действия Конституцию РФ (ст.ст. 2, 8 и 35 Конституции РФ) во взаимосвязи со статьей 2 и 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ФИО1, ФИО2 право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру № № в доме № <адрес> по <адрес> по 1/2 доли за каждым.
Решение может быть обжаловано в <данные изъяты> областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: А.А. Гончаров
Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года