Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2021 г. г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Семеновой Н.Ю.,
при секретаре Сапегиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1687/2021 по исковому заявлению Бобровской Е. А. к администрации городского округа Жигулевск о признании права собственности на жилой дом,
У С Т А Н О В И Л:
Бобровская Е.А. обратилась в суд с иском к администрации городского округа Жигулевск, требуя признать за ней право собственности на жилой дом с КН № общей площадью 74,7 кв.м., жилой площадью 45,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В обосновании исковых требований указано, что истец на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ является собственником одноэтажного жилого дома полезной площадью 43,5 кв.м., жилой площадью 43,5 кв.м., с надворными постройками при нем, расположенного по адресу: <адрес>. В государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об указанном объекте недвижимости как о объекте индивидуального жилищного строительства – жилой дом с КН № площадью 68,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
В целях улучшения жилищных условий без соответствующих разрешений истец произвела реконструкцию жилого дома, в результате чего изменилась площадь жилого дома, которая стала составлять общая 74,7 кв.м., жилая – 45,4 кв.м..
Также истец является собственником земельного участка с №, площадью 861 кв.м., расположенного под указанным жилым домом.
В иске указано, что реконструкция жилого дома произведена без нарушения строительных и иных норм и правил, не нарушает законных интересов граждан и не создает угрозу их жизни и здоровью, в связи с чем она обратилась с иском в суд.
Истец Бобровская Е.А. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, предоставила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в котором настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика - администрации городского округа Жигулевск в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, предоставил отзыв на исковое заявление, в котором просил о рассмотрении дела в его отсутствие и вынести решение по делу с учетом фактических обстоятельств и доказательств по делу.
Третье лицо Самойлов К.А., являющийся собственником соседнего со спорным земельного участка и жилого дома, расположенных в <адрес>, в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, с учетом мнения представителя ответчика, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор, удостоверенный нотариусом Щ. <адрес> в реестре за №, в соответствии которым Г. продал, а Бобровская Е.А. купила одноэтажный шлако-заливной дом полезной площадью 43,5 кв.м, жилой 43,5 кв.м, с надворной постройкой при нем, расположенный в <адрес>, расположенный на земельном участке площадью 600 кв.м.. Переход права собственности по указанному договору зарегистрирован в Жигулевским филиале ГУП «ЦТИ» ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается отметкой на обратной стороне договора, а также справкой Жигулевского филиала ГУП «ЦТИ» от ДД.ММ.ГГГГ №.
Право собственности истца на жилой дом площадью 68,1 кв.м, с №, расположенный в <адрес>, зарегистрировано в ЕГРН, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 13.10.20121.
Бобровская Е.А. является собственником земельного участка площадью 861 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с КН №, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ из ЕГРН приостановлена государственная регистрация права на спорный жилой дом, поскольку не представлен документ, устанавливающий наличие, возникновение права собственности на жилой дом с указанными характеристиками.
Согласно данным технического паспорта, составленного Северо-Западным управлением ГУП «ЦТИ» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу: <адрес>, имеет общую площадь 74,7 кв.м., жилую площадь 45,4 кв.м., число этажей надземной части – 1. При этом строение с литерой А – 1980 года постройки, с литерой А1 – 1994 года постройки, с литерой А2 - 2020 года постройки.
Из сообщения отдела градостроительства и архитектуры администрации г.о.Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ следует, что согласно представленному техническому паспорту расстояние от каждой из границ земельного участка, отображенного в техническом паспорте, до жилого дома составляют три и более метров, за исключением расстояния по границе с соседним участком № по <адрес>, которое меньше минимального расстояния от границы земельного участка до жилого дома, установленного Правилами землепользования и застройки г.о.Жигулевск, которое в зоне малоэтажной застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (1-3 этажа) составляет 3 метра. Количество этажей здания составляет 1, что не превышает предельное количество этажей, установленное для данного вида объектов в зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Процент застройки не превышает максимальный процент застройки, установленный Правилами, который равен 70%.
Таким образом, из представленных суду документов усматривается, что реконструкция спорного жилого дома осуществлена без получения соответствующего разрешения.
В силу части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи (пункт 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положениями приведенной нормы права закреплены признаки самовольной постройки, в частности возведение строения на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом; создание строения без получения на это необходимых разрешений; возведение постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил; возведение постройки на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным требованиями;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 ГК РФ).
Согласно экспертному заключению №, выданному ООО «Экспертный Ц. К.», на момент обследования, выполненного ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что здание жилого дома – одноэтажное, одноквартирное, общей площадью 74,7 кв.м, жилой площадью 45,4 кв.м, каменное и бетонное, перекрытия деревянные. В результате произведенной реконструкции жилого дома (возведения пристроев лит. А1, А2, а) не были затронуты конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания, техническое состояние несущих и ограждающих конструкций здания исправное. Жесткость, прочность, механическая безопасность здания обеспечены конструктивными решениями. Работы по реконструкции выполнены с должным качеством и не противоречат требованиям нормативных документов. Здание оснащено инженерными системами, обеспечивающими выполнение санитарно-эпидемиологических требований по охране здоровья людей. Инженерные системы выполнены согласно требований норм безопасности. Обследуемый жилой дом соответствует государственным санитарным, противопожарным нормам и правилам. Здание расположено на огороженном земельном участке, в границах земельного участка, расположение здания на земельном участке не ухудшает возможности использования прилегающих земельных участков, расположенных на них зданий и сооружений, не ущемляет права и интересы третьих лиц. Допущенное отклонение по допустимому расстоянию от здания жилого дома до границы участка по северо-западной стоне с учетом п. 8 ст. 36 ГрК РФ, является несущественным нарушением строительных норм и правил, так как не ухудшает условия использования прилегающих земельных участков, расположенных на них зданий и строений, не ущемляет права и интересы третьих лиц, не может повлечь уничтожение построек, причинение вреда жизни, здоровью человека, повреждение или уничтожение имущества других лиц. Приведение жилого дома в соответствие с требованиями Правил землепользования и застройки г.о.Жигулевска о соблюдении отступов от жилого дома до границ земельного участка невозможно, так как при демонтаже конструкций стен дома затронуты несущие конструкции, на которые опираются на несущие балки перекрытия и несущие конструкции покрытия, которыми обеспечивает прочность и устойчивость дома для соблюдения требований прочности, надежности и механической безопасности. Технические, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические характеристики обследованного здания жилого дома обеспечивают нормальный уровень его эксплуатационных качеств и соответствуют предъявляемым требованиям к надежности и безопасности. Реконструкция здания соответствует требованиям строительных, градостроительных, санитарно-эпидемиологических, противопожарных норм, не представляет угрозу жизни и здоровью проживающих в данном жилом доме граждан, а также сторонних лиц, не ущемляет права и интересы третьих лиц, пригодно для использования по назначению в качестве индивидуального жилого дома.
Оценивая перечисленные выше доказательства, суд считает возможным, в порядке ч. 3 ст. 222 ГК РФ, признать за истцом право собственности на самовольно реконструированный жилой дом, даже при наличии указанных выше отступлений от градостроительных норм застройки, поскольку данные отступления влияют только на права Самойлова К.А. – собственника жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, который возражений против существующего положения не имеет, что следует из его заявления, судом в порядке ч. 2 ст. 1 ГК РФ расценивается как свободное изъявление данного лица при установлении своих прав и обязанностей. Кроме того, судом учитывается, что строительство осуществлено на принадлежащем истцу по праву собственности земельном участке, без существенного нарушения строительных и иных норм и правил, выполненные работы не нарушают права и законные интересы граждан и не создают угрозу их жизни или здоровью.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Бобровской Е. А. удовлетворить.
Признать за Бобровской Е. А. право собственности на жилой дом с кадастровым номером №, общей площадью 74,7 кв.м., жилой площадью 45,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова
Решение в окончательной форме изготовлено 18 ноября 2021 г.
Судья Жигулевского городского суда
Самарской области Н.Ю. Семенова