УИД 10RS0008-01-2020-001091-96
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2020 года г. Медвежьегорск
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ероховой Л.А., при секретаре Павковой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-484/2020 по иску Оятина М.А. к Администрации муниципального образования «Медвежьегорский муниципальный район» о предоставлении жилого помещения,
установил:
Истец Оятин М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с указанным иском по тем основаниям, что его мать Оятина Т.П. умерла 13.06.2009, отец Оятин А.М. умер 23.08.2015. В период с 22.08.2012 по 30.06.2016 истец обучался в речном училище в г. Петрозаводске и находился на полном государственном обеспечении. Жилое помещение по адресу Республика Карелия, <адрес>, в котором истец зарегистрирован по месту жительства, распоряжением Администрации Паданского сельского поселения № 11 от 27.04.2016 признано непригодным для постоянного проживания. Распоряжением Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 596-р от 31.10.2019 указанное жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» от 09.07.2020 № 661 истцу отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, поскольку истец не относится к категории лиц, указанных в ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Оятин М.А. полагает, что имеет право на получение жилья, поскольку относится к категории детей-сирот. Истец просит суд обязать Администрацию МО «Медвежьегорский муниципальный район» предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании истец Оятин М.А. требование по изложенным основаниям поддержал.
Представитель ответчика Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» по доверенности Дуб Н.С. в судебном заседании против иска возражала, указав, что правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку истец не относится к категории лиц, подлежащих в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда.
Представитель третьего лица Министерства социальной защиты Республики Карелия не явился, извещен, просил о рассмотрении дела без своего участия. В письменных возражениях указал, что по достижении возраста 18 лет истец не относился к категориям граждан, перечисленных в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, так как отец истца умер в период обучения истца в образовательном учреждении профессионального образования, когда истцу было более 18 лет.
Представитель третьего лица Администрации Паданского сельского поселения не явился, извещен.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя.
Статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ для целей Федерального закона определяет понятия, в том числе:
- дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
- лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
- лица, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых в период их обучения по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих умерли оба родителя или единственный родитель.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя", государственное обеспечение и социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), однократное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, установленные настоящим Законом, являются расходными обязательствами Республики Карелия.
В силу ст. 3.1 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 N 921-ЗРК дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Таким образом, при разрешении настоящего спора юридическое значение имеет установление обстоятельств, дающих основания отнести истца Оятина М.А. к категории лиц, указанных в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ.
Как следует из материалов дела, родителями Оятина М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлись Оятина Т.П. и Оятин А.М..
Мать истца - Оятина Т.П. умерла 13.06.2009. Отец истца - Оятин А.М. умер 23.08.2015.
Приказом № 888/с от 22.08.2012 Оятин М.А. был зачислен в Беломорско-Онежский филиал ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова», где обучался на бюджетной основе, прошел полный курс обучения по специальности судовождение и был отчислен по завершении обучения приказом № 168/ф от 29.06.2016 с выдачей диплома о среднем профессиональном образовании.
Согласно справке Администрации Паданского сельского поселения от 09.06.2020 истец Оятин М.А. с 02.08.2010 по настоящее время зарегистрирован по месту жительства по адресу: Республика Карелия, <адрес>
Указанное жилое помещение распоряжением Администрации Паданского сельского поселения № 11 от 27.04.2016 признано непригодным для постоянного проживания, распоряжением Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 596-р от 31.10.2019 признано аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расселения до 31.12.2027.
Постановлением Администрации МО «Медвежьегорский муниципальный район» № 661 от 09.07.2020 Оятину М.А. отказано в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Как следует из содержания протокола заседания комиссии и постановления № 661 от 09.07.2020, при рассмотрении представленных Оятиным М.А. документов установлено, что заявитель не относится к категории лиц, подлежащих в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. Исследованные доказательства свидетельствуют о том, что истец к указанной категории лиц не относится, поскольку смерть отца истца наступила, когда Оятину М.А. было более 18 лет. Соответственно, истец не относится к категории граждан, которые на основании ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. То обстоятельство, что Оятин А.М. умер в период получения истцом профессионального образования, исходя из содержания ст. 1 и ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996, основанием для признания за истцом права на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда являться не может. При установленных обстоятельствах иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 194 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении иска Оятину М.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Л.А. Ерохова
Решение в окончательной форме составлено 16.10.2020.