Решение по делу № 33-361/2018 (33-10193/2017;) от 20.12.2017

г.Хабаровск

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 января 2018 г. по делу № 33-361/2018 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего М.В. Гвоздева,

судей И.Н.Овсянниковой, К.В.Аноприенко,

при секретаре С.А.Никитченко,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Управления лесами Правительства Хабаровского края, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) на решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 25 октября 2017 года, принятое по гражданскому делу по иску прокурора Нанайского района в интересах неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, Краевому государственному казенному учреждению «Нанайское лесничество», Федеральному агентству лесного хозяйства о возложении обязанности по организации проведения лесоустройства.

Заслушав доклад судьи Овсянниковой И.Н., пояснения прокурора Лазаревой Н.А., представителя Управления лесами Правительства Хабаровского края – Ким О.И., представителя Федерального агентства лесного хозяйства – Туровской В.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Нанайского района обратился с иском в защиту нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению лесами Правительства Хабаровского края, КГКУ «Нанайское лесничество» о возложении обязанности по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах КГКУ «Нанайское лесничество», филиала «Иннокентьевское лесничество» в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указал, что прокуратурой Нанайского района была проведена проверка КГКУ «Нанайское лесничество», в ходе которой было установлено, что учреждением длительный период времени не принимается мер по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в границах Нанайского лесничества, а также Иннокентьевского участкового лесничества, последние лесоустроительные работы проведены на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество», филиала Иннокентьеское лесничество» (344346 га) в 1991 году. В настоящее время применяемые на территории Нанайского лесничества мероприятия по охране лесов требованиям Лесоустроительной инструкции не соответствуют, поскольку спроектированы на материалах таксации со сроком давности 26 лет. Не проведение лесоустройства создает реальную угрозу потери леса, как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, что является нарушением прав неопределенного числа граждан, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране лесов. Невыполнение управлением лесами Правительства Хабаровского края мероприятий по охране, защите, обеспечению санитарной безопасности в лесах является нарушением лесного законодательства, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, а в условиях пожароопасного периода может повлечь за собой возникновение неблагоприятной экологически опасной обстановки в виде пожара, что причинит ущерб РФ.

20.09.2017 года определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное агентство лесного хозяйства в лице Департамента лесного хозяйства по Дальневосточному федеральному округу.

С учетом уточненных исковых требований просил возложить обязанность по организации проведения лесоустройства на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество» на Управление лесами Правительства Хабаровского края.

Решением Нанайского районного суда Хабаровского края от 25 октября 2017 года исковые требования прокурора Нанайского района удовлетворены, на Управление лесами Правительства Хабаровского края возложена обязанность в течение двух лет со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество». На Федеральное агентство лесного хозяйства возложена обязанность обеспечить финансирование для осуществления Управлением лесами Правительства Хабаровского края возложенных на них мероприятий по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество».

В апелляционной жалобе Управление лесами Правительства Хабаровского края просит отменить решение суда и принять новое, которым в удовлетворении исковых требований прокурору отказать. Указывает, что судом первой инстанции неправильно истолкован пункт 150 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011г. № 516. Действующими правилами проведения лесоустройства, содержащими требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, установленными Лесоустроительной инструкцией не определена частота их актуализации, не установлено императивное требование о проведении таксации лесов каждые 10 лет, в связи с чем, материалы таксации 1991-2004 годов являются действующими и пригодными для использования в работе. Судом не дана правовая оценка письму Рослесхоза от 27.02.2015г., из которого следует, что в случае выявления несоответствия документальной информации в государственном лесном реестре из-за давности таксации более 10 лет достаточно составления Акта несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию. Материалы лесоустройства 1995,1996 и 1998 годов не могут создать реальную угрозу потери леса, не причиняют ущерб РФ, не затрагивают прав неопределенного круга граждан в использовании и охране лесов. Управление лесами неоднократно с 2012г. направляло в Федеральное агентство лесного хозяйства альбом форм с расчетами потребности в бюджетном финансировании переданных полномочий, в том числе на организацию проведения лесоустройства, однако средств в запрашиваемом объеме выделено не было.

В апелляционной жалобе Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое. Указывает, что в нарушении требований ч.4 ст. 198 ГПК РФ мотивировочная часть решения суда не содержит ссылки на законы, которыми руководствовался суд, делая вывод, легший в основу оспариваемого решения. Несоблюдение установленного действующим законодательством механизма расчета объема и порядка предоставления субвенций на исполнение переданных полномочий РФ приведет к нарушению главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферы, условий их предоставления, что влечет возникновение административной ответственности. Федеральное агентство лесного хозяйства не определяет направления расходования средств субвенций, а согласовывает их. В мотивировочной части решения суда не указаны доводы, по которым суд отверг доказательства Федерального агентства лесного хозяйства. Суд вышел за пределы заявленных требований, поскольку истец не заявлял требований к Федеральному агентству лесного хозяйства об обеспечении финансирования для осуществления Управлением лесами Правительства Хабаровского края возложенных на них мероприятий, однако указанное не заявленное истцом требование к Федеральному агентству лесного хозяйства незаконно разрешено судом. Поданное исковое заявление не могло быть рассмотрено в рамках гражданского судопроизводства и подлежало рассмотрению по правилам административного производства, в связи с чем производство по делу должно быть прекращено.

В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы, Управление лесами Правительства Хабаровского края указывает, что апелляционная жалоба Федерального агентства лесного хозяйства не подлежит удовлетворению.

Принимая во внимание, что судом апелляционной инстанции были предприняты все возможные меры для надлежащего извещения КГКУ «Нанайское лесничество», Департамента лесного хозяйства по ДФО о времени и месте судебного разбирательства по правилам ст. 113 ГПК РФ, судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В силу части 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, возражений, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, судебная коллегия не нашла оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в соответствии с положениями статьи 83 Лесного кодекса РФ, Хабаровскому краю в лице Управления лесами Правительства Хабаровского края переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе, по организации использования лесов, их охране, защите, воспроизводству лесов, а также по проведению на землях лесного фонда субъекта лесоустройства.

Согласно статье 68 Лесного кодекса РФ лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, а также таксацию лесов.

Лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса РФ, в частности, на землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса. Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. (статья 67 Лесного кодекса РФ).Пункт 58 Лесоустроительной инструкций, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12.12.2011 года № 516, устанавливает, что таксация лесов проводится для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.

В силу частей 3-6 статьи 83Лесного кодекса РФ средства для осуществления полномочий по проведению на землях лесного фонда лесоустройства, переданных органам государственной власти субъектов РФ, предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета и являются расходным обязательством РФ.

Правила расходования и учета таких денежных средств утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2006 года № 837 «Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета, бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений».

Согласно пункту 3 Правил, органы государственной власти субъектов РФ не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства целевые прогнозные показатели на очередной финансовый год и плановый период (в случае необходимости их установления) и мероприятия, направленные на их достижение, предусмотренные перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

При недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство лесного хозяйства с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва.

Основанием для выделения бюджету субъекта Российской Федерации дополнительных средств нераспределенного резерва является решение Федерального агентства лесного хозяйства, принимаемое в месячный срок с даты поступления обращения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 7.5 Правил).

Федеральным законом от 01.12.2014 года № 384-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрено предоставление в 2016 и 2017 годах Хабаровскому краю субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в сумме 6 705 902,4 и 6 818 733,3 тыс. рублей соответственно.

Исходя из системного толкования названных правовых норм и руководствуясь представленными в деле доказательствами, которые подтверждают тот факт, что на территории, подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество», филиал «Иннокентьевское лесничество» последние лесоустроительные работы проводились в 1991 году, судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции, который правомерно возложил на Управление лесами Правительства Хабаровского края в течение двух лет со дня вступления настоящего решения суда в законную силу организовать проведение лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество», и правомерно возложил на Федеральное агентство лесного хозяйства обеспечить финансирование для осуществления Управлением лесами Правительства Хабаровского края возложенных на них мероприятий по организации проведения лесоустройства путем таксации лесов, проектирования мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории подведомственной КГКУ «Нанайское лесничество» - филиале «Иннокентьевское лесничество».

Доводы апелляционной жалобы Управления лесами Правительства Хабаровского края о том, что действующими правилами проведения лесоустройства императивно не установлена частота проведения таксации каждые 10 лет, суд апелляционной инстанции признает несостоятельными, поскольку они являются следствие неправильного применение норм действующего законодательства.

Так, согласно пункту 150 Лесоустроительной инструкции, проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется для лесотаксационных выделов, как правило, одновременно с таксацией лесов или по результатам таксации лесов со сроком ее давности не более 10 лет на основе оценки комплекса воздействующих факторов и анализа эффективности выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. При сроках давности таксации лесов более 10 лет проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов осуществляется только одновременно с проведением повторной таксации лесов.

Указание в жалобе на то, что судом не дана правовая оценка письму Рослесхоза от 27.02.2015 года № ПК-06-54/1869 не является основанием для отмены решения суда, поскольку не опровергает верных выводов суда первой инстанции.

Проведение работ по лесоустройству в виде таксации лесов является продолжительным по времени, трудоемким и затратным мероприятием. Однако невыполнение предусмотренных законодательством Российской Федерации обязанностей по отношению к лесам, создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является нарушением прав граждан на благоприятную окружающую среду, поскольку препятствует надлежащему использованию и охране указанных лесов вследствие отсутствия мероприятий по лесоустройству в виде охраны, защиты и таксации. Отсутствие денежных средств, финансирования не является основанием для освобождения ответчиков от возложения на них законом обязанностей.

Доводы жалобы Федерального агентства лесного хозяйства, также не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку, как правильно указано в решении, Агентство как главный распорядитель денежных средств несет ответственность за выделение финансовых средств из федерального бюджета на охрану лесов в соответствии с установленными действующим лесным и бюджетным законодательством нормами, причем, размер выделяемых денежных средств должен соответствовать объему проводимых мероприятий.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, отсутствие денежных средств, финансирования не является основанием для освобождения ответчиков от возложенных от них законом обязанностей.

При этом в силу Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, субъекты Российской Федерации вправе участвовать в формировании перечня мероприятий по осуществлению таких полномочий.

Ссылка Федерального агентства лесного хозяйства на сообщение Министерство финансов РФ от 02.11.2017г. несостоятельна, основанием для отмены решения суда первой инстанции не является.

Установленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений лесного законодательства определен судом, исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, которые необходимо провести для их устранения.

Довод апелляционной жалобы о том, что суд не дал оценку в решении доводам ответчика в нарушение положений ст. 198 ГПК РФ, также не влечет отмену судебного решения, поскольку он не основан на решении суда, в котором содержится оценка доводов ответчиков, а также значимых по делу обстоятельств, и представленных сторонами доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Доводы жалобы о том, что суд при разрешении спора вышел за пределы заявленных требований, так как прокурором исковые требования к Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) не заявлялись, несостоятельны, поскольку в связи с характером спора Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) на основании ходатайства представителя ответчиков было правомерно привлечено к участию в деле в качестве соответчика определением Нанайского районного суда Хабаровского края от 20.09.2017г., судом были разрешены требования по иску исходя из фактических обстоятельств дела, предмета и их оснований, таким образом, все проверенные судом обстоятельства по рассматриваемому спору, входят в объем исковых требований.

В целом доводы апелляционных жалоб сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства, по существу направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательств, они не опровергают выводов суда, а повторяют позицию ответчиков, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, и поэтому не могут служить основанием для отмены постановленного по делу решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Нанайского районного суда Хабаровского края от 25 октября 2017 года, - оставить без изменения, апелляционные жалобы Управления лесами Правительства Хабаровского края, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу в день его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции – Президиум Хабаровского краевого суда, в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий: М.В. Гвоздев

Судьи: И.Н.Овсянникова

К.В.Аноприенко

33-361/2018 (33-10193/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Нанайского района
Ответчики
КГКУ Нанайское лесничество
Федеральное агенство лесного хозяйства
Управление лесами Правительства Хаб. края
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Овсянникова Ирина Николаевна
19.01.2018[Гр.] Судебное заседание
29.01.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.01.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее