№ 2-6601/2018-25
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 октября 2018 года город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Поляковой В.В., при секретаре Исраэлян Ю,А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тихомировой Р.В. к Герасимову А.А., Пантелеевой Т.В., Ганичеву А.Н. о признании утратившим и не приобретшими право пользования жилым помещением,установил:
Иск заявлен по тем основаниям, что истец является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, принадлежащей ей на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ В указанной квартире зарегистрированы ответчики, которые в связи с продажей квартиры истице должны били сняться с регистрационного учета. На неоднократные просьбы к Герасимову А.А. сняться с регистрационного учета самому и снять с учета своих знакомых Пантелееву Т.В. и Ганичева А.Н. ответчик не реагирует.Регистрация ответчиков препятствует реализации истицей своих прав как собственника, возлагает на нее обязанности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, начисленных в отношении ответчиков. В связи с изложенным, просит признать ответчиков не приобретшими право пользования указанным жилым помещением.
Истец в судебном заседании исковые требования уточнила: просила признать ответчика Герасимова А.А. утратившим право пользования указанным выше жилым помещением, поскольку до продажи квартиры он в ней проживал, а ответчиков Пантелееву Т.В. и Ганичева А.Н. – не приобретшими права пользовании указанной квартирой, поскольку их она никогда не видела и о регистрации указанных лиц в жилом помещении узнала уже после покупки квартиры. На взыскании с ответчиков госпошлины не настаивала.
Ответчик Герасимов А.А. в судебном заседании не участвовал, о дне рассмотрения извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, сообщил, что заявленные требования признает, считает обоснованными и подлежащими удовлетворению. Также пояснил, что ответчики Пантелеева Т.В., Ганичев А.Н. попросили их зарегистрировать в квартире, но в ней не проживали.
Ответчики Пантелеева Т.В., Ганичев А.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались по известному суду адресу регистрации в порядке ст. 119 ГПК РФ, судебная корреспонденция возвращена в суд по истечению срока хранения
Суд, заслушав пояснения истца, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что квартира по адресу: <адрес>, принадлежит истцу на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с Герасимовым А.А. (продавец). Право собственности истца зарегистрировано в Управлении Росреестра по РК ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно условиям указанного договора, продавец гарантирует, что лиц, сохраняющих право проживания в квартире после ее продажи, не имеется, обязуются выписаться в течение трех месяцев.
Материалами дела подтверждается, что ответчик указанное обязательство не выполнил, на момент рассмотрения дела в жилом помещении зарегистрированы по месту жительства: Герасимов А.А. (бывший владелец) - с ДД.ММ.ГГГГ., Пантелеева Т.В. (знакомая) с ДД.ММ.ГГГГ, Ганичев А.Н. (знакомый) – с ДД.ММ.ГГГГ. То есть, ответчики зарегистрировались в указанном жилом помещении до покупки квартиры истцом.
Как следует из пояснений истца, ответчик Герасимов А.А. до продажи ей квартиры проживал в ней, при заключении договора купли-продажи обязался сняться с регистрационного учета в течение трех месяцев, при этом о наличии иных зарегистрированных гражданах истцу при покупке квартиры известно не было, об этом она узнала при обращении в паспортную службу. При этом, ответчики Пантелеева Т.В. и Ганичев А.Н. в указанной квартире фактически не проживали, в связи с чем право пользования ею не приобрели. Данные факты подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей В., М., М.И..
В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.
В статье 2 Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
На основании пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 292 Гражданского кодекса Российской Федерации члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. При переходе права собственности право пользования жилым помещением членами семьи прежнего собственника прекращается.
На основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно п. 1 ст. 35 Жилищного Кодекса РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением данный гражданин обязан освободить соответствующее помещение.
В силу статьи 309 ГК РФобязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Регистрация или отсутствие таковой в силу ч. 2 ст. 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, законами республик в составе РФ.
Таким образом, регистрация является способом учёта граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и не влечёт правовых последствий в виде приобретения права на жилое помещение по месту регистрации гражданина. Сама по себе регистрация по месту жительства, при отсутствии правовых оснований возникновения права пользования - вселения в качестве члена семьи собственника жилого помещения и совместное с ним проживание, жилищных прав не порождает.
Учитывая изложенное, пояснения истца и свидетелей, отсутствие возражение со стороны ответчиков, суд считает установленным в ходе судебного заседания, что ответчикиПантелеева Т.В. и Ганичев А.Н. в спорное жилое помещение не вселялись, регистрация указанных лиц в принадлежащем истице жилом помещении носит формальный характер. Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности доводов истца о том, что Пантелеева Т.В. и Ганичев А.Н. не приобрели права пользования указанным жилым помещением.
Исходя из изложенных выше установленных судом обстоятельств и правовых норм, суд находит также подтвердившимися в судебном заседании и доводы истца о том, что ответчик Герасимов А.А. утратил право пользования указанным жилым помещением, учитывая согласие последнего с заявленными требованиями.
Таким образом, требование истца о признании ответчика Герасимова А.А. утратившим право пользования спорным жилым помещением, а ответчиков Пантелеевой Т.В. и Ганичева А.Н. – не приобретшими право пользования жилым помещением суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Поскольку согласно п. 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17.07.95 г. № 713 (в ред. от 23.12.2016 г.) снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства осуществляется органами регистрационного учета, то в данном конкретном случае решение суда является основание для снятия ответчиков с регистрационного учета по указанному выше адресу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать Герасимова А.А. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать Пантелееву Т.В,, Ганичева А.Н. не приобретшимиправо пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья В.В. Полякова
Мотивированное решение с учетом положений ст. 199 ГПК РФ изготовлено 06.11.2018 года