Дело № 2-2508/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2014 года
Ленинский районный суд города Смоленска
Под председательством судьи Куделиной И.А.
При секретаре Козловой И.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Томилиной З.С. об оспаривании ответа старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Смоленска УФССП России по Смоленской области,
УСТАНОВИЛ:
Томилина З.С. обратилась в суд с заявлением об оспаривании ответа старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Смоленска УФССП России по Смоленской области, указав следующее.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа мирового судьи судебного участка № 8 г.Смоленска судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Смоленска возбуждено исполнительное производство №. Прокуратурой Ленинского района г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление в адрес Ленинского РОСП г.Смоленска об устранении нарушений законодательства об исполнительном производстве. ДД.ММ.ГГГГ Ленинским районным судом г.Смоленска вынесено частное определение в адрес старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Смоленска об устранении нарушений судебными приставами-исполнителями положений инструкции по делопроизводству. ДД.ММ.ГГГГ заявителем было получено постановление заместителя старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. Данное постановление было обжаловано ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Смоленской области. Прокуратура Смоленской области поручила Управлению ФССП по Смоленской области рассмотреть данную жалобу по существу. Отказ в рассмотрении жалобы по существу является незаконным.
Уточнив требования, просит суд признать незаконным ответ старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ и отменить его, а также обязать службу судебных приставов рассмотреть жалобу от ДД.ММ.ГГГГ по существу.
В судебном заседании представитель Томилиной З.С. Томилин С.Н. поддержал заявление. Пояснил суду, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ было получено заявителем ДД.ММ.ГГГГ. Жалоба на данное постановление была подана в установленный законом десятидневный срок – ДД.ММ.ГГГГ Жалоба была подана прокурору Смоленской области на основании ч.4 ст.19 ФЗ РФ «О судебных приставах». Оспариваемым ответом нарушаются охраняемые законом права и интересы Томилиной З.С., поскольку должностные лица службы судебных приставов уклоняются от рассмотрения ее требований по существу.
Заместитель начальника отдела – заместитель старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Смоленска Семченкова Н.В. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила суду, что заявление Томилиной З.С. поступило из прокуратуры Ленинского района г.Смоленска ДД.ММ.ГГГГ. Порядок и срок обжалования постановления судебного пристава-исполнителя предусмотрены ч.2 ст.441 ГПК РФ и ст.122 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве». Жалоба должна быть подана в десятидневный срок в суд либо вышестоящему должностному лицу. Порядок обжалования разъяснен в тексте постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Получив постановление ДД.ММ.ГГГГ Томилина З.С. имела возможность обжаловать его в установленном законом порядке.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим убеждениям.
В силу положений ч.1, ч.4 ст.128 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Рассмотрение заявления судом производится в десятидневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч.1, ч.3 ст.441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием).
Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 настоящего Кодекса, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
Согласно ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу положений ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как разъяснено в п.1 постановления Пленума ВС РФ № 2 от 10.02.2009г. "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. При этом необходимо учитывать, что решения могут быть приняты как в письменной, так и в устной форме (например, объявление военнослужащему дисциплинарного взыскания). В свою очередь, письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина).
К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Согласно п.3 названного постановления к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, в частности, относятся лица, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающие от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Ленинского РОСП г.Смоленска вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы Томилиной З.С. на постановление о назначении нового срока исполнения и протокол № об административном правонарушении судебного пристава-исполнителя Гончаровой А.В.
Постановление получено Томилиной З.С. ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Томилиной З.С. в Прокуратуру Смоленской области подано заявление, в котором она просит заявление ее сына Томилина С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ и ее заявление от ДД.ММ.ГГГГ, направленные Генеральному прокурору РФ, рассмотреть по существу.
В тексте данного обращения также указано, что зам.начальника Ленинского РОСП г.Смоленска Офицерова О.В. не соответствует занимаемой должности, так как вынесла приведенное постановление.
Данное обращение направлено прокурором области прокурору Ленинского района г.Смоленска.
В УФССП по Смоленской области обращение Томилиной З.С. поступило ДД.ММ.ГГГГ.
Исходящим от ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника отдела старшего судебного пристава Ленинского РОСП Ефременковой Ю.В. в адрес Томилиной З.С. сообщается, что жалоба на постановление от ДД.ММ.ГГГГ поступила в службу судебных приставов ДД.ММ.ГГГГ по истечении срока, предусмотренного ст.122 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве». Томилиной З.С. отказано в рассмотрении жалобы в связи с пропуском срока обжалования постановления.
Как разъяснено в п.25 названного постановления при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Оценивая правомерность оспариваемого ответа, суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч.1 ст.121 ФЗ РФ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя или заместителя старшего судебного пристава, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, на их действия (бездействие) подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится судебный пристав-исполнитель или заместитель старшего судебного пристава (ч.1 ст.123 Закона).
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст.122 Закона).
Таким образом, законом предусмотрено два способа защиты прав участников исполнительного производства:
- обжалование постановлений судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в порядке подчиненности;
- оспаривание постановлений судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) в суде.
Выбор того или иного способа защиты прав зависит от волеизъявления стороны исполнительного производства.
В постановлении от ДД.ММ.ГГГГ указаны порядок и срок его обжалования.
Несмотря на это, Томилина З.С. обратилась с заявлением, в котором указала на несогласие с данным постановлением, к прокурору Смоленской области.
В соответствии с положениями ст.1, ст.2 ФЗ РФ № 2202-1 от 17.01.1992 (в действующей редакции) «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.
Также в силу ч.4 ст.19 ФЗ РФ № 118-ФЗ от 21.07.1997 «О судебных приставах» надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.
В соответствии со ст.22 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов; возбуждать производство об административном правонарушении, предостерегать о недопустимости нарушения закона; вносить представление об устранении нарушений закона и пр.
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (ч.2 ст.21 названного Закона).
Названными нормативными актами прокурору не предоставлено право на рассмотрение жалоб на постановления должностных лиц службы судебных приставов.
В соответствии с положениями ст.10 ФЗ РФ «О прокуратуре Российской Федерации» и п.3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, обращение Томилиной З.С. было направлено по принадлежности.
Поскольку Томилиной З.С. был нарушен порядок обжалования постановления должностного лица службы судебных приставов, ее обращение было рассмотрено в порядке, предусмотренном ФЗ РФ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", что согласуется с п.14.1 Регламента Федеральной службы судебных приставов, утвержденного Приказом ФССП от 29.05.2012 № 256.
В соответствии с положениями ФЗ РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению (ч.1 ст.9).
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией (ч.1 ст.10).
Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения (ч.1 ст.12).
В силу ч.2 ст.1 названного закона установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В соответствии с п.14.4, п.14.7 Регламента письменные обращения граждан, поступившие в ФССП России в соответствии с ее компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Обращения граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы, приняты необходимые меры и даны письменные ответы.
Нарушение Томилиной З.С. порядка обжалования постановления судебного пристава-исполнителя не может приостановить исчисление срока на его обжалование.
Поскольку жалоба поступила в службу судебных приставов 29.01.2014, то есть по истечении срока, предусмотренного ст.122 Закона, начальником отдела было правомерно отказано в ее рассмотрении по существу на основании п.2 ч.1 ст.125 Закона.
Анализируя исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к убеждению, что обращение Томилиной З.С. было рассмотрено по существу в установлены законом срок, заявителю дан письменный мотивированный ответ в соответствии с требованиями действующего закона.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таком положении, основания для удовлетворения заявления Томилиной З.С. отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.258, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Томилиной З.С. об оспаривании ответа старшего судебного пристава Ленинского РОСП г.Смоленска УФССП России по Смоленской области отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение месяца.
Судья И.А.Куделина
Мотивированное решение изготовлено 23 мая 2014.